Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Великобритания: о деятельности Анжема Чоудари

Ф.О. Плещунов

 Ещё несколько лет назад, когда заходила речь об угрозе (прежде всего, террористической) европейской безопасности со стороны исламистов и исламских фундаменталистов, угроза эта почти всегда ассоциировалась с конкретными именами и движениями, главным образом, с «Аль-Каидой», Усамой бен Ладеном, его видными последователями и сторонниками в Старом Свете, вроде Абу Хамзы аль-Масри или Абу Катада. Но сперва европейские и американские власти (правда, в большинстве случаев только после терактов) пересажали последователей, а затем ликвидировали в Пакистане и самого Усаму бен Ладена. С тех пор воинствующая идеология «Аль-Каиды» несколько растеряла популярность среди сочувствующих европейских мусульман, а исламистская угроза утратила «лицо» с длинной бородой и в характерном головном уборе, которое было бы призвано, хищно скалясь с многочисленных изображений в СМИ, запугивать европейцев «неизбежным доминированием ислама во всём мире». Но когда из пруда вылавливают всю крупную рыбу, рыбёшка помельче начинает считать себя достаточно большой, чтобы претендовать на вакантное место главного хищника.

Нередко гонора и громких речей оказывается достаточно для завоевания авторитета. В особенности это касается в массе своей невежественной исламистской среды европейского континента, представители которой обычно принимают за ислам предрассудки, анахронизмы и архаичные традиции. В общем, практически всё, что назовут таковым более образованные и умные из них. Всё это в полной мере относится к Анжему Чоудари (Anjem Choudary), радикальному проповеднику из Великобритании, деятельность которого сегодня можно назвать большей угрозой для всего, что связано с западным образом жизни, чем теракты «Аль-Каиды».

Чоудари родился в юго-восточном Лондоне в 1967 г. и таким образом является представителем второго поколения мусульман-иммигрантов, родители которых приехали в Великобританию в поисках лучшей жизни в 50-60-х гг. ХХ века. И в целом были этой жизнью вполне довольны, особенно, когда правительство позволило им воссоединиться со своими семьями. Однако их детям жить в Соединённом Королевстве понравилось не очень, что они начали демонстрировать в ходе многочисленных протестных акций и массовых беспорядков на территории компактных гетто в 1980-х и 1990-х гг. Вот только никто из них от британского паспорта не отказался и на родину предков не вернулся. Вместо этого, не найдя себе места в обществе (а нередко просто не обладая достаточными волей и желанием, чтобы это сделать) и вдобавок, попав под влияние исламистских проповедников, во множестве приехавших в Великобританию в это время, они решили переделать страну под себя. Неважно, что согласно идеологии, в которую они верили, всеми несогласными с подобной перспективой с лёгкостью можно было пожертвовать.

Биография Чоудари отчасти помогает понять, что привело его к решению стать т.н. проповедником ненависти (как любят именовать подобных ему людей в западных СМИ). Как и многих других, присоединиться к исламистскому подполью его подтолкнули жизненные неудачи и неспособность найти своё место в британском обществе. В 1980-х гг. он изучал медицину в Университете Саутгемптона, но провалил экзамены по итогам первого года обучения, после чего переключился на юриспруденцию. После получения диплома не мог найти работу по специальности и некоторое время вынужденно преподавал английский как второй язык. В какой-то момент он даже стал председателем Общества мусульманских юристов, но позднее был исключён из официального реестра практикующих юристов. Однако к тому времени он уже посвятил всего себя делу популяризации исламизма на британских островах.

В 1996 г. Чоудари вместе с Омаром Бакри Мохаммедом, ранее развивавшем британское отделение «Хизб ут-Тахрир», создаёт в Соединённом Королевстве исламистскую организацию «Аль-Мухаджирун» (была основана Бакри в Мекке ещё в 1983 г., но власти Саудовской Аравии запретили её в 1986 г.). Пожалуй, наиболее известной акцией «Аль-Мухаджирун» до расформирования в октябре 2004 г. стала конференция «Великолепные 19» (The Magnificent 19), прославлявшая всех участников террористического заговора, результатом которого стали теракты 11 сентября 2001 г. в США. Следующим этапом стала «Аль Гурабаа», запрещённая британскими властями в 2006 г. за поддержку терроризма.

