Институт Ближнего Востока |
Турция и «арабские революции» 2011 года
А. А. Волович
В последние годы Турция придает большое значение поддержанию политического диалога и развитию экономического сотрудничества с арабскими странами в рамках концепции «неоосманизма». На наш взгляд, активная политика Турции на Ближнем Востоке свидетельствует о том, что попытки реализации доктрины неоосманизма начинают приносить первые положительные результаты для Турции в регионе, который еще 100 лет назад являлся частью Османской империи. Возможности Турции играть роль регионального лидера на Ближнем Востоке постоянно усиливаются, что открывает перспективы доступа к природным ресурсам и к рынкам арабских стран.
Стремясь усилить свою роль на Ближнем Востоке в последние годы Турция последовательно укрепляет свои двусторонние и многосторонние отношения с арабскими странами. Учитывая, что многие арабские страны на протяжении длительного периода являлись частями Османской империи, Турция стремится к укреплению культурных, социальных и религиозных контактов с арабским миром. Президент А. Гюль и премьер-министр Р. Эрдоган довольно часто посещают арабские страны с целью развития торговли и укрепления отношений с ними. Объем товарооборота между Турцией и арабскими странами возрос с 13 млрд долл. в 2004 году до 33.5 млрд долл. в 2010 году. (В 2010 году объем товарооборота Турции со всеми государствами мира увеличился по сравнению с 2009 годом на 24%, составив около 300 млрд долл. (185 млрд долл. импорт и 115 млрд долл. экспорт). Арабские инвестиции в Турции достигли 14 млрд долл. Турецкие строительные компании задействованы в реализации нескольких тысяч проектов общей стоимостью 190 млрд долл. в 80 странах мира, в число которых входят почти все арабские страны.
Следует отметить, что «арабские революции» в начале 2011 года дают Турции дополнительную возможность проявить свою активность в ближневосточных процессах в соответствии с теорией неоосманизма. Во всяком случае, начиная с падения Османской империи и по сей день Турция еще никогда не проявляла в арабском мире такой активности в дипломатической, экономической и политической сферах. Похоже, что основным направлением внешней политики Анкары сегодня является ближневосточное направление на фоне «пробуксовки» евроинтеграционного курса Турции. Анкара стремится убедить Брюссель в том, что после принятия в члены Европейского союза она может способствовать распространению демократии в арабо-мусульманском мире. В своем выступлении 1 февраля 2011 г. премьер-министр Р. Эрдоган, заявил, что «Турция играет роль, которая изменит ход истории и поможет перестроить регион с чистого листа».
Похоже руководство Турции рассчитывает, что в случае, если на смену авторитарным режимам в арабских странах придут исламисты, то это усилит позиции Турции в диалоге с США, Европой, а также Израилем в качестве посредника между новой властью в арабских странах и Западом. Как известно египетские «Братья-мусульмане» уже заявили, что в случае прихода к власти, они ужесточат политику Египта по отношению к Израилю.
С самого начала волнений в странах Ближнего Востока Турция выступала за то, чтобы мировое сообщество в своих действиях руководствовалось принципами международного права. Руководство Турции высказывалось за необходимость мирного разрешения конфликтов между властью и оппозицией в арабских странах. В официальном заявлении МИД Турции от 21 марта 2011 года говорилось о том, что Турция проводит последовательную политику, направленную на поддержку демократических преобразований в арабских странах, которые должны осуществляться мирным путем при сохранении территориальной целостности и суверенитета этих стран.
ТУРЦИЯ – ТУНИС.
До «жасминовой революции» турецко-тунисские отношения стабильно развивались. Как отмечается в информации МИД Турции, «Турция и Тунис придерживаются идентичных подходов и принципов для поддержания мира, стабильности и сотрудничества по многим международным и региональным вопросам. Прочность отношений между двумя странами базируется не только на общей истории, но также на схожих современных ценностях Евро-Средиземноморского сотрудничества». Незадолго до «жасминовой революции» президент Туниса Зин Абеддин Бен Али отдыхал со своей семьей на одном из курортов Турции, где имел неофициальные контакты с представителями турецких властей.
Сотрудничество между Турцией и Тунисом в сфере экономики и торговли развивается по восходящей. Наиболее масштабное сотрудничество между двумя странами развивается в сфере туризма и строительстве. В 2006 году Турция и Тунис подписали соглашение о режиме свободной торговли. Объем двусторонней торговли возрос с 500 млн долл. в 2005 году до 1 млрд долл. в 2010 году, хотя ранее стороны намеревались увеличить товарооборот до 2 млрд долл. в 2012 году. Но, очевидно, что негативные последствия «жасминовой революции» не позволят реализовать эту цель. За первые два месяца 2011 года турецкий экспорт в Тунис упал на 38% по сравнению с тем же периодом в 2010 году, то есть с 103 до 64 млн долл.
После некоторого выжидания турецкое руководство выразило однозначную поддержку процессу демократизации в Тунисе после «жасминовой революции». 21 февраля 2011 года, находясь с официальным визитом в Тунисе, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу провел переговоры с премьер-министром Мохаммедом Ганнуши, с министрами юстиции, внутренних дел и иностранных дел Туниса. А. Давутоглу заявил, что Турция готова всячески поддержать Тунис в историческом переходном процессе. М. Ганнуши поблагодарил А. Давутоглу за оказанную Тунису поддержку. Глава МИД Турции также встретился с представителями неправительственных организаций и оппозиции.
