Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Экономика ненефтяных арабских стран во втором квартале 2012г.: аккумуляция напряженности

Р.С. Рыбалкин, Е.Э. Успенский, Е.П. Литвина

Несмотря на «разморозку» программ помощи Египту и Иордании, испытывающим острый бюджетный дефицит, рынок по-прежнему оценивает вероятность дефолта этих стран как высокую (см. таблицу 1[i]). В то же время, в экономике стран Северной Африки постепенно наметилось замедление, вызванное разрастанием проблем еврозоны и стагнацией экспорта. Мы ожидаем, что ухудшение экономической ситуации в арабских странах в 2012 году с высокой вероятностью приведет к росту социальной напряженности.

Египет

Во втором квартале 2012 года падение золотовалютных резервов Египта приостановилось. По итогам квартала их объем составил 15,54 млрд долл.[ii], покрывая 3,2 месяцев импорта (против 3,1 в первом квартале)[iii]. В то же время, есть основания полагать, что в реальности цифры не свидетельствуют о снижении давления на курс фунта. Так, нейтральная динамика резервов в июне сопровождалась сокращением запасов иностранной валюты, при этом объем физического золота в ЦБ Египта остался неизменным.

Частичной стабилизации ЗВР также способствовало привлечение Египтом ряда кредитов и грантов на сумму, превышающую 1,5 млрд долларов. Так, в июне  Саудовская Аравия разместила на депозите в ЦБ Египта 1 млрд долларов и приобрела государственных облигаций на 500 млн долларов[iv]. Кроме этого, были подписан ряд соглашений о дальнейшем финансировании со стороны группы Исламского банка развития на 1 млрд долларов[v] и правительства Франции на 50 млн евро[vi]. В то же время, пробуксовка переговоров с МВФ о выделении кредита на 3,2 млрд долларов продолжилась[vii].

Кроме этого, согласно данным Министерства финансов, общий дефицит бюджета в Египте возрастет на 12,5% (до 22,26 млрд долл.) в новом финансовом году, который начался 1 июля[viii]. Расходы на органы госуправления возрастут на 15%, на столько же будут увеличены пенсии (т.е. не менее чем на 8,25 млрд долл.[ix]). Рост неинвестиционных расходов, скорее всего, приведет к раскрутке инфляции. С учетом погашения Египтом части внешнего долга в июле 2012 г. мы ожидаем, что по итогам июля объем ЗВР продолжит сокращение, а давление на курс фунта сохранится.

С учетом этого, мы не ожидаем значительного изменения в динамике экономической активности в стране. Несмотря на снижение отчислений в фонд обязательного резервирования на 4 процентных пункта (п.п.) с начала года[x] мы не ожидаем ускорения темпов роста ВВП из-за вероятной стагнации экспорта (на долю еврозоны приходится около трети экспорта Египта).

Иордания

С начала событий «арабской весны» экономика Иордании развивалась по пути, аналогичному египетскому[xi]. Из-за колоссальной зависимости от импорта продовольствия[xii], была предпринята попытка удержать  курс динара. Хотя положительные результаты и были достигнуты, она привела к истощению золотовалютных резервов страны (часть которых к тому же была потрачена на финансирование дефицита бюджета в 2012 году). При этом снижение поступлений от иностранных работников и спад иностранных инвестиций позволяют предположить, что давление на курс динара сохранится в будущем, несмотря на ужесточение кредитно-денежной политики (за последний год ставка по депозитам была повышена на 1 п.п., см. график 1).

Параллельно с этим страна столкнулась с  катастрофическим ухудшением дефицита бюджета (3,6 млрд долларов без учета иностранной помощи в 2011 году или 12% ВВП[xiii]), вызванным, в первую очередь, резким ростом субсидий на продовольствие (на 1 млрд долларов). Ситуация усугубляется резким сокращением международной помощи: если в 2011 году Иордания получила помощь на 1,6 млрд долларов (в основном от Саудовской Аравии), то за первые 4 месяца 2012 г. совокупный объем грантов составил лишь немногим более 24 млн долларов. Как и в Египте, рост государственного долга по большей части был профинансирован банками и ЦБ в ущерб частному сектору (см. график 2). Однако, к концу 2 квартала этот ресурс, судя по стагнации активов банковской системы, оказался исчерпан, и стране пришлось прибегнуть к помощи МВФ.

В результате, в июле 2012 года было достигнуто соглашение о предоставлении трехлетнего кредита МВФ объемом 2 млрд долларов (что в 8 раз превышает квоту Иордании[xiv]), предусматривающее продолжение бюджетных реформ. В то же время, средства МВФ могут быть недостаточны для решения даже текущих проблем. Так, дефицит бюджета без учета помощи в 2012 году официально запланирован в объеме 2,6 млрд долларов[xv], однако, скорее всего не сильно сократится по сравнению с 2011 годом. Кроме этого, проведение бюджетных реформ в условиях негативной макроэкономической конъюнктуры будет проблематичным. В случае неудачи Иордания может столкнуться либо с девальвацией динара, либо с полноценным фискальным кризисом уже в следующем году.