В конце 1990-х Чоудари вместе с Абу Хамзой аль-Масри и Омаром Бакри Мохаммедом организовывал курсы подготовки боевиков-добровольцев и их последующую отправку для участия в военных действиях в Чечне на стороне сепаратистов. На просторах Интернета и сегодня можно найти его цитаты в рамках репортажа телеканала ОРТ российского телевидения: «Только одна группа на прошлой неделе составила 38 человек, но сейчас набор организован при многих мечетях. Сотни, если не тысячи мусульман, уже подготовлены для поездки в Чечню из Британии». С тех пор прошло немало времени, однако взгляды Чоудари ничуть не изменились, только теперь он прикрывает их призывами к шариату, точнее, к некоей собственной его разновидности. Кроме того, с тех пор выросли статус и авторитет Чоудари в среде британских исламистов. Абу Хамза в тюрьме, Омару Бакри въезд в страну запрещён, так что Анжем теперь на первых ролях и смог, наконец, отрастить большую бороду.

Необходимо отметить, что британский экстремист довольно последователен в своих действиях. На протяжении нескольких лет он с завидным упорством реанимирует под разными именами одно и то же движение, которое британское правительство, к счастью, столь же последовательно раз за разом запрещает. Так «Аль-Мухаджирун» сперва превратилось в «Аль Гурабаа», после – в Islam4UK, а затем в группу под красноречивым названием «Мусульмане против крестоносцев» (Muslims Against Crusades). К сожалению, власти Соединённого Королевства не достаточно оперативно реагируют на деятельность этих организаций, так что прежде чем попасть под запрет, они успевают серьёзно поспособствовать в деле продвижения исламистской идеологии на территории Великобритании и Европы или, как минимум, наделать немало шума. Например, результатом усилий Islam4UK на данном направлении стало открытие в разных районах страны нескольких десятков неофициальных шариатских судов, т.е, фактически, создание правовой системы, параллельной государственной. Организация «Мусульмане против крестоносцев» была создана в 2010 г., а запрещена 11 ноября 2011 г., но успела за это время сделать немало.

Одной из главных акций группы стало введение в ряде районов страны, в частности, в городах Брэдфорд и Дьюсбери в Йоркшире, в лондонском Тауэр Хэмлетс «Зон под контролем шариата» (Shariah Controlled Zone), т.е., зон, где не действуют никакие официальные законы, да и само понятие «британское общество» фактически предано забвению. Данные зоны были объявлены британскими халифатами, живущими исключительно по законам шариата. Об этом прохожих предупреждают плакаты и листовки, перечисляющие вещи, находящиеся под запертом: алкоголь, азартные игры, музыка и концерты, наркотики и курение, порнография и т.д. Тогда Чоудари весьма оптимистично комментировал свой новый проект: «Мы создадим административную зону шариатского закона в мусульманских частях Большого Лондона. Мы посеем долговременные семена исламского эмирата. Мы создадим зону, в которой мусульмане смогут взаимодействовать и заниматься бизнесом исключительно друг с другом, вне всякой связи с британским обществом».

