Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Тунис как «зеркало арабской революции» или почему не надо бояться исламистов

А.А.Быстров

Премьер-министр Туниса Хамади Джебали готовится к серьезной чистке возглавляемого им правительства. Ветеран исламистской «Аль-Нахды» принял такое непопулярное решение не от хорошей жизни: за время руководства кабмином ему не удалось переломить негативную экономическую ситуацию. Более того, перспективы и оценки экспертов в отношении тунисской экономики совершенно не радужны. При этом отметим, что собственно экономика и лежала в основе т.н. «жасминовой революции». Тунис выбрал исламистов как единственную альтернативу коррумпированной «светской власти», и от них ожидают если не чуда, то значительного облегчения положения. Этого не происходит, поскольку, как и во время всех «революций», на поверхности появляются популисты и умелые говоруны, которые, однако, мало смыслят в реальной экономике.

Среди «жертв» чистки, в общем-то, харизматичные для «Ан-Нахды» фигуры. Это министр индустрии и самое главное «разочарование года» Мохаммед Ламин Чакчари, министр торговли Башир Заафури, и министр по развитию Ридха Беттаеб. Все три – представители «Ан-Нахды» в правительстве, на которых возлагались основные надежды по выходу из кризиса. Четвертый неудачник - министр финансов Х.Димасси, который является «независимым». Отметим, что в отношении отставки последнего существует несколько версий, одна из которых та, что министр финансов отказывается выполнять «диктаторские» решения премьера в отношении финансовой политики. При этом все правление Джебали отмечено бесконечными попытками подмять «под ставленников «Ан-Нахды» не только министерство финансов, но и Центральный банк страны. Теперь наступает очередь «деидеологизированных» технократов.

Это решение далось Джебали не просто. Он вынужден идти на очень непопулярные в своей родной партии меры, и последствия этого уже начинают сказываться. В «Ан-Нахде» назревает раскол, против «ветеранов» зреет заговор. На последней партийной конференции в середине июля с.г. недовольство «стариками» выразилось в фактической изоляции личной креатуры лидера партии Рашида Гануши и политического советника премьера Лутфи Зейтуна, который с треском проиграл выборы за традиционно показательный пост председателя конференции. Он набрал только 17 голосов из 1100 депутатов. Его в гонке легко обогнал министр здравоохранения А.Мекки, который получил в свою поддержку 469 голосов депутатов. Еще ранее Зейтун проиграл внутрипартийные выборы за пост председателя Шуры партии. Все это говорит о грядущем расколе в рядах исламистов, или, как минимум, серьезных предпосылках к нему. Состоится он или нет, будет зависеть от дальнейших успешных или не очень шагов правительства на экономическом фронте. По нашей оценке, раскол произойдет однозначно, поскольку призванные в правительство технократы будут предлагать вещи, которые слабо вписываются в каноны шариата.

История, в общем-то, предсказуемая, поскольку чудес не бывает. Тунис на этом примере хорошо иллюстрирует, что в принципе ожидает большинство арабских стран «с победившей демократией». Исламизм (мягкий или жесткий) просто будет вынужден играть по известным правилам, в основе которых лежит если не экономическое процветание, то хотя бы рост уровня жизни. Сделать это в большинстве арабских стран, которые не имеют развитой гармоничной экономики, а сидят (кому повезло) на углеводородной игле, без серьезного участия западных компаний будет невозможно. А для этого необходимо забыть о радикализме и пугающих лозунгах. Исламисты в арабских странах оказались в очень непривычной для себя ситуации. Привыкнув к многолетней подпольной борьбе, они демонстрируют в большинстве своем абсолютную неприспособленность к управлению государствами и внятной экономической политике. Последнее диктует забвение прописных исламистских истин, а на это в большинстве своем «старая гвардия» пойти не может в силу отсутствия гибкости. Отсюда «смена караула» с выходом на политический Олимп молодых практиков. И этот путь рано или поздно пройдут все арабские страны, какие бы «исламистские рецидивы» не происходили бы. В этой связи призываем серьезно не относиться к призывам салафитов в Египте снести пирамиды «как языческое проявление», и прочие громкие заявления. Туризм – это то немногое , что еще осталось в активе египетской экономики и рубить этот сук пришедшие к власти «Братья-мусульмане» (если они конечно не самоубийцы) совершенно точно не будут. А вот неизбежное противоборство (и скорее всего военное) с фанатиками-салафитами, за которыми стоят саудовцы, довольно скоро проявится. Как только пришедшие к власти «братья» начнут проводить реальную экономическую политику, которая возможна для Египта только в симбиозе с теми же западными компаниями.

Эта новая элита практически вынуждена играть по неприятным им правилам. Глубочайшее экономическое отставание, отсутствие собственной школы подготовки научных и технических кадров делают ее заложниками ситуации. Тот же Пакистан просто был вынужден поступиться своей национальной гордостью и вновь открыть логистический транзит американских грузов в Афганистан через свою территорию. И для этого надо было лишь на время сократить американскую военную помощь. Тот же «исламистский» Судан делает все возможное и невозможное, дабы выйти из-под режима экономических санкций.

При этом аравийские монархии со своими финансами явно не справляются с ролью донора «арабских революций». Те же катарские и саудовские инвестиции в Тунис по большому счету так и не пришли. Джебали теперь просто вынужден заигрывать со «светскими правителями» в той же Ливии, дабы не попасть под опасность энергетического хаоса.

В этой ситуации говорить о грядущей войне христианской и исламской цивилизаций наивно. Исламской цивилизации просто нечем (да и некем) воевать. А вот ползучая экспансия в страны Европы и США под эгидой «многокультурности» - это действительно реальная угроза, и принимать необходимые меры западным правительствам необходимо было еще вчера.

Начало