По некоторым оценкам, запрещенная до «жасминовой революции» исламистская партия «Ан-Нахда» (Возрождение), возглавляемая шейхом Рашидом Ганнуши, может победить на предстоящих парламентских выборах в Тунисе. Примечательно, что после своего возвращения из 20-летней ссылки из Лондона, Р. Ганнуши заявил, что предпочитает сравнивать свою партию с правящей турецкой Партией справедливости и развития (ПСР), а не с радикальными арабскими исламистскими движениями. Перед вылетом из Лондона Ганнуши заявил, что шариату не место в Тунисе. Он также высказался в поддержку принципов свободы совести и равноправия мужчин и женщин.
По словам Р. Ганнуши, его сочинения были переведены на турецкий язык и оказали значительное влияние на идеологию турецкой Партии справедливости и развития, а турецкий политический эксперимент «вдохновляет арабский мир». Р. Ганнуши сообщил, что его партия будет добиваться выполнения требований участников «жасминовой революции»: внедрения демократической системы и социальной справедливости по примеру Турции, а также прекращения дискриминации по политическим мотивам. По его словам, исламисты готовы участвовать в предстоящих парламентских и президентских выборах.
1 марта 2011 года Р. Ганнуши прибыл в Турцию для участия в похоронах первого исламистского премьер-министра Н. Эрбакана, которого Р. Ганнуши сравнил с интеллектуальными и духовными «отцами-основателями «Братьев-мусульман» - Хасаном аль-Банна и Сейидом Кутбом». (Как известно, покойный Н. Эрбакан был также духовным наставником нынешнего премьер-министра Турции Р. Эрдогана).
Выступая перед журналистами, Р. Ганнуши заявил, что Турция служит образцом для тунисских демократов: «Мы изучаем опыт Турции, в особенности мирную и гармоническую интеграцию Ислама, демократии и модернизации. Права человека, демократические свободы и экономический прогресс - это наибольшая поддержка Турции, которую она может оказать арабскому миру». Свою пресс-конференцию в Стамбуле Р. Ганнуши провел в штаб-квартире турецкого благотворительного исламского Фонда гуманитарной помощи, который в конце мая 2010 года провел рейд «Флотилии свободы» для доставки гуманитарного груза в сектор Газа. Р. Ганнуши считает «крайне неприемлемым и недопустимым любое военное вмешательство Запада во внутренний конфликт в Ливии между сторонниками Каддафи и мятежниками, поскольку ливийский народ должен самостоятельно решать свою судьбу».
ТУРЦИЯ – ЕГИПЕТ
Наряду с Ираном и Саудовской Аравией Турция и Египет традиционно считаются ведущими странами Ближневосточного региона. На протяжении последних 40 лет (после смерти египетского лидера Г.А. Насера в 1970 году) Турция, как член НАТО, и Египет с его прозападной внешнеполитической ориентацией имели прочные политические отношения и достаточно масштабное экономическое сотрудничество. В ноябре 2007 года в Стамбуле был подписан «Меморандум о турецко-египетском стратегическом диалоге». Торговый оборот между Турцией и Египтом за последние 6 лет увеличился в 10 раз с 320 млн. долл. в 2004 году до 3.3 млрд долл. в 2010 году и имеет тенденцию к увеличению до 10 млрд долл. в ближайшие три года.
По состоянию на 2010 г. в Египте функционировало 295 турецких компаний, в которых работало около 50 тысяч египетских граждан. За период с 2007 г. по 2010 г. турецкие инвестиции в Египте увеличились в 20 раз, составив около 1.5 млрд долл. Ожидается, что в последующие 5 лет они увеличатся втрое, достигнув 5 млрд долл. Египет привлекает турецких инвесторов дешевой рабочей силой. Средняя зарплата египетским рабочим на уровне 100 долл. в месяц позволяет снижать стоимость продукции до 30%.
В 2010 году турецкая компания «Сабанчи» построила автомобильный завод в Египте, который будет производить ежегодно до 500 крупных автобусов и 500 микроавтобусов. 45% всех туристических автобусов в Египте турецкого производства. После ввода в действие четвертого звена Трансарабского газопровода между сирийским Халебом и турецким Килисом египетский природный газ начал поступать в Турцию. (Трансарабский газопровод - это система газопроводов для поставок египетского газа в Иорданию, Израиль, Сирию, Ливан, Кипр, Турцию и дальше в Европу через Болгарию и Румынию). Таким образом, до январских событий 2011 года ничто не омрачало отношения между Турцией и Египтом.
После начала антиправительственных массовых акций протеста в Египте 25 января 2011 года официальная Анкара почти неделю хранила молчание. Первые заявления премьер-министра Р. Эрдогана и министра иностранных дел А. Давутоглу сводились к призыву развития демократии в регионе. Практически Турция заняла нейтральную позицию, исходя из принципа невмешательства во внутренние дела государства. Более четко позиция турецкого руководства начала проявляться после того, как сопротивление египетских демонстрантов на центральной площади Тахрир усилилось. В своем выступлении в начале февраля перед партийной группой в Великом Национальном Собрании Турции Р. Эрдоган четко заявил, что Х. Мубарак должен прислушаться к голосу египетского народа. С одной стороны Р. Эрдоган пока что не говорил, что Мубарак и его окружение должны уйти как того, требовали протестующие, а с другой стороны он не стал защищать сохранение режима в неизменном виде.