Призывы к введению шариата в Европе служат для Чоудари удобным прикрытием его куда более экстремистских взглядов, позволяя, когда необходимо, ссылаться на то, что он действует исключительно в интересах ислама. Однако взгляды радикального проповедника, наоборот, полностью извращают суть этого религиозного учения, потому что на самом деле, главное, к чему стремится Чоудари (по крайней мере, на словах) – это убить как можно больше «неверных». Нашёлся бы только подходящий повод, а исламист с удовольствием на очередной демонстрации прославит теракты смертников «Аль-Каиды» и призовёт убить всех, кто, по его мнению, оскорбляет ислам. А в этот список автоматически заносятся все, кто поддерживает такой основополагающий для демократической Европы принцип, как свобода слова, позволяя себе высказывать или проявлять ненасильственными способами антипатию к исламу. Да что там, просто те, чьи действия не одобряют Чоудари и его сторонники. Британская королева, бывший премьер-министр страны Тони Блэр, Салман Рушди и т.д. Чоудари призывал казнить всех, кто имеет отношение к карикатурам на пророка Мухаммеда и даже Папу Римского Бенедикта XVI за неудачно вставленную в богословскую лекцию цитату. Само собой, в посвящённых инциденту выступлениях гнев Чоудари и его сторонников в отношении Папы автоматически распространялся на всех христиан, независимо от того, к какой конфессии они принадлежат.

Что ж, если всем играть по таким правилам, тогда, может быть, христианам, следуя ветхозаветному принципу «око за око», нужно призвать казнить самого Анжема Чоудари? Например, за его прошлогоднее «рождественское» обращение, в котором экстремист говорит, что Иисус Христос был мусульманином, а если бы жил сегодня, то пытался бы установить во всём мире законы шариата, либо сидел в тюрьме Белмарш (британская тюрьма, где содержатся многие исламисты, обвинённые в террористической деятельности) за свои взгляды. Вот только призывы к насилию – это удел исключительно самого Чоудари и его сторонников. И свидетельство того, что они представляют собой исключительно деструктивную силу. Причём, не только для немусульман, но и для истинных адептов ислама, которых, по логике Чоудари, необходимо натравить на христиан континента.

В русле подобной стратегии в 2010 г. в городах Великобритании исламистами из запрещённой группировки Islam4UK проводилась кампания под лозунгом «Рождество несёт зло». В рамках кампании на улицах расклеивались плакаты, утверждающие, что именно празднование Рождества следует считать причиной роста в стране числа подростковых беременностей, абортов, случаев заражения венерическими заболеваниями, распространения наркотиков и т.п. В вину Рождеству исламисты также ставили язычество, домашнее насилие (вот только сюда никак не вписываются «убийства чести», практикующиеся в среде выходцев из Пакистана), вандализм и алкоголизм. А, кроме того, само утверждение, что у Бога есть сын, т.е., вся сущность христианства как таковая.

Впрочем, немотивированная агрессия и деструктивная деятельность, подобная вышеописанной, вполне естественна для маргинализированных групп, вроде тех, что объединяют британских исламистов. Там пытаются самореализоваться все те, кто не смог найти себе место в обществе, т.е., фактически, неудачники. В отличие от своих соотечественников-мусульман, членов обеих палат парламента, бизнесменов, учёных, общественных деятелей, которые работают на благо своих единоверцев в рамках британской общественно-политической системы, исламисты ничего не создают, но лишь разрушают, не в силах придумать что-то более оригинальное, чем очередной призыв казнить «неверных». Они претендуют на то, чтобы называться мусульманами и говорить от имени ислама, но своими агрессивными действиями лишь вредят исламскому сообществу страны. К счастью, британские мусульмане это понимают. Так, сопредседатель Консервативной партии баронесса Сайида Варси, обсуждая с журналистом издания «Гардиан» деятельность очередной запрещённой группы Анжема Чоудари «Мусульмане против крестоносцев» и учреждение её активистами «Зон под контролем шариата» в ряде британских городов, заявила, что экстремисты потеряли право называть себя мусульманами, поскольку исказили сам смысл ислама: «Если вы отделяете основание от религии, то вы уже не являетесь последователем этой веры. Я принципиально считаю, что в ту минуту, когда они отделили от религии её основание, они перестали быть её частью».

