Институт Ближнего Востока |
Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14-20 февраля 2011 года)
Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с расширяющимися протестными выступлениями в странах Ближнего Востока и Северной Африки – Ливии, Бахрейне, Йемене, Алжире, Иране, Ираке, Иордании, Тунисе, Джибути, Кувейте и Марокко. Сложная обстановка сохраняется в Египте. Президент США Б. Обама заявил, что Америка поддерживает устремления протестующего населения, но не хочет, чтобы ситуация в регионе «перешла к хаосу и насилию». Особую обеспокоенность США и Евросоюз выражают в связи с насилием в Бахрейне, Ливии и Йемене. Глава Пентагона Р. Гейтс отверг возможность направления на Ближний Восток дополнительных контингентов ВС США. Великобритания и Франция приостановили поставки вооружения и снаряжения для силовых структур Бахрейна и Ливии, «чтобы исключить возможность применения подобных спецсредств для подавления антиправительственных выступлений». Россия обеспокоена событиями в странах Ближнего Востока, но считает недопустимым внешнее вмешательство в их дела. Тем временем Лига арабских государств считает, что очередной саммит организации должен пройти в назначенный срок – 29 марта в Багдаде, т. к. форум «просто необходим для координации действий» арабских стран. Ливия, председательствующая в ЛАГ, заявила ранее о необходимости переноса саммита в связи с последними событиями в регионе.
Наибольший размах и ожесточенность антирежимные выступления приняли в Ливии. Основные события здесь происходят на востоке страны – во втором по величине городе страны Бенгази, в Эль-Байде и некоторых других городах, но постепенно акции протеста начинают распространяться и на запад Ливии, хотя в столице Триполи обстановка пока остается в целом спокойной. Участники акций протеста требуют демократизации общественно-политической жизни Ливии и отставки главы режима М. Каддафи. В Бенгази мирные демонстрации быстро переросли в ожесточенные столкновения с силами безопасности и массовые беспорядки. 19 февраля спецназ, применив огнестрельное оружие, захватил палаточный городок оппозиционеров. Сообщается, что в связи с ненадежностью армии и полиции, в Бенгази переброшена специальная бригада, укомплектованная выходцами из стран Азии и Африки. Уличные бои между сторонниками и противниками правящего режима шли в Бенгази 20 февраля. Карательной операцией в городе руководит сын М. Каддафи Саади. Растет число жертв насилия – до 200 убитых и 900 раненых. С 18 февраля в руках восставших находится г. Эль-Байда, который блокирован правительственными силами. С 19 февраля в Ливии заблокирован Интернет, нарушена телефонная связь.
Широкий размах приняли антиправительственные выступления в Бахрейне. Их участники требуют отставки правительства, принятия новой конституции королевства, жесткой борьбы с коррупцией, социальной справедливости, равенства всех подданных вне зависимости от пола, происхождения и религиозной принадлежности. Раздаются и призывы к полной смене режима. Подавляющую массу протестующих составляют шии-ты (до 80 проц населения Бахрейна, но правят страной сунниты), в основном молодежь. 15 февраля они заняли центральную площадь столицы страны Манамы, однако в ночь на 17 февраля армия и полиция изгнали демонстрантов из центра столицы. В столкновениях с правительственными силами погибли 6 и получили ранения свыше 230 человек. Вместе с тем, правящий режим, желая урегулировать ситуацию в стране, пошел на уступки оппозиции. 19 февраля военные, по приказу наследного принца С. Аль Халифы покинули центральные районы столицы, а главную площадь вновь заняли тысячи манифестантов. Король Х. Аль Халифа поручил наследному принцу начать диалог с оппозицией, которая заявляет, что продолжит протесты и начнет диалог с властями только после отставки нынешнего кабинета министров. Ранее, 17 февраля в Манаме состоялось экстренное совещание министров иностранных дел аравийских монархий, которые заявили о поддержке Бахрейна и отвергли иностранное вмешательство в дела королевства и «их дела». Сообщается, что Саудовская Аравия направила в Бахрейн свои войска, одновременно предложив местной оппозиции вступить в диалог с властями. В целом напряженность ситуации в Бахрейне 20 февраля снизилась.