Тунис и Марокко

Во втором квартале 2012 года экономическое положение стран Северной Африки стало ухудшаться. Так, темпы экономического роста Марокко по сравнению с первым кварталом 2012 года снизились с 2,8% до 2,6%[xvi].

В результате крупной засухи, с одной стороны, и аномально низких температур, с другой стороны, сельскому хозяйству Марокко был нанесён серьёзный урон. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года, производство сельскохозяйственной продукции в 2012 году уже сократилось на 9,8%[xvii]. По оценкам посольства США, урожай зерновых в королевстве в 2012 году не превысит 3,2 млн тонн, в то время как  2011 году аналогичный показатель составил около 8 млн тонн[xviii].

Негативное влияние на экономику Марокко оказывает кризис еврозоны и, прежде всего, ухудшающееся положение Испании. Королевство исторически имеет тесные взаимоотношения с этой европейской страной. Так, в настоящее время на территории Испании проживает около 780 тысяч марокканцев[xix], при этом на нее приходится около 18,6% экспорта королевства[xx].

Схожая ситуация наблюдается в Тунисе, где дефицит платежного баланса вырос до 4% ВВП в конце первых пяти месяцев 2012 года против 3% на конец того же периода в 2011 году[xxi]. В то же время, в отличие от других арабских стран, ни Тунис, ни Марокко не испытывают острого дефицита ликвидности. Так, Марокко в августе привлекло кредитную линию от МВФ на 6,2 млрд долларов[xxii], а Тунис смог привлечь льготный кредит под гарантии правительства США на 485 млн долларов[xxiii].

В целом, в настоящий момент мы склонны оценивать проблемы в экономике этих стран как умеренные, а вероятность резкой эскалации кризисных явлений в ближайшее время – как низкую. В то же время, дальнейшее увеличение торгового дефицита может привести к стагнации национального производства и радикализации политической ситуации в стране.



[i]               По данным Bloomberg. Расчет производился в соответствии со стандартной моделью ISDA при допущении списания 75% долга в случае дефолта.

[ii]              http://www.bloomberg.com/quote/EGIRGOR:IND

[iii]              Рассчитано по: http://www.cbe.org.eg/public/All_Monthly_Statistical_Bulletin_PDF/2012/Bulletin_2012_05_May/42_23_Payments_for_Merchandise_Imports_by_Degree_of_Use.pdf

[iv]              http://www.alarabiya.net/articles/2012/06/08/219433.html

[v]              http://www.itfc-idb.org/content/usd1-billion-itfc-support-egyptian-food-and-energy-sectors

[vi]              http://thedailynewsegypt.com/2012/07/12/e50m-french-loan-to-expand-electricity-grid/

[vii]             http://www.reuters.com/article/2012/08/05/us-imf-egypt-idUSBRE8740LZ20120805

[viii]            http://www.egyptindependent.com/news/egypt-budget-projects-125-higher-deficit-201213

[ix]              http://online.wsj.com/article/BT-CO-20120701-700683.html

[x]              Последнее снижение вступило в силу с 26 июня, http://cbe.org.eg/public/RRR_statement_May.pdf

[xi]              Подробнее об экономике Египта см. Рыбалкин Р.С., Египет на пути к валютному кризису, Институт Ближнего Востока, 08.01.2012 http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/08-01-12.htm и Рыбалкин Р.С., Египет и Тунис в 1 квартале 2012 года: экономический обзор, 03.05.2012 http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/03-05-12c.htm

[xii]             Подробнее о зависимости арабских стран от продовольственного экспорта см. Ianchovichina, Elena, James Loening, Christina Wood, How Vulnerable Are Arab Countries to Global Food Price Shocks?, World Bank, Policy research Working Paper 6018.

[xiii]            Здесь и далее по данным Центрального банка Иордании, http://www.cbj.gov.jo/uploads/25.xls

[xiv]            http://www.imf.org/external/np/sec/pr/2012/pr12275.htm

[xv]             По данным Департамента основного бюджета Министерства финансов, http://www.gbd.gov.jo/gbd/content/budget/MD/ar/2012/3.pdf

[xvi]            По данным Haut Commisariat au Plan http://www.hcp.ma/Note-de-conjoncture-Juillet-2012_a1040.html

[xvii]            Там же

[xviii]           The Guardian, 14 April 2012, Drought, falling tourism threaten Morocco economy, http://www.guardian.co.uk/world/feedarticle/10195107

[xix]            El Pais, 19 April 2012, Spain’s record immigration levels are consigned to the past, http://elpais.com/elpais/2012/04/19/inenglish/1334860387_997734.html

[xx]             CIA, The World Factbook, 24 July 2012

[xxi]            http://www.bct.gov.tn/bct/siteprod/english/actualites/evenement.jsp

[xxii]            http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2012/CAR080312B.htm

[xxiii]           http://www.bct.gov.tn/bct/siteprod/documents/usaid_an(1).pdf

Начало