Как бы то ни было, но Чоудари и его сторонники сегодня продолжают активно действовать не только в Великобритании, но и на территории многих других стран, в особенности европейских, расширяя сеть своих ячеек, подобно тому, как некогда это делала «Аль-Каида». Главная цель везде одна и та же – создание в государствах континента параллельных основному обществу и полностью независимых от него закрытых исламских гетто и районов (или переход на более обособленный уровень уже существующих). А это значит, что речь идёт о самовольном формировании государства в государстве, иными словами, об открытом сепаратизме. Одним из главных инструментов в этой тактике является создание подпольных или полулегальных шариатских судов, призванных сформировать в странах Старого Света параллельную демократической юридическую систему, к тому же ещё и противостоящую ей.

Так, в Бельгии весьма успешно действует организация, название которой созвучно одному из детищ Чоудари, Islam4UK. Речь идёт о группе Sharia4Belgium, которая работает по лекалам, созданным британским исламистом – учреждает нелегальные шариатские суды и зоны шариатского контроля на улицах бельгийских городов. Активисты группы открыто говорят об исламизации Бельгии и превращении её в халифат, как о своей главной цели, попутно призывая к уничтожению демократии. Британец столь же открыто их поддерживает, пророча в интервью бельгийскому таблоиду «De Standaard» свержение «мусульманами» правящих режимов Европы: «В Бельгии значительное исламское население, особенно в городах. Торжество шариата наступит при помощи одного из четырёх способов: или большинство население примет ислам; или иностранные исламские силы завоюют страну; или случится восстание против притеснения мусульман; или мусульмане свергнут правящий режим, и общество будет объединено под главенством ислама».

В Дании пока нет организации с названием, похожем на вышеперечисленные, но зато есть активная группа салафитов, действующая в полном соответствии с программой Анжема Чоудари, т.е., стремящаяся максимально изолировать мусульман страны от датского общества и внедрить на максимально возможной территории законы шариата. Само собой, поддержку и наставления они получают из Великобритании. Так, в феврале Чоудари выступил на демонстрации, посвящённой распространению шариата в Дании и войне ислама против Запада. Она прошла в Копенгагене у здания посольства США. Правда, исламист не присутствовал лично, а вещал в мегафон по телефону из Лондона, озвучив стандартный набор угроз западному миру и прославлений действий «Аль-Каиды».

Аналогичные демонстрации Чоудари и его сторонники в 2011 г. планировали провести и в самих США, где действует группа с названием Shariah4America. Однако в последний момент исламист всё же решил не заигрывать с американскими властями, куда более жёстко реагирующими на всё, что связано с исламским экстремизмом, чем британские, и отменил демонстрацию у Белого Дома, сославшись на то, что «учёные, такие, как Омар Бакри Мохаммед, порекомендовали отложить призыв к шариату в Вашингтоне». Британец решил переключить своё внимание на более безопасные для себя страны, например, Индию, где, и тут Чоудари уже явно не блеснул оригинальностью, начала действовать организация Sharia4Hind. Основной атаке со стороны экстремистов на этот раз подверглись индуизм и Болливуд. Организация призывает заменить все индийские идолы и статуи на мечети, что «будет символизировать трансформацию от политеизма к монотеизму». «Многобожие, многоконфессиональность, распущенность и остальные болезни индустрии Болливуда будут заменены на исламский монотеизм и праведность», - заявляют исламисты. Всё это они представляют, как фатву, в которой, кроме прочего, именуют Мохандаса Ганди не иначе, как тираном.

В то время, как правительства некоторых стран, похоже, всё ещё не осознают масштаб угрозы, которую представляет собой Анжем Чоудари, другие уже сделали британского радикального проповедника персоной нон-грата. В частности, так поступила Франция, весной 2011 г. навсегда запретившая Чоудари пересекать свою границу после того, как он попытался въехать в страну для организации протестной кампании в отношении запрета французских властей на ношение псевдоисламских никаба и бурки в общественных местах. Продемонстрировав подобные намерения, Чоудари проявил себя, как защитник ретроградных традиций, не имеющих с исламом ничего общего, но только извращающих это религиозное учение. Но никаб – лишь вершина айсберга. Куда страшнее другие явления, которые люди, подобные британскому исламисту, стремятся выдать за ислам. Например, убийства чести, когда смерть – единственное решение в отношении человека, навлекшего позор на семью (обычно таковыми экстремисты признают женщин, но никак не себя).