На прошедшей неделе в столице Йемена Сане ежедневно проходили массовые демонстрации оппозиции, сопровождавшиеся столкновениями с полицией и сторонниками правящего режима. Акции протеста также имели место в Адене и Таизе. В ходе столкновений имеются убитые и раненые. Участники манифестаций требуют незамедлительной отставки президента страны А. А. Салеха и проведения политических реформ. На северо-западе страны вновь активизировались шиитские мятежники. Их лидер А. М. аль-Хоуси призвал йеменцев «использовать исторический момент для коренных преобразований и свержения власти преступников». 17 февраля группа видных религиозных деятелей выступила за создание правительства национального единства, которое предотвратит сползание страны в хаос и обеспечит в течение шести месяцев мирную передачу власти. С предложением провести общенациональную конференцию с участием различных политических сил, включая шиитских мятежников и сепаратистов-южан, выступила коалиция оппозиционных партий «Совместная встреча». 20 февраля о согласии вступить в диалог с противниками режима заявил президент Йемена А. А. Салех.
Акции протеста проходят в Багдаде и других городах Ирака. Первоначально их участники выдвигали в основном социально-экономические требования, но затем все чаще стали звучать призывы к отставке правительства Н. аль-Малики, местных властей и роспуска парламента. В Иракском Курдистане манифестанты изначально требовали отставки регионального правительства и нападали на офисы одной из местных правящих партий – Демократической партии Курдистана. Совершены нападения и на помещения оппозиционной партии «Горан». В ходе столкновений с полицией в различных городах Ирака, особенно в курдской автономии, имеются убитые и раненые.
Антиправительственные демонстрации прошли 14 февраля в Тегеране и ряде других городов Ирана. Их участники требовали освобождения политзаключенных и демократизации режима. Против участников акций протеста были брошены крупные силы полиции и ополчения «Басидж». Власти отключили Интернет. Консервативное большинство иранского парламента потребовало приговорить к смертной казни лидеров оппозиции М-.Х. Мусави и М. Карруби за «подстрекательство к мятежу». 17-18 февраля власти организовали в столице и других городах манифестации в поддержку режима. Вместе с тем, сообщается, что группа старших офицеров КСИР обратилась к командованию с просьбой отказаться от силовых методов для разгона демонстраций оппозиции. 20 февраля оппозиция вновь пыталась провести акции протеста в Тегеране и других городах страны.
Власти Туниса 15 февраля объявили об отмене комендантского часа на всей территории страны, но продлили действие режима чрезвычайного положения. Военные продолжают контролировать основные транспортные артерии столицы и охранять правительственные учреждения. Сохраняются блокпосты в жилых кварталах. Временный президент Туниса Ф. Мебазаа 19 февраля объявил указ об амнистии всех политических заключенных и отдал приказ об их немедленном освобождении. Всего амнистии подлежат порядка 3000 человек. 19 февраля в столице Тунисе прошла массовая демонстрация (до 18 тыс. участников), призывавших к религиозной толерантности, а 20 февраля в столице состоялась массовая демонстрация с требованием отставки временного правительства во главе премьер-министром М. Ганнуши.