Турция предложила следующий план выхода из кризиса: президент Мубарак достойным образом оставляет власть; создается временное правительство; разрабатывается новая Конституция; в сентябре 2011 года, когда истекает срок президентства Мубарака, пройдут выборы. Далее новая власть обеспечивает развитие демократического процесса и проведение кардинальных реформ для разрешения социально-экономических проблем египетского общества.
Однако уже в начале февраля премьер-министр Турции Р. Эрдоган призвал египетского президента Х. Мубарака немедленно уйти в отставку и не колеблясь принять волю народа: «Мы должны прислушиваться к голосу своей совести, своего народа, и быть готовыми к их мольбам и проклятиям». При этом глава турецкого правительства отметил, что «ни одно государство не может существовать вопреки воле народа». Свой «очень искренний совет президенту Египта» глава турецкого правительства оформил в виде философской сентенции: «Мы все - человеческие существа, мы не вечны. И каждый из нас будет спрошен за то, что оставил после себя на земле. Куда отправится каждый из нас - это всего лишь двухметровая яма. Мы смертны, и нашей целью должно быть оставить после своего ухода лучшее. Мы существуем для народа, для него занимаем эти посты». Обращаясь к Х. Мубараку, премьер Турции также напомнил, что Египет - это страна с богатой культурой, историей: «Не дайте этому богатству пострадать, не разрушайте его, не берите оружия в свои руки. Просто дайте право распоряжаться своей свободой. Это ваше демократическое право, это право человека».
Довольно жесткую позицию Р. Эрдогана в отношении Х. Мубарака некоторые эксперты объясняют тем, что египетский президент не оказал достаточной поддержки Анкаре в ее противостоянии с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху после атаки израильского спецназа судна «Мави Мармара» из «Флотилии свободы» в мае 2010 г. Без особого энтузиазма Анкара также восприняла подписание соглашения между Кипром и Египтом о создании исключительной экономической зоны в Средиземноморье. Однако, на наш взгляд, главным в определении позиции Р. Эрдогана в отношении событий в Египте стало осознание неизбежности ухода Х. Мубарака, особенно после того, как в разговоре с президентом США Б. Обамой премьер-министр Турции получил четкие заверения, что Вашингтон не намерен «спасать» исчерпавшего себя престарелого египетского президента. В эти дни в Стамбуле и в некоторых других городах Турции прошли уличные демонстрации, на которых турки продемонстрировали свою поддержку революционным событиям в Тунисе и Египте.
3 марта 2011 года президент Турции А. Гюль посетил Египет с однодневным рабочим визитом с целью выразить поддержку народу Египта, вступившему в новый этап своей истории. В Каире турецкий президент провел переговоры с председателем Высшего совета вооруженных сил Египта М. Тантауи и ведущими египетскими политиками. Президент Турции призвал египетских военных способствовать скорейшему проведению открытых и свободных выборов и заявил о готовности Турции оказывать Египту всевозможное содействие в данном процессе, опираясь на исторические связи двух народов и собственный опыт осуществления политических и экономических реформ. А. Гюль снова подчеркнул, что во всех арабских государствах необходимо провести коренные реформы по примеру Турции, длительное время проводящей глубинные преобразования в сфере политики, экономики и демократии, что позволило Турции обеспечить стабильное развитие экономики и укрепить свое международное положение. Поездка президента А. Гюля в Египет имела целью установление контактов с новой египетской властью и формирование основ будущего сотрудничества между Турцией и Египтом; демонстрацию солидарности с народом Египта; создание имиджа Турции как модели демократизации мусульманского общества.
10 апреля 2011 года министр иностранных дел Турции А. Давутоглу находился с официальным визитом в Египте с целью обсуждения турецко-египетских отношений и ситуации в Ливии. В ходе визита он провел переговоры с премьер-министром Эссамом Шарафом, министром иностранных дел Египта Набилем аль-Араби, а также с генеральным секретарём Лиги арабских государств Амром Мусой. На переговорах в Каире рассматривался план действий в отношении Ливии, предложенный премьер-министром Р. Эрдоганом, события на Ближнем Востоке, палестинская проблема и двусторонние отношения Турции и Египта.
Как и в Тунисе, египетские исламисты выражают свои симпатии по отношению к Турции, воспринимая её как образец для перспектив развития Египта. Так, Тарик Рамадан, внук основателя египетской исламистской организации «Братья- мусульмане»» Хасана аль-Банны, подчеркивал, что молодое поколение движения «стремится осуществить внутриполитические реформы, восхищаясь примером Турции», что Турция могла бы выработать «дорожную карту» действий по становлению такого Египта, «который бы успешно вобрал в себя ислам, демократию и сильную экономику».
ТУРЦИЯ – ЛИВИЯ.
