Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Сирия: ультиматум ЛАГ

Ю.Б.Щегловин

ЛАГ предъявила ультиматум Сирии в отношении принятия ею «условий по прекращению насилия в стране». Звучит очень грозно, что маскирует, в общем-то, крайний дефицит оставшихся в распоряжении недругов сирийского режима методов и средств. Мы уже говорили о тайной подоплеке жесткой антисирийской позиции ЛАГ. За всем пропагандистским антуражем «судьбоносных» заседаний ЛАГ как-то совсем забылся тот момент, что ни одна из групп сирийской оппозиции не приняла инициативу организации о «налаживании мирного диалога». При этом контроль почему-то планируется осуществить именно за действиями Дамаска, соответственно именно против него и планируется ввести экономические санкции.

Отметим еще один нюанс, на котором не акцентируют особого внимания. События «арабской весны» привели к резкому перекосу баланса сил в ЛАГ. Там теперь заправляют аравийские монархии, что свидетельствует о дисбалансе сил в регионе. И в этом, пожалуй, заключается главный очень неутешительный итог всех этих «революций». Крупнейшая организация арабского мира стремительно теряет свой авторитет, превращаясь в инструмент достижения конкретных целей конкретными политиками из Саудовской аравии и Катара. Напомним, что режимы в этих странах придерживаются далеко не миролюбивого течения в исламе, а официальной их религией является ваххабизм. А если отвлечься от исторических экскурсов, то мы становимся свидетелями резкого усиления салафитского течения ислама в регионе. При этом надо отметить, что указанное течение обязательно в довольно скором времени войдет в жесткое противоречие с идеологией, которой придерживаются «Братья-мусульмане», и в этом состоит еще одна пока «замороженная мина», которая способна серьезно «тряхнуть» Ближний и Средний Восток уже в скором времени. Собственно отголоски этого мы наблюдаем сейчас в той же Ливии, где «Братья-мусульмане» потихоньку начинают входить «в клинч» с прокатарскими группами.

Нельзя сказать, что катарцы действуют прямолинейно. Прекрасно понимая, что чисто салафитские группы в странах Ближнего Востока пока находятся в явном меньшинстве, они сделали ставку на установление контроля над, несомненно, более популярными и на порядок более «электорально востребованными» «Братьями-мусульманами». В качестве основного оружия ими используется признанный богослов и один из духовных отцов «Братьев-мусульман» Ю.Кардауи, который уже очень продолжительное время живет в Катаре и его теоретические выкладки используются сейчас для организации антиалавитской пропаганды. В частности, в конце лета с.г. была опубликована его фетва, которая квалифицировала сирийский режим «как еретический» и призывала сделать все возможное для его свержения. Собственно это на настоящий момент и является программным документом сирийской ветви «Братьев-мусульман». При этом предпринимались попытки и