Демонстрации с требованиями отставки президента республики А. Бутефлики прошли в Алжире. В то же время 19 февраля полиция не допустила манифестантов в центр столицы. Отметим, что в акциях протеста не участвовали основные оппозиционные партии страны. Демонстрация с призывами проведения политических реформ прошла 18 февраля в столице Иордании Аммане. Она переросла в столкновения со сторонниками правительства. В Джибути 18-19 февраля состоялись демонстрации с тре-бованиями отставки президента республики И. О. Гелле. Демонстранты нападали на полицейских, жгли автомашины, поджигали правительственные здания. Арестованы трое лидеров оппозиции. В Кувейте 18-20 февраля прошли демонстрации жителей страны не имеющих гражданства. Они требовали предоставления гражданства и уравнения в правах с полноправными подданными эмирата. 20 февраля. В столице Марокко Рабате и Касабланке 20 февраля прошли массовые демонстрации с требованиями ограничения власти короля, отмены «конституции для рабов» и проведения социально-экономических реформ. В Саудовской Аравии власти арестовали большинство учредителей Партии исламской уммы (нации), выступающей за проведение в королевстве политических реформ на основе исламских ценностей. В столице Омана Маскате 19 февраля состоялся мирный «зеленый марш» в поддержку султана Кабуса и требованиями проведения социальных и политических реформ.
Сложная обстановка сохраняется в Египте. На смену политическим акциям в стране пришли массовые забастовки с требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда. Несмотря на призывы военных властей, забастовочное движение охватило транспорт, нефтяной сектор, текстильную промышленность, различные государственные учреждения и т. д. В то же время 20 февраля начали работать банки. 17 февраля правящий Высший военный совет (ВВС) издал указ об индексации на 15 проц зарплат всем работникам госсектора. В течение десяти дней ВВС намерен подготовить поправки в конституцию АРЕ и через два месяца провести референдум по их одобрению. На встрече с военными представители оппозиции потребовали установить четкий временной график переходного периода, который не должен превышать девяти месяцев. 18 января на каирской площади «Ат-Тахрири» состоялась многотысячная «манифестация победы», участники которой потребовали от новых властей выполнения обещаний, данных ими в дни революционных событий. Египетская армия заявила, что не будет выдвигать своего кандидата на предстоящих президентских выборах. Генпрокуратура АРЕ 17 февраля выдала ордера на арест ряда видных функционеров прежнего режима. В их числе бывший глава МВД Х. аль-Али, в отношении которого выдвинуты обвинения в подрыве безопасности Египта.
Руководство правящей на юге Судана партии Суданское народно-освободительное движение (СНОД) утвердило в качестве названия нового государство наименование «Южный Судан». Южане заявили, что не намерены делить с северянами доходы от добычи нефти после провозглашения нового государства, но готовы предоставить Хартуму средства на покрытие потерь от нефтяных прибылей, поступавших ранее с Юга. Руководство СНОД также обвинило хартумские власти в провоцировании вооруженных столкновений между войсками регионального правительства и местными племенами.
14 февраля ушло в отставку палестинское правительство. Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас поручил С. Файяду формирование нового кабинета, в который предлагается войти представителям всех палестинских фракций, не исключая движения ХАМАС. М. Аббас заявил 17 февраля, что если движение ХАМАС не позволит провести в сентябре выборы в секторе Газа, то они будут отменены. США 18 февраля использовали в Совете Безопасности ООН право вето, заблокировав принятие резолюции, осуждающей строительство израильских поселений на палестинских территориях. Ранее М. Аббас отклонил просьбу Вашингтона об отзыве проекта этой резолюции из Совбеза ООН. Израиль же в очередной раз предложил палестинцам решать спорные вопросы на переговорах, а не в ООН.
В американских СМИ сообщается, что администрация Б. Обамы вступила в Афганистане «в прямые, тайные переговоры» с руководством движения «Талибан». Они проводились «с целью зондирования почвы», но должны привести к более успешным и продолжительным переговорам, которые будет вести правительство Афганистана при американской поддержке. Цель таких переговоров – убедить талибов порвать с «Аль-Каидой». Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 18 февраля, что талибы не могут преодолеть военную мощь Америки и поэтому движению «Талибан» необходимо порвать с «Аль-Каидой» и примириться с правительством Афганистана.