Устранение многолетнего американского союзника Х. Мубарака явилось свидетельством ослабления влияния США на Ближнем Востоке, что стало еще одним стимулом активизации политики Турции в регионе, основывающейся на общих ценностях – демократии, исламе и антиимпериализме. Так же как и с Египтом, Турция имела масштабное экономическое сотрудничество с Ливией. До кризиса в стране работали десятки тысяч турецких строителей, турецкие компании имели миллиардные инвестиции в Ливии. Турецкие строители принимали участие в реализации 214 проектов стоимостью 15 млрд долл. Объем торгового оборота между Турцией и Ливией в 2010 г. составил 2.4 млрд долл.
Учитывая достаточно высокий уровень жизни в Ливии, мало кто, включая М. Каддафи, мог предположить, что в этой стране возможны подобные социальные потрясения как в соседних Тунисе и Египте. При этом следует отметить, что лидер Ливийской Джамахирии М. Каддафи вначале осудил народный бунт в Тунисе, отметив, что «тунисцы должны были бы набраться терпения и дождаться 2014 года, когда Бен Али обещал уйти в отставку». Однако уже в конце января 2011 г. М. Каддафи изменил свои взгляды и заявил, что поддерживает тунисский народ, совершивший «жасминовую революцию». Он подчеркнул, что ливийцы «стоят плечом к плечу с тунисцами». При этом Каддафи выразил пожелание, чтобы «жасминовая революция» привела к созданию в Тунисе джамахирийского государственного устройства. Вместе с тем, ливийский лидер предупредил об опасности иностранного вмешательства в дела Туниса, отметив, что западные государства в союзе с внутренней реакцией могут попытаться «похитить плоды революции». Говоря это, М. Каддафи очевидно не подозревал, что всего через три недели, Запад начнет бомбардировку Ливии, чтобы «похитить плоды ливийской революции 1969 года» …
В случае устранения режима М. Каддафи и усиления в Ливии влияния Запада, Турция рискует потерять свои ливийские преференции и дивиденды. Поэтому с самого начала Турция была против иностранного военного вмешательства с целью поддержки ливийской оппозиции. Анкара неоднократно демонстрировала свое несогласие с предложениями вмешательства НАТО в ливийские события. Р. Эрдоган осудил резолюцию СБ ООН 1970 от 26 февраля, полагая что санкции против Ливии лишь усилят страдания ливийского народа. В многочисленных выступлениях турецкого руководства, военное вмешательство ЕС и НАТО в ливийский внутренний конфликт расценивалось не иначе как империалистическая агрессия, что, на наш взгляд, вполне соответствует существующим реалиям.
Однако после того, как Лига арабских государств выступила 12 марта с предложением об установлении бесполетной зоны над Ливией, Турция, чтобы не оказаться в изоляции и не выглядеть в который раз более радикальной, арабские страны, вынуждена была поддержать принятие Советом Безопасности ООН резолюции 1973 от 17 марта 2011. Глава внешнеполитического ведомства Турции А. Давутоглу выразил надежду на то, что эта резолюция ООН по Ливии приведет к прекращению вооруженных действий и будет способствовать началу диалога между оппозицией и властью.
Премьер-министр Турции Р. Эрдоган заявил о необходимости срочно ввести в действие положения резолюции и добиться прекращения огня. Он призвал М. Каддафи и ливийскую оппозицию к немедленному прекращению вооруженных столкновений и проведению переговоров. В начале марта Р. Эрдоган не однократно обращался к М. Каддафи с просьбой остановить все военные действия против гражданского населения, убеждая ливийского лидера способствовать мирной трансформации власти в Ливии. Р. Эрдоган предложил М. Каддафи «передать власть кому-нибудь, кому все ливийцы могут доверять». В средине марта 2011 года Р. Эрдоган высказался против введения любых международных санкций в отношении Ливии, заявив, что они навредят не столько руководству Ливии, сколько ее народу.
Действия Турции в отношении ливийских событий были направлены прежде всего на эвакуацию из Ливии около 25 тысяч турецких граждан, проведение интенсивных контактов с ливийским руководством и оппозиционным Национальным советом в Бенгази с целью поиска мирного решения ливийского кризиса. 1 марта премьер-министр Турции Т. Эрдоган обратился к М. Кадаффи с призывом уйти в отставку и способствовать проведению демократических преобразований в стране. Накануне принятия резолюции СБ ООН 1973 Турция проводила активную дипломатическую работу, направленную на предотвращение применения вооруженных сил против Ливии. Турция прилагала все усилия для того, чтобы военная операция международной коалиции в Ливии не имела долгосрочного характера, подобно тому, как это произошло в Афганистане и Ираке.
В начале марта 2011 г. турецкий премьер назвал возможное военное вмешательство НАТО в ливийский конфликт «глупым»: «Кто уполномочил НАТО вмешиваться в дела Ливии? В функции этой организации не входит вмешательство в дела той или иной страны. Зачем усложнять и без того непростую ситуацию в этой стране? Вмешательство НАТО в дела Ливии считаю недопустимым, более того - глупым… Судьбу каждой страны определяет его народ - Ливии - ливийский народ, Туниса - тунисский народ, Египта - египетский народ».
В средине марта 2011 года, выступая на международной конференции в Стамбуле, премьер-министр Турции Р. Эрдоган заявил об опасности иностранного военного вмешательства во внутренний конфликт в Ливии: «Мы считаем контрпродуктивной возможную операцию НАТО в Ливии. Последствия могут быть крайне опасными. Военные методы не способствуют решению проблемы, а усугубляют ее… Мы являемся свидетелями того, что применение военной силы лишь увеличивает человеческие потери, трансформируется в оккупацию и серьёзно угрожает расколом страны».