Несмотря на подобные вещи, на родине проповедника ненависти пока не спешат принимать в отношении него радикальных мер, ограничиваясь лишь запретом деятельности возглавляемых им организаций, которые появляются будто головы у гидры. Вероятно, британским правоохранительным органам и спецслужбам трудно отказаться от многолетней привычки использовать исламских экстремистов в качестве своих агентов влияния в тех или иных странах, как было с той же Чечнёй в недалёком прошлом, а потому им не хочется лишать себя одного из потенциальных козырей. Но Чоудари уже неоднократно демонстрировал, что «играет» только в своих интересах или ещё шире – в интересах мирового исламизма. Позволяя ему свободно осуществлять свои планы (уже в европейском масштабе), британские власти фактически потворствуют реализации долгосрочной программы по превращению континента в халифат, живущий по законам шариата. Совершенно очевидно, что негативный эффект от этого с лихвой перевешивает любые выгоды от возможного использования экстремистского проповедника в своих интересах.

Вероятно, было бы слишком громко сегодня называть Анжема Чоудари главной угрозой мировой демократии, тем более, что это наверняка польстило бы его раздутому самолюбию. Громко, но не преждевременно. Активность британского исламиста и его сторонников по всему миру растёт с каждым днём, и её не останавливают простые законодательные запреты. Мировая общественность привыкла, что опасность исходит прежде всего от экстремистов, практикующих акты насильственного терроризма. Но в случае с Чоудари речь идёт уже о куда более грозном в долгосрочной перспективе терроризме идеологическом. Чоудари продвигает шариат и говорит, что действует от имени ислама, но постоянные призывы к казням, поддержка никаба и подобных вещей и явлений, не являющихся, согласно Корану, обязательными атрибутами этой религии или и вовсе противоречащих ей, ясно дают понять, что у Чоудари собственное представление о шариате, которое он и навязывает активно везде, где есть возможность. А что касается взглядов на ислам, то их красноречиво демонстрирует его известная цитата: «Ислам не является религией мира, это религия подчинения».

Тем же, кто толерантно полагает, что худой мир (т.е., зоны шариата в европейских городах) лучше какой бы то ни было ссоры (т.е., терактов), можно напомнить, что несколько лет назад на ряде снимков Анжем Чоудари был запечатлён с 21-летним Мохаммедом Чоудури (Mohammed Chowdhury), участником группы из четырёх человек, в феврале 2012 г. сознавшихся в террористическом заговоре с целью взорвать Лондонскую фондовую биржу. Также на ряде снимков уже Мохаммед запечатлён с плакатами в поддержку одной из запрещённых организаций Чоудари, Islam4UK. Кроме того, члены террористической группы ранее проводили акции, направленные на срыв выборов в Соединённом Королевстве, раздавая листовки, в которых заявлялось, что мусульмане не должны участвовать в выборах и не должны быть частью демократии. Именно такой тактики придерживаются и сторонники Чоудари во многих странах мира, а сам исламист неоднократно выступал с апологетикой подобных акций.

«Я действую против тех, кто, хотя и не принимает непосредственного участия в совершении террористических актов, оказывает им поддержку и делает заявления, прославляющие и превозносящие зверства террористических групп», - комментировал в 2006 г. запрет деятельности очередной организации Анжема Чоудари, «Аль Гурабаа», тогдашний министр внутренних дел Великобритании Джон Реид. С тех пор мало что изменилось, и теми же словами сегодня можно охарактеризовать взгляды самого исламиста. Время полумер прошло, демократическим правительствам давно пора признать Чоудари серьёзной угрозой и дать на неё адекватный ответ.

Начало