Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Правовые и организационные аспекты научно-технического и академического сотрудничества между ФРГ и Государством Израиль

Е.В.Олешкевич

Германия является одним из наиболее важных партнеров Израиля: важнейшим партнером в ЕС и вторым научным партнером по важности и объему совместных научных проектов после США[i]. Ученые еврейского происхождения играли важную роль в немецкой науке начала ХХ века, затем эти связи были прерваны приходом к власти НСДАП в 1933 году и Холокостом. Но даже после свержения нацистского режима понадобилось время на то, чтобы завязать отношения с уже новой Германией – ФРГ. Важной вехой на этом пути был вопрос выплаты Германией репараций государству Израиль после Холокоста (1951 – 1953 гг.), породивший серьезные разногласия в израильском обществе.

Уже в конце 50-х годов существовали контакты между институтом имени Вейцмана в Реховоте и немецким Обществом Макса Планка, затем в 1964 году между ними было заключено первое соглашение. Нужно отметить, что научные и академические контакты предшествовали официальному заключению дипломатических отношений между двумя государствами (1965 г.). Целью подобных контактов было построить заново отношения между научными сообществами обоих государств, прерванные Холокостом. Здесь также следует иметь в виду тот фактор, что население Израиля в это время большей частью было выходцами из Европы, а многие из них – выходцами из Германии. Заметим также, что все подобного рода контакты осуществлялись именно с ФРГ. ГДР никогда не имела официальных контактов и дипломатических отношений с Израилем, однако никогда и не отрицала права Государства Израиль на существование[ii].

Уже в 1973 году был заключен договор между Министерством науки и технологий ФРГ и израильским Национальным советом по исследованиям и разработкам о создании совместного комитета по развитию сотрудничества в сфере науки и технологий. С 2000 года данный договор о сотрудничестве распространяется также на израильское министерство промышленности, торговли и труда. Было решено выделить на эту программу около 1,3 млн евро, а также уделить особое внимание таким областям как электроника, информационные технологии, биотехнологии и смежным с ними областям.

В 1978 году было заключено двустороннее соглашение о сотрудничестве между Германией и Израилем, затем в 1985 году – двустороннее соглашение между немецким и израильским министерствами сельского хозяйства о научно-техническом сотрудничестве в аграрном секторе.

В 1996 году был заключен первый договор между ЕС (куда естественным образом входит Германия) и Израилем о научном и техническом сотрудничестве, затем в 1999 году – второй, в 2002 году – третий, а в 2007 году – четвертый договор[iii]. Также на протяжении последних 50 лет между немецкими фондами, университетами и другими научными учреждениями и их израильскими коллегами было заключено большое количество договоров, касающихся совместной научно-исследовательской деятельности и программ обменов для школьников, молодежи и студентов.

2008 год (именно 2008, т.к. в этом году Государство Израиль отмечало 60-летие своего существования) был провозглашен германо-израильским годом науки и технологии, его официальное открытие состоялось 8 апреля 2008 года в Берлине. Таким образом преследовалась следующая цель: подчеркнуть особую роль немецко-израильского сотрудничества в сфере науки и технологии, а также зафиксировать в сознании как израильского, так и немецкого обществ значимость достигнутых успехов в научно-техническом и академическом сотрудничестве между государствами, наметив и новые перспективы. Особо акцентировалась тема сотрудничества между молодыми учеными двух стран. Также были отмечены приоритетные области для научного сотрудничества между Германией и Израилем и подчеркнута необходимость углубления сотрудничества в области гуманитарных и социологических наук, в честь чего был создан новый центр фонда Минерва, посвященный гуманитарным и социологическим наукам[iv]. Обращение к гуманитарным и социологическим наукам при сохранении интереса к техническим и естественнонаучным областям является новым, и в этом контексте делается акцент на кросс-культурных и междисциплинарных исследованиях.

2008 год также был отмечен подписанием меморандума о сотрудничестве в области механизмов чистого развития, который подтверждает соглашение о сотрудничестве по вопросам окружающей среды и охраны природы, заключенное между Германией и Израилем в 1993 году[v]. Также в этом году был подписан меморандум о взаимопонимании в сферах биотехнологий, национальной безопасности, водных ресурсов, пищевых продуктов и инфраструктуры.

В 2008, 2010 и 2011 годах были проведены немецко-израильские межправительственные консультации, которые состояли во встречах профильных министров, затем во встрече кабинетов министров двух стран и подписании договоров об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве[vi]. Отмеченные выше соглашение и меморандум по вопросам окружающей среды стали одной из важных тем для обсуждения. Также большое внимание, помимо экономических и политических вопросов, было уделено теме научно-технического и академического сотрудничества между странами, которое было признано особо значимым[vii].

В июне 2011 года был проведен первый немецко-израильский исследовательский форум, который был посвящен проблемам развития нейробиологии, океанологии, экологии моря, водных технологий, а также перспективам сотрудничества с региональными исследовательскими центрами в Африке[viii]. Во время форума израильским и немецким министрами образования и науки было подписано новое соглашение о сотрудничестве в сфере научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также в сфере профессионально-технического образования. Перспективными сферами для сотрудничества в договоре были названы исследования в области медицинских технологий (особенно в регенеративной медицине), безопасности информационных технологий, рационального использования водных ресурсов[ix].