Позже Турция все же согласилась на осуществление военной операции, но под контролем ООН, а не НАТО. Анкара настаивала на том, чтобы военное вмешательство стран НАТО в Ливии исключало нанесение ударов по правительственным вооруженным силам и было ограничено защитой гражданского населения, установлением эмбарго на поставки вооружений и бесполетной зоны, оказанием гуманитарной помощи.
24 марта 2011 г. парламент Турции одобрил участие армии страны в военной операции в Ливии. После долгих колебаний Турция наконец согласилась принимать участие в имплементации резолюций СБ ООН 1970 и 1973 без применения оружия. Комментируя это решение Анкары, Р. Эрдоган отметил, что «Турция никогда не будет стрелять по ливийцам и сбрасывать на них бомбы. Как только будет достигнуто единство Ливии на основе демократических требований народа, Турция как можно скорее оставит эту страну». Нежелание Турции применять оружие против войск М. Каддафи и вооружать повстанцев вызвала негодование среди ливийских мятежников. В начале апреля 2011 г. вооруженная группа повстанцев в количестве около 400 человек напала на здание генерального консульства Турции в Бенгази. Нападению подверглось также турецкое судно с гуманитарным грузом.
В конце марта Турция направила к берегам Ливии 4 фрегата и одну подводную лодку для обеспечения эмбарго на поставки вооружений в Ливию. Однако с самого начала ливийского кризиса страны НАТО нарушали это эмбарго, поставляя вооружения и делегируя военных инструкторов для ливийской оппозиции, что вызывало возмущение Анкары, которая обвиняла страны Запада в двойных стандартах и произвольной имплементации резолюций СБ ООН 1970 и 1973.
В связи с этим представляет интерес такой исторический факт: Ровно сто лет тому назад, в 1911 году, когда Ливия была частью Османской империи, Италия оккупировала Ливию и турки совместно с ливийцами воевали против итальянских оккупантов. В сражениях против итальянских войск принимал участие также основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. В начале марта 2011 года, комментируя отъезд тысяч турецких граждан из Ливии, Каддафи отметил, что дружба между Турцией и Ливией останется нерушимой: «Все мы оттоманцы, это наша история. Я не хочу, чтобы турки оставляли нас, наши двери для них всегда будут открыты».
Посольство Турции в Триполи взяло на себя представление интересов США, Великобритании, Италии и Австралии. При посредничестве турецкого посольства ливийские власти освободили пятерых ранее арестованных американских и британских журналистов. Однако в начале мая 2011 г. с целью обеспечения безопасности турецких дипломатов Турция приняла решение о временной эвакуации сотрудников турецкого посольства в Тунис. Между тем, истинная причина эвакуации персонала посольства Турции в Триполи стала понятной после выступления Р. Эрдогана 3 мая 2011 года на пресс-конференции в Стамбуле, в ходе которой турецкий премьер продемонстрировал существенную трансформацию своей позиции относительно событий в Ливии: «В истории Ливии начался новый период. Ливийский лидер должен немедленно отказаться от власти и покинуть Ливию. Муаммар Каддафи должен сделать этот исторический шаг во имя мира и территориальной целостности Ливии». Практически этим заявлением Р. Эрдоган «сжег все мосты» с режимом Каддафи и оставлять сотрудников посольства в Триполи после этого заявления было бы опасным для жизни турецких дипломатов, учитывая, что накануне жители ливийской столицы разгромили несколько посольств западных стран.
Р. Эрдоган также подчеркнул, что Турция продолжит контакты с Переходным национальным советом с целью имплементации «дорожной карты» для разрешения ливийского кризиса. Обращаясь к ливийской оппозиции, Эрдоган посоветовал, чтобы её борьба закончилась приемлемым результатом для всего ливийского народа. Несмотря на ужесточение риторики против М. Каддафи, как нам представляется, руководство Турции заинтересовано в том, чтобы Каддафи остался у власти как можно дольше. С одной стороны, это продемонстрирует провал «империалистического заговора» на Ближнем Востоке и усилит позиции Турции в регионе, с другой стороны, Турция не только сохранит, но значительно нарастит свое экономическое присутствие в Ливии.
Возвращаясь к разногласиям Турции и некоторых стран НАТО по поводу военного вмешательства Альянса во внутренний ливийский конфликт, следует отметить, что руководство Турции подвергло острой критике президента Франции Н. Саркози за его неуемное рвение возглавить военную кампанию против режима Каддафи. К этому следует добавить, что сопротивление Парижа членству Турции в ЕС, а также борьба за сферы влияния в Северной Африке являются дополнительными факторами, вызывающими напряжение в отношениях между Парижем и Анкарой.
И Р. Эрдоган, и А. Гюль в своих комментариях по поводу вмешательства Запада, и особенно Франции, во внутренний ливийский конфликт неоднократно отмечали, что целью этого вмешательства является отнюдь не поддержка демократии в Ливии, а энергетические ресурсы этой страны. Руководство Ливии обвиняло Н. Саркози, что своими авантюристическими действиями против Ливии он пытается улучшить свои шаткие шансы перед президентскими выборами 2012 года. Дальнейшее ухудшение отношений между Турцией и Францией последовало после того, как Н. Саркози демонстративно не пригласил Турцию 19 марта 2011 г. в Париж, где был проведен саммит 22 стран НАТО по ситуации в Ливии.
