Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О роли армии в Ливии

В.В.Евсеев

Трагические события в Тунисе, которые привели к отставке президента Зин эль-Абидин Бен Али, всколыхнули весь арабский мир. Они затронули в той или иной степени практически все страны, за исключением, может быть, Саудовской Аравии. Возникла реальная угроза так называемого эффекта домино, то есть цепной реакции государственных переворотов. С этой угрозой в каждом государстве боролись самостоятельно, исходя из наличия внутренних ресурсов, исторического опыта и профессионализма высшего руководства. Как следствие, результаты так же были различными. В основном правящим режимам удалось устоять, хотя и пришлось пойти на определенные уступки оппозиции. Однако этого оказалось недостаточно в Египте, где под давлением как армии, так и международного сообщества президент Хосни Мубарак был вынужден сложить свои полномочия.

Ливия, по-видимому, все более погружается в пучину гражданской войны. Однако Лидер революции и фактический глава государства Муаммар Каддафи так и не собирается уходить в отставку. Здесь реализовался самый худший сценарий, одной из причин которого стала значительная самостоятельность многочисленных местных племен. Именно в городе Бенгази, основном центре Киренаики, начались массовые акции протеста. Пытаясь предотвратить эскалацию конфликта, правящая власть выпустила из столичной тюрьмы «Абу Салим» 110 исламистов. Но было уже поздно: 18 февраля противники Муаммара Каддафи захватили крупный город Аль-Байда на востоке страны, через неделю они уже контролировали всю область Киренаика. Власть направила против восставших армию, которая оказалась недостаточно надежной. Применение против народа Исламского панафриканского легиона только обострило складывающуюся ситуацию. Из Ливии в спешном порядке стали эвакуировать иностранных граждан. Все это привело к введению 26 февраля против Муаммара Каддафи, членов его семьи и ближайшего окружения санкций со стороны Совета Безопасности ООН. Одновременно была запрещена продажа Ливии любых видов оружия, а Международному уголовному суду поручено расследовать обстоятельства гибели ее мирных граждан.

Указанные выше события заставляют по новому взглянуть на роль армии в разрешении серьезных социально-экономических проблем Северной Африки. Рассмотрим этот вопрос на примере Ливии – государстве с достаточно сложной исторической судьбой.

Получив власть в ходе военного переворота, капитан (позднее полковник) Муаммар Каддафи не стал делать основную ставку на армию, начав сложный процесс ее реорганизации. Серьезное влияние на этот процесс оказал факт провозглашения в марте 1977 года Ливии Джамахирией, то есть государством прямого народовластия. Как следствие, вместо министерства обороны и генерального штаба создали Главное командование, армию разделили на «войска отпора» и «войска охраны». Одновременно ввели всеобщую воинскую повинность и разрешили брать на военную службу женщин.

Летом 1977 года началась война с Египтом, которая носила скоротечный характер и не оказала серьезного влияния на последовавшие события. Тогда, по-видимому, вооруженные силы (ВС) Ливии, при наличии советских военных советников, еще были способны воевать с внешним врагом. Хуже стало в середине 1980-х, когда стала реализовываться идея о «вооруженном народе», способном, как считалось, заменить армию и полицию. В результате, национальные ВС лишили монопольного права на осуществление функции обороны страны. Они стали лишь одним компонентом Сил вооруженного народа, куда также вошли пять элитных бригад «войск охраны Джамахирии», формирования Местной народной обороны и Вооруженного народного дежурства, уже упомянутый Исламский панафриканский легион первоначальной численностью до 7 тыс. человек, сформированный добровольцами и наемниками из Алжира, Египта, Иордании, Нигерии, Пакистана и Туниса.

Постепенно Муаммар Каддафи полностью отстранил армию от участия в политической жизни страны. Возможной причиной этого стала предпринятая в августе 1975 года попытка военного переворота, организованная его соратником - министром планирования и научных исследований Омаром Мохейши. В 1985 году он был выдан властями Марокко и расстрелян. По некоторым данным, неоднократные попытки военных переворотов предпринимались и в первой половине 1980-х годов.