Следует также отметить, что на современной стадии сотрудничества между Германией и Израилем практически невозможно отделить друг от друга сотрудничество в сфере образования и сотрудничество в сфере науки. В связи с технологизацией современного общества научные и образовательные учреждения мыслятся как единый комплекс, что позволяет находить более быстрый и оптимальный путь интеграции научных разработок со сферой образования и практического применения.

***

Научно-техническое и академическое сотрудничество между Германией и Израилем имеет длительную историю отношений: насколько она может быть длительной при 64-хлетнем существовании Государства Израиль. Как мы уже отмечали выше, подобное сотрудничество опередило заключение дипломатических отношений между государствами. Что же является причиной подобного решения немецкого руководства? Если сейчас в качестве одного из объяснений столь широкого сотрудничества может служить то, что Израиль является одной из ведущих стран в сфере высоких технологий и научных разработок, которые сейчас являются основной статьей экспорта, то в конце 50-х – начале 60-х годов израильская экономика и наука еще были далеки от того уровня, на котором они находятся сегодня.

На наш взгляд, ключевых причин было несколько. Во-первых, Германия ощущала (и ощущает до сих пор) свою ответственность за Холокост и, соответственно, необходимость каким-то образом компенсировать травму, нанесенную как евреям, так и немцам. Своего рода изживанием этого было сотрудничество с  Государством Израиль и завязывание с ним контактов.

Во-вторых, ФРГ в 50-е – 60-е годы как государству еще достаточно слабому и к тому же, на территории которого расположены иностранные войска, было важно подчеркнуть свои миролюбивые намерения (в этом смысле Израиль и сотрудничество с ним именно в научной сфере подходили как нельзя лучше) и одновременно найти союзников – но при этом не настолько сильных, чтобы пытаться установить патронаж над Германией. В этом контексте научное сотрудничество с Израилем было удобным, поскольку являлось плодотворным и эффективным для обеих сторон, а также поднимало международный имидж Германии, сильно упавший после Второй мировой войны.

В-третьих, свою роль сыграло то, что многие израильтяне были родом из немецко-говорящих стран, а в начале XX века именно немецкий был языком науки. После Первой и Второй мировых войн ситуация изменилась, и центр интеллектуального и научного господства постепенно начинает смещаться в США, так что многие ранее сделанные открытия теперь приобретают вид «экспортируемых» из Америки и излагаемых по-английски, постепенно вытесняя господствовавший ранее в научной среде немецкий язык. Таким образом, общий язык (в том числе, общий рефлексивный язык) и общие интеллектуальные и научные традиции, связывающие немцев и еврейских эмигрантов из Германии и Австрии, способствовали научным контактам между Государством Израиль и Германией. Возможно, с точки зрения ФРГ это была также и попытка «на перспективу» сохранить интеллектуальный ресурс через контакты с его носителями, многие из которых эмигрировали из Германии во время правления НСДАП.

Рассматривая современную ситуацию, также можно отметить то, что тема Холокоста по-прежнему ни для израильтян, ни для немцев не исчерпана и продолжает оказывать свое влияние, хотя, наверное, не столь решающее как 50 лет назад. Также и сейчас Германия подчеркивает свою особую ответственность за существование и безопасность Государства Израиль[x]. Однако есть и другие стимулы. Теперь Израиль интересен для Германии и как страна с высоким научным и техническим уровнем, в том числе, в сфере высоких технологий, гражданской безопасности, медицины и т.д.

Научно-техническое сотрудничество между Германией и Израилем представляет собой взаимоотношения партнеров, а не патрона и клиента, что представляет выгоду для обеих сторон (чего мы не можем сказать, к примеру, об арабских партнерах Германии, для которых, безусловно, важны немецкие инновационные технологии, но которые пока не могут претендовать на схожий технологический уровень в рамках своих стран). В сфере безопасности гражданского населения Израиль, возможно, опережает Германию, поскольку еврейскому государству куда чаще приходилось и до сих пор приходится сталкиваться с угрозами для жизни мирных жителей, и потому сотрудничество в этой сфере является плодотворным.

И хотя историки неоднозначно оценивают современное положение отношений между Германией и Израилем (некоторые из них считают, что Израиль постепенно теряет хорошую репутацию среди немцев и что сейчас между Германией и Израилем существует серьезная дистанция, которая только увеличивается)[xi], немецко-израильское сотрудничество в научно-технической и академической областях продолжает углубляться и представляется обоим государствам перспективным и стратегически важным, как мы видим, к примеру, по опыту межправительственных консультаций и что неоднократно подчеркивалось как израильскими, так и немецкими официальными лицами[xii].



[i]               http://www.moital.gov.il/

[ii]              Kloke M. Israel und die deutsche Linke. Zur Geschichte eines schwierigen Verhältnisse. Haag + Herchen, 1994.

[iii]              http://ec.europa.eu/

[iv]              http://www.bmbf.de/

[v]              http://www.environment.gov.il

[vi]              Берг И.С. Дальнейшее развитие германо-израильских отношений. www.iimes.ru

[vii]             http://www.mfa.gov.il

[viii]            Берг И.С. Вопросы развития германо-израильского сотрудничества. Www.iimes.ru

[ix]              http://www.bmbf.de/

[x]              http://www.dw.de/; http://www.haaretz.com/

[xi]              Ibid.

[xii]             http://www.bmbf.de/

Начало