В контексте турецко-французских противоречий весьма симптоматичным представляется следующее заявление А. Давутоглу: «… Франция пытается понять, зачем мы работаем в Африке. Я уже дал поручение: в какую бы африканскую страну ни поехал Саркози, нужно, чтобы каждый раз, поднимая глаза, он видел здание турецкого посольства, турецкий флаг. Я дал указание арендовать посольства в самых лучших местах».
20 марта 2011 г. министр обороны Турции В. Генюл заявил: «Мы не можем понять - почему Франция пытается играть ведущую роль в этом процессе? Нам трудно понять почему она пытается истолковывать резолюции ООН по своему усмотрению?». Действительно, в условиях патовой ситуации между войсками оппозиции и правительственными войсками Н. Саркози все чаще настаивает на вооружении ливийских повстанцев и проведении наземных операций НАТО в Ливии. Однако в этом вопросе Париж натолкнулся на жесткое сопротивление со стороны Анкары. Премьер Турции Р. Эрдоган убежден, что наземное вторжение войск НАТО в Ливию приведет к всплеску терроризма в Северной Африке и затягиванию конфликта. При этом необходимо отметить, что несмотря на довольно сложные политические отношения между Анкарой и Парижем, экономическое сотрудничество между Францией и Турцией развиваются стабильно. В 2010 году объем товарооборота между Турцией и Францией составил 12 млрд евро. Франция является третьим иностранным инвестором в Турции.
В конце февраля 2011 г. в интервью турецкому информационному агентству CnnTurk президент Франции Н. Саркози недвусмысленно заявил, что «реальное место Турции – не в Европейском союзе, а на Ближнем Востоке, и что членство Турции в ЕС по большому счету не принесет пользы ни ЕС, ни Турции». Следует отметить, что нынешний глава Римской католической церкви Бенедикт XVI был одним из тех, кто выдвинул идею создания мусульманской альтернативы Евросоюзу с ведущей ролью Турции. Еще будучи деканом Коллегии кардиналов святого престола кардинал Й. Ратцингер в 2004 г. заявил, что будущее Турции должно быть не в составе ЕС, а в политическом объединении мусульманских стран.
ТУРЦИЯ – СИРИЯ.
До прихода к власти в Турции в ноябре 2002 г. Партии справедливости и развития наиболее сложными были отношения Турции со своим ближайшим арабским соседом - Сирией, с которой Турция имеет самую протяженную границу - 822 км. Признание Турцией Израиля в 1948 году, а также её вступление в НАТО в 1952 году значительно осложнило турецко-сирийские отношения. Со своей стороны Анкара обвиняла Дамаск в пособничестве «армянским и курдским террористам», а также в предоставлении помощи грекам-киприотам. Подписание в 1996 г. турецко-израильского соглашения о военно-техническом сотрудничестве стало еще одним камнем преткновения в отношениях Анкары и Дамаска. Одним из источников напряженности в двусторонних отношениях была также проблема распределения использования вод реки Евфрат. Обострение турецко-сирийских отношений на грани военного столкновения достигло своего пика в 1998 году, когда Анкара потребовала выслать из Сирии лидера Курдской рабочей партии А. Оджалана. После прихода к власти в Дамаске в 2000 г. президента Б. Асада, отношения между Турцией и Сирией начали постепенно улучшаться. «Исторический» трёхдневный визит сирийского президента Б. Асада в Турцию в начале 2004 открыл новую страницу в турецко-сирийских отношениях.
В рамках созданного в 2009 году Совета стратегического сотрудничества высшего уровня было подписано множество соглашений в политической, социально-экономической, и торговой сферах. Турция и Сирия имеют идентичные подходы в арабско-израильском мирном процессе, в региональных вопросах, касающихся Ирака, Ирана, Ливана.
Развитие дружественных отношений между Анкарой и Дамаском явилось определённым вызовом США и Израилю со стороны нынешнего турецкого руководства, поскольку Сирия практически осталась единственной арабской страной, которая последовательно отстаивает «антиимпериалистические и антисионистские позиции» в арабском мире. Сирия приветствовала турецкую инициативу выступить посредником в возобновлении сирийско-израильских мирных переговоров.
Потепление политического климата в отношениях между Анкарой и Дамаском способствовало укреплению экономического сотрудничества. К настоящему времени между Турцией и Сирией подписано около 50 соглашений по различным аспектам экономического сотрудничества. За последние 10 лет товарооборот между Турцией и Сирией вырос с 730 млн долл. в 2000 году до 2.5 млрд долл. в 2010 году. Стороны намерены увеличить двусторонний товарооборот до 5 млрд долл. в 2012 году. В 2010 году турецкие инвестиции в Сирии достигли 1 млрд долл. В 2009 г. Турция и Сирия подписали меморандум об объединении газотранспортных систем обеих стран, что позволит Сирии в будущем получать природный газ из Ирана или Ирака через Турцию в размере 0.5 - 1 млрд куб. м. в течение пяти лет, начиная с 2011 года.