Приложение
О Фронте исламского действия в Иордании
Исламисты, как политическая организация появились в Трансиордании в 1945 г., когда король Абдалла (прадед нынешнего монарха) позволил египетским «братьям-мусульманам» основать филиал своей организации на территории королевства, т. к. появление исламистской организации придавало дополнительную религиозную легитимацию правящей в стране Хашимитской династии. Это обстоятельство во многом объясняет характер взаимоотношений иорданского правящего режима с «братьями», которые, в отличие от соседних Египта и Сирии, никогда не подвергались жестким репрессиям. Сами же исламисты также не шли на серьезные конфликты с властью. В то же время режим постоянно указывает исламистам на «красную черту», которую он не позволит им пересечь – оппозиция обязана действовать только в правовом поле.
Король Хусейн (1951-1999 гг.) в рамках курса на упрочение своих позиций спешно использовал «братьев-мусульман» в качестве противовеса влиянию светских левых и националистических партий – главных политических оппонентов монархии в 1950-1970-е гг. В то же время король с опасением относился к их антизападной и религиозной идеологии. В целом же Хусейну удавалось удерживать «братьев» в приемлемых для режима рамках.
Ситуация стала изменяться в последней четверти ХХ-го столетия под воздействием факторов, способствовавших усилению политического ислама в регионе: рост экономических трудностей и социальной напряженности, разочарование в модернизации по западному и социалистическому образцу, усиление отставания от передовых стран мира, негативное восприятие иностранного культурного влияния, исламская революция в Иране и ввод советских войск в Афганистан.
В конце 1980 - начале 1990-х гг. король Хусейн отказался от претензий на Западный берег реки Иордан и приступил к проведению в стране частичной политической либерализации, экономическим и социальным реформам. В 1989 г. состоялись первые за 22 года относительно свободные парламентские выборы, на которых «братья-мусульмане» завоевали 22 из 80 депутатских кресел. Причем к этому времени исламисты стали все более активно противодействовать политике короля, направленной на постепенную вестернизацию Иордании. Власть быстро отреагировала на это, изменив из-бирательное законодательство, и по итогам выборов 1993 г. представительство «братьев» в парламенте уменьшилось, а в 1997 г. они бойкотировали выборы.
В новых условиях иорданские исламисты стремились консолидировать свои ряды, создав в 1992 г. Фронт исламского действия (ФИД), в который помимо «братьев-мусульман» (основы) вошло большинство иорданских партий и организаций национально-исламской направленности. Фронт был официально зарегистрирован властями, но при этом стал главной оппозиционной силой страны, чему способствовала слабость партийной системы Иордании.
В качестве противовеса ФИД король Абдалла II, вступивший на престол в 1999 г., одобрил в 2001 г. создание лояльной власти Исламской центристской партии, состоящей из умеренных и лояльных режиму исламистов. Однако этот эксперимент нельзя назвать удачным.
Между тем Фронт исламского действия укреплял свои позиции среди населения страны, в т. ч. в результате широкой благотворительной и религиозной деятельности. Исламисты заметно активизировались после начала осенью 2000 г. новой палестинской «интифады», т. к. около 60 проц населения королевства составляют палестинцы. В 2005 г. ФИД опубликовал свою программу, которая предусматривает приведение всего иорданского законодательства в соответствие с шариатом, требует изменения закона о вы-борах на основе правила «один человек – один голос», что позволило бы исламистам увеличить свое представительство в парламенте. При этом сам парламент должен играть более значительную роль в государстве. В частности, речь идет о повышении ответственности исполнительной ветви власти перед законодательной. Исламисты требуют роспуска верхней палаты парламента – сената, члены которого назначаются королем, т. к. сенат блокирует неприемлемые для режима законы. Экономическая часть про-граммы провозглашает необходимость привлечения крупных инвестиций в народное хозяйство, в т. ч. путем снижения налогов, борьбу с коррупцией, создание новых рабочих мест, ограничение приватизации. В сфере внешней политике ФИД требует проводить антиамериканский и антисионистский курс, поддерживать радикальное исламистское палестинское движение ХАМАС. Исламисты осуждают мирный договор между Иорданией и Израилем (1994 г.). Все это кардинально расходится с традиционной политикой королевства, направленной на поддержание нормальных отношений с Израилем, тесные связи с США и негативное отношение к ХАМАСу. Так, Абдалла II еще в 1999 г. закрыл представительства ХАМАСа и выслал его активистов из страны, чтобы не допустить радикализации и дальнейшей «палестинизации» местных исламистов.
