Институт Ближнего Востока |
Пересмотрит ли окончательно Пакистан свои отношения с США?
В.И. Сотников
Итак, начался ли последний отсчет в американо-пакистанском стратегическом партнерстве? НАТО фактически признало, что ее авиация атаковал заставу Салала на пакистано-афганской границе около городка Баизай в агентстве Моманд в FATA (Зона племен федерального подчинения). Как утверждает Пакистан, жертвами этих ночных атак натовской авиации стали 26 военнослужащих, 14 были ранены. Начальник штаба сухопутных сил Пакистана генерал Ашфак Первез Кияни осудил удары НАТО в сильных выражениях. В МИД Пакистана был вызвана посол США, где ему был заявлен решительный протест.
Этот инцидент, который на срочно созванном совещании обсудили премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани и высокопоставленные военные и государственные лица страны, как полагают западные аналитики, похоже, углубил кризис и в без того напряженных американо-пакистанских отношениях. В специальном заявлении пакистанские официальные лица заявили, что «правительство [Пакистана] заново пересмотрит все программы деятельности и совместных мероприятий с США/НАТО/МССБ, включая и такие, которые относятся к дипломатическим, политическим, военным и разведывательным».
Они осудили этот инцидент, охарактеризовав его как «неспровоцированное нападение» на пакистанские вооруженные силы авиации НАТО, и назвали этот инцидент «неприемлемым», высказываясь в том духе, что его нельзя рассматривать как ошибку. В этом заявлении содержится призыв к «жестким и срочным действиям против тех, кто несет ответственность за эту агрессию».
Пакистан уже ответил на этот инцидент закрытием всех путей поставок военных грузов для войск НАТО в Афганистане, которые проходят по его территории, и предоставил США 15 дней для того, чтобы они свернули свою деятельность на авиабазе «Шамси». Остается неясным, в течение какого времени пограничные пропускные пункты с территории Пакистана на территорию Афганистана будут оставаться закрытыми для натовских грузов.
Заявление Ашфака Первеза Кияни фактически содержит угрозу ответных мер против США и НАТО — так называемый эффективный ответ. В качестве первого шага, как было отмечено выше, Пакистан отозвал все транзитные средства, предназначенные для натовских конвоев, доставляющих грузы в Афганистан. Как отмечают наблюдатели, последуют и другие меры. Гражданское руководство Пакистана поспешило присоединиться к генералу Каяни в реакции на этот инцидент. Пакистан будет, отмечают эти наблюдатели, изучать свой набор вариантов дальнейшего реагирования на этот инцидент.
По мнению некоторых пакистанских наблюдателей, трудно принять, что НАТО совершило тактическую ошибку на таком чувствительном фронте. А если НАТО действовало преднамеренно, как считают эти наблюдатели, что очевидно со всех углов зрения, то, вероятно, США стояли за решением спровоцировать Пакистан. В то же время любопытен сам момент, в который произошел этот инцидент. Президент США Барак Обама, возможно, будет решать, что делать с «проблемой Пакистана», задолго до того, как его избирательная кампания достигнет своего пика к середине 2012 г. Госсекретарь США Хилари Клинтон ранее уже предупредила о том, что Пакистану остаются «дни и недели» для того, чтобы он выполнил требования США. Вашингтон испытывает большое разочарование и раздражение по поводу того, что Пакистан не приводит афганский Талибан к столу переговоров с США в то время, как США пошли на прямые контакты с представителями Талибана. По мнению ряда западных аналитиков, занимающихся регионом АфПак, широко разрекламированная Западом Боннская конференция по Афганистану, которая должна состояться 2 декабря, теперь является «обреченным на неудачу мероприятием». Мирный процесс в Афганистане находится, как считают эти аналитики, в тупике, а стратегия президента Б. Обамы в регионе АфПак «лежит в руинах». Война в Афганистане также является «тупиковой, и выхода из нее не видно».
Таким образом, по мнению многих наблюдателей на Западе и в Индии, это могло бы реально оказаться поворотным пунктом в пакистано-американских связях. Так, один из лидеров оппозиции в Пакистане, харизматичный бывший игрок в крикет Имран Хан потребовал, чтобы Пакистан вышел из участия в гражданской войне в Афганистане. Каналы связи США – Пакистан также застопорились после того, как Хусейн Хаккани был отозван с поста посла Пакистана в Вашингтоне. Антиамериканские настроения сейчас как никогда сильны в Пакистане среди представителей элит и широких кругов пакистанской общественности. И конечно, как считают многие аналитики, будет звучать требование, чтобы официальный Исламабад решительно отреагировал на инцидент.
Означает ли все это, что Исламабад готов и действительно окончательно пересмотрит свои взаимоотношения с Вашингтоном? На наш взгляд, торопиться с такими выводами не стоит: слишком многое поставлено на карту обеими сторонами. Внутри Пакистана представители элит разделились относительно окончательной оценки того, что должен делать Пакистан со своими отношениями с США. Многие из них, особенно получившие западное образование, по мнению автора этой статьи, который недавно побывал в Пакистане, где общался с представителями научно-преподавательских кругов, считают, что Пакистан должен при любых обстоятельствах сохранить свои связи с Вашингтоном, поскольку они являются слишком «жизненно важными» для страны. Среди пакистанских военных царит разочарование по поводу отношения к Пакистану со стороны США и их последних действий. Но в то же время пакистанские военные понимают, что без Америки Пакистану не решить свою задачу «присутствия в Афганистане» при любом будущем режиме в Кабуле, хотя Пакистан постарается сохранить свои интересы в этой стране и после вывода оттуда основной части американских войск. Гражданское руководство в Пакистане во главе с президентом Асифом Али Зардари является проамериканским, как считают многие в Пакистане, а энергичные ответные меры на действия Вашингтона, как считают многие аналитики как на Западе, так и в Пакистане, направлены прежде всего на внутреннее потребление пакистанской общественностью.
В то же время, на наш взгляд, нельзя исключать и того, что власти в Исламабаде под нажимом пакистанских военных могут действительно свернуть отношения с Вашингтоном до возможно низкого уровня. На наш взгляд, в Вашингтоне это понимают, хотя американцы и опасаются того, что Пакистан может в случае дальнейшей эскалации действий, которые Исламабад рассматривал бы как недружественные и ущемляющие его национальные чувства и нарушающие его суверенитет, предпринять жесткие ответные меры против США, что, собственно, и показал инцидент с авиаударом НАТО. Пакистан слишком важен для Вашингтона в деле урегулирования ситуации в Афганистане после ухода оттуда американских войск, а также в налаживании прямых контактов с афганским Талибаном до момента этого ухода. Таким образом, на наш взгляд, Вашингтон и Исламабад, каждый по-своему, могут испытывать разочарование и раздражение в отношении друг друга, но это не означает, что Пакистан окончательно пересмотрит свои отношения с США и прервет все связи с Вашингтоном.