Приоритетными задачами турецко-сирийского сотрудничества в ближайшее время является учреждение турецко-сирийского банка, кредитование сирийского правительства турецким Эксимбанком, организация движения скоростных поездов по маршруту Газиантеп-Алеппо, объединение газовых сетей двух стран и строительство «Плотины дружбы» на пограничной реке Аси. Турецко-сирийские связи укрепляются также на уровне простых граждан. Так, в 2010 году 750 тыс. сирийцев посетили Турцию и 1 млн 350 тыс. турок побывали в Сирии. Анкара и Дамаск стремятся сделать свои отношения моделью для сотрудничества Турции с другими арабскими странами.
6 февраля 2011 г. в городе Алеппо на севере Сирии президент Б. Асад провёл переговоры с премьер-министром Р. Эрдоганом, в ходе которых были обсуждены последние региональные и международные события, в частности, ситуация в Египте. Президент Асад и премьер Эрдоган подтвердили важность продолжения совместной деятельности и координации позиций двух стран путём прозрачного диалога на высшем уровне по всем вопросам, с которыми сталкивается Ближний Восток, в целях укрепления его безопасности и стабильности, а также развития двустороннего экономического сотрудничества на благо народов обеих стран и всего региона.
Начавшиеся в середине марта в южном городе Дераа демонстрации сирийской оппозиции вскоре распространились на центральные и северные города страны Баниас, Идлиб, Хомс, Хаму, Латакию, Думу. В ходе массовых демонстраций в марте и апреле произошли столкновения оппозиции с силами безопасности и правительственными войсками, жертвами которых стали сотни протестантов и десятки солдат и офицеров полиции и вооруженных сил Сирии. Президент Б. Асад весьма оперативно отреагировал на обострение ситуации в стране, предприняв серьезные меры: в конце марта в отставку было отправлено правительство Наджи Отри. Новое правительство сформировал Адель Сафар.
Среди основных причин социальных беспорядков в Сирии следует назвать достаточно низкие стандарты жизни. На фоне высоких цен на продукты питания средняя зарплата в Сирии составляет 242 дол. 13 % сирийского населения живет на 1 дол. в день, а 30% - менее чем на 2 дол. По данным ЦБС САР уровень безработицы в стране в 2010 г. составил 8%, однако в действительности безработных в Сирии значительно больше. К этому следует прибавить быстрый рост населения от 16 млн в 2000 г. до 21 млн в начале 2011 г. Наличие на территории Сирии значительного количества беженцев - иракских (больше 1 млн) и палестинских (до 500 тыс.), на содержание которых сирийское правительство тратит до 1,6 млрд дол. ежегодно, значительно усложняет социально-экономическую ситуацию в стране. Хроническую проблему представляет также и то обстоятельство, что практически вся государственная власть в стране сосредоточена в руках немногочисленной мусульманской конфессии - алавитов, к которой принадлежит и сам президент Б. Асад. По информации Госдепартамента США, алавиты среди мусульман Сирии представляют лишь 12 % в сравнении с 74 % суннитов.
Значительную проблему создает наличие в Сирии курдского национального меньшинства, которое насчитывает около 1,7 млн. (8% населения). До недавнего времени количество курдов без сирийского гражданства составляло около 300 тыс., что фактически лишало их социального обеспечения, права на учебу и трудоустройство.
Пытаясь сбить волну антиправительственных выступлений, 24 марта сирийская власть объявила о проведении в ближайшее время важных политических и экономических реформ, в частности сообщалось о принятии решения о прекращении действующего в Сирии с 1963 г. режима чрезвычайного положения. Был принят новый закон о СМИ, разработаны «новые эффективные механизмы по борьбе с коррупцией», повышена зарплата госслужащим, обеспечены «необходимые ресурсы и возможности по созданию дополнительных рабочих мест». 26 марта власть освободила из тюрем 260 политзаключенных, в основном исламистов.
В течение последнего десятилетия Сирия испытывает давление со стороны США и некоторых других западных стран в связи с поддержкой ею палестинских организаций, которые борются против израильской оккупации палестинских территорий. САР до сих пор остается в списке Госдепартамента США среди стран, которые поддерживают терроризм.
В средине октября 2003 года обе палаты американского конгресса подавляющим большинством голосов утвердили Закон об ответственности Сирии (Syria Accountability Act), предусматривающий введение экономических санкций. По инициативе США Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1559 (от 2 сентября 2004 года) о выводе сирийских войск из Ливана и прекращении вмешательства во внутренние дела этой страны.
Однако, невзирая на санкции и вероятность их усиления, Сирия продолжает придерживаться четкой позиции относительно всеобъемлющего мирного урегулирования на Ближнем Востоке на основе принципа «земля в обмен на мир», при условии создания Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и возвращения Израилем всех оккупированных арабских территорий, включая Сирийские Голаны, в соответствии с решениями Мадридской конференции в 1991 г. и резолюций СБ ООН 242 и 338.
9 апреля президент США Б. Обама заявил, что осуждает использование насилия как властью, так и демонстрантами в Сирии и призывает официальный Дамаск прислушиваться к законным требованиям собственного народа. Б. Обама призывал сирийское руководство немедленно «прекратить аресты, задержания и пытки заключенных, возобновить свободный поток информации о событиях», которые происходят в Сирии. Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман заявил, что в отношениях с Сирией и Ираном Западу следует использовать те же методы, что и в случае с Ливией. По словам Либермана, Тегеран и Дамаск являются большей угрозой для мира, чем Каддафи.
Турция внимательно следит за ситуацией в соседней Сирии, с которой ее связывают политическое взаимопонимание и экономическое сотрудничество. Турецкое руководство серьезно озабочено развитием ситуации в стране. 28 марта Р. Эрдоган заявил, что «в связи с обстановкой в Сирии мы не можем оставаться в стороне. Мы предпринимаем все шаги, которые необходимы для урегулирования ситуации и находимся в постоянном контакте с сирийским руководством».
Возможная дестабилизация ситуации в Сирии может негативно отразиться на ситуации в Ираке, Иране и Ливане, а также усложнить разрешение хронического арабско-израильского конфликта. В отличие от западных стран Турция избегает резких заявлений в отношении Сирии. Премьер-министр Р. Эрдоган поддерживает постоянный диалог с президентом Сирии Б. Асадом, призывая последнего к проведению в Сирии эффективных политических и экономических реформ.
В конце апреля сирийский вопрос был обсужден в ходе заседания членов турецкого правительства под председательством главы МИД Турции А. Давутоглу. На заседании были рассмотрены меры, которые необходимо принять в случае увеличения потока беженцев из Сирии. Накануне глава Национального разведывательного управления Турции (MIT) Хакан Фидан и глава Организации государственного планирования Кемаль Маденоглу провели в Дамаске переговоры по вопросу о сирийских беженцах. По состоянию на 30 апреля 2011 года в приграничном с Сирией районе Турции в палаточном городке размещено около 250 сирийских беженцев.
В конце апреля 2011 г. Совет национальной безопасности Турции на своем совещании под председательством президента страны А. Гюля в специальном заявлении призвал Сирию «немедленно осуществить реформы, направленные на обеспечение законных политических, социальных и экономических требований сирийского народа». В заявлении также подтверждалась поддержка Турции мероприятиям руководства Сирии в осуществлении реформ.
Однако в начале мая риторика Р. Эрдогана относительно ситуации в Сирии существенно изменилась. Так, 2 мая 2011 года Р. Эрдоган отметил, что «в Сирии не должны повториться инциденты, подобные массовым убийствам в Хаме. В этом плане необходимо быть внимательным. Мы передали властям Сирии наши взгляды в этом отношении. Считаю, что в случае повторения подобных ситуаций Сирии будет очень трудно справиться с последствиями, поскольку мировое сообщество выразит своё мнение по поводу этого вопроса».
Критические замечания в адрес Дамаска высказал также вице-премьер и госминистр Турции Джемиль Чичек: «Граждане Сирии не удовлетворены тем, что некоторые обещания остаются только на словах. Правительство Сирии должно выполнить свои обещания. Предотвращение потока беженцев из Сирии в Турцию возможно лишь путем урегулирования кризиса в стране».
На наш взгляд, несмотря на весь драматизм ситуации в Сирии, все же она не будет развиваться по ливийскому сценарию, по крайней мере по следующими причинам: Сирия является едва ли не единственным союзником России среди арабских стран и Вашингтон не рискнет осложнять отношения с Москвой из-за Сирии в условиях, когда США уже ведут боевые действия в трех странах на Ближнем Востоке – в Афганистане, Ираке и Ливии. Сирия имеет стратегические отношения с Турцией и Ираном, которые не позволят США и НАТО применить по отношению к ней военную силу. Попытки силового устранения режима Б. Асада могут вызвать новою арабско-израильскую войну с непредсказуемыми последствиями для всего Ближнего Востока и для Израиля в первую очередь.
Рассмотренные выше позиции Турции по отношению к событиям в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии, на наш взгляд, дают достаточное представление о турецкой политике «неоосманизма на фоне «арабских революций». Совершенно очевидно, что проводя свою ближневосточную политику, Турция исходит отнюдь не из блоковой солидарности в рамках НАТО, а прежде всего из своих национальных интересов, которые все больше расходятся с блоковыми. Однако, на наш взгляд, ближневосточная политика Анкары в значительной степени будет зависеть от того, насколько Турции удастся сплотить вокруг себя арабские страны, насколько длительным будет пребывание Партии справедливости и развития у власти и соответственно насколько длительным будет нынешний внешнеполитический курс Анкары.
По нашему мнению, нынешнее руководство Турции имеет достаточно оснований оптимистически смотреть в свое будущее. При всей неоднозначности и противоречивости внешнеполитического курса правительства Партии справедливости и развития, он пользуется поддержкой подавляющего большинства турецкого народа и с большим одобрением воспринимается в арабских странах, что наряду с высокими темпами экономического развития обеспечивает Турции внутреннюю и внешнюю стабильность, а также роль лидера в регионе. Есть все основания утверждать, что на парламентских выборах 12 июня 2011 году Партии справедливости и развития одержит убедительную победу.
На наш взгляд, новая стратегия отношений Турции с арабскими странами в рамках политики «неоосманизма» может обеспечить Анкаре серьёзные политические и экономические дивиденды и будет способствовать упрочению её позиций в регионе. В результате международное сообщество, в особенности США и Евросоюз, будут вынуждены все больше учитывать позицию Турции в вопросах ближневосточной политики.