Война в Ираке (2003 г.) и последующее укрепление в соседней стране воинствующих исламистов во главе с иорданцем А. М. аз-Заркауи сказались на ситуации в королевстве. В стране были раскрыты группы экстремистов, готовивших крупные теракты, но в ноябре 2005 г. теракт с многочисленными жертвами все же был совершен в Аммане. Но вскоре его организаторы поняли, что совершили ошибку, т. к. в итоге произошло резкое снижение поддержки иорданцами радикальных исламистов. Руководство ФИД также осудило террористов.
Успех египетских «братьев-мусульман» на парламентских выборах в декабре 2005 г., когда они завоевали 88 из 254 мест и победа движения ХАМАС на палестинских выборах в январе 2006 г. способствовали новой активизации деятельности иорданских исламистов. Власти же в очередной раз приняли меры по ужесточению контроля над оппозицией. В 2006 г. парламент принял Закон о борьбе с терроризмом, который предусматривает значительное увеличение полномочий сил безопасности. Также был одобрен законопроект, требующий обязательное получение разрешения от министерства по делам религии на проповедование и обучение чтению Корана в мечетях.
В ноябре 2010 г. ФИД бойкотировал очередные парламентские выборы, назвав их «иллюзией, не отражающей волю иорданского народа».
После выборов напряженность в стране усиливается. В конце января 2011 г. в Иордании начались массовые протестные акции, носившие мирный характер. В них исламисты сразу же стали играть главенствующую роль. Основными требованиями к власти, которые выдвигает Фронт исламского действия, стали: «срочное проведение реформ», «положить конец всевластию племенной верхушки и аристократических семей», отменить избирательный закон, дающий предпочтение жителям сельских районов. В совокупности это означает, что необходимо поменять всю систему управления королевством, вернувшись к основам конституционной монархии в формате 1952 г. с «из-бираемым и подотчетным правительством». Для этого первоначально следует распустить парламент и провести «прозрачные всеобщие выборы», по результатам которых будет сформировано «правительство большинства». Также выдвигаются социальные требования по снижению цен, созданию новых рабочих мест и т. д.
Под давлением оппозиции Абдалла II отправил в отставку кабинет С. ар-Рифаи. Было сформировано новое правительство во главе с М. Бахитом. 3 февраля Абдалла II провел встречу с лидерами ФИД, обещав им провести в жизнь подлинные, а не декларативные преобразования. Со своей стороны, исламисты заявили, что считают законным нахождение у власти в Иордании Хашимитской династии, но будут добиваться создания «подотчетного депутатам правительства и восстановления демократических прав». Фронт отказался направить своих представителей в новое правительство, но «дал шанс» кабинету и обещал подождать результаты его работы, потребовав от М. Бахита проведения обещанных режимом реформ. Генеральный секретарь ФИД Х. Мансур назвал решение властей от 15 февраля об отмене запрета на проведение оппозицией несанкционированных митингов «шагом в правильном направлении», но вновь дал понять, что оппозиция «ждет других важных перемен и, в первую очередь, реформы избирательной системы».
В целом в нынешнем руководстве Фронта исламского действия пока преобладают умеренные элементы, настроенные на продолжение диалога с властью, а не на свержение монархии. ФИД выступает за постепенное введение в жизнь исламских норм. В то же время Фронт – это не монолитная организация. В нем существуют различные фракции, в т. ч. представленные не столь умеренными деятелями.
Первые уступки, на которые в ходе нынешнего противостояния пошло правительство под давлением оппозиции, могут вызвать у руководства Фронта исламского действия «головокружение от успехов», подтолкнуть его к более решительным действиям, усилить в рядах исламистов влияние радикальных сил, что может способствовать дестабилизации обстановки в Иордании.