В период 1980-1986 годов Ливия провела закупки за рубежом крупных партий вооружений и военной техники, не соизмеримые с реальными потребностями страны и возможностями национальных ВС по их освоению. Как отмечает известный военный эксперт В.П. Юрченко, непосредственно в войска поступило от 30 до 50% закупленного оружия, остальное было складировано, часто в неподготовленных для этого местах. Но даже эту часть вооружений ливийцы не смогли эффективно использовать ввиду низкого профессионального уровня командных кадров и технических специалистов. Это ярко проявился во время вооруженных конфликтов с США и в Чаде. Как следствие существенно ухудшилось моральное состояние ВС и усилилось недовольство авантюристическим курсом Муаммара Каддафи, который в декабре 1990 года объявил о создании «народной гвардии», как альтернативы армии.

Введенные в апреле 1992 года против Ливии международные санкции негативно сказались на боеспособности национальных вооруженных сил, так как они привели к отъезду иностранных специалистов, прекращению поставок новых вооружений и запасных частей к уже поставленной технике. Частично эту проблему удалось решить путем нелегальной закупки наиболее дефицитных запасных частей и ремонтного оборудования, а также привлечения от 300 до 500 иностранных военных специалистов по индивидуальным контрактам. Тем не менее, боеспособность армии еще более снизилась при одновременном усилении влияния на военнослужащих со стороны исламистов. Как следствие, в 1993 и 1995 годах были совершены попытки военных переворотов. После этого в армии провели массовые чистки, в первую очередь среди офицерского состава.

В 2000-х годах ситуация в национальных ВС продолжала ухудшаться. Так и не были возобновлены, во многом под влиянием США, массовые закупки вооружений и военной техники. Интенсивность боевой подготовки оставалась крайне низкой, укомплектованность воинских соединений и частей личным составом составляла 25-30%. У всех категорий военнослужащих отмечалось ослабление мотивации к службе, несмотря на относительно высокую зарплату кадровых военных.

О непонимании роли армии в обществе свидетельствует сделанное в январе 2006 года Лидером революции заявление о том, что в условиях современных войн нет необходимости в тяжелом вооружении, а требуются асимметричные методы в виде заминированных автомобилей и поясов со взрывчаткой. В рамках этого курса Ливия в течение многих лет активно оказывала масштабную военную помощь различным экстремистским и антиправительственным организациям по всему миру.

Учитывая вышеизложенное становится понятным, что национальные ВС не могли быть эффективно использованы против собственного народа. Этому также препятствовали следующие причины: призывной принцип комплектования (56% военнослужащих в сухопутных войсках и 65% в военно-воздушных силах составляли призывники), низкая техническая готовность морально и физически устаревших вооружений и военной техники, малая мобильность войск, невысокий уровень подготовки командных кадров и технических специалистов.

Во время последних событий в своем большинстве войска охраны Джамахирии, скорее всего, сохранили верность правящему режиму. Иначе повела себя армии, которая не имела авторитета в обществе. Некоторая ее часть примкнула к восставшим, а другая, применив оружие против народа, полностью себя дискредитировала. Возможно, что войск охраны хватило бы для подавления массовых акций протеста безоружных людей. Но Муаммар Каддафи сам создал себе проблему, развернув военную подготовку всего населения страны и создав войска Местной народной обороны, которые были не только обучены, но и вооружены. В реальности он сразу получил вооруженную оппозицию, подавить которую при отсутствии армии было достаточно сложно.

Таким образом, озлобленные постоянными чистками и реформами, плохо обученные и морально деморализованные ВС Ливии уже не могли быть опорой правящему режиму. Они не пользовались уважением как со стороны власти, которая панически боялась военного переворота, так и в обществе, которое, по-видимому, воспринимало их как излишнюю обузу. В этих условиях армия не смогла обеспечить стабильность в Ливии. Более того, она раскололась и примкнула к враждующим группировкам, что, при развитии событий по негативному сценарию и, учитывая нахождение под контролем восставших значительных запасов нефти, может привести к продолжительной гражданской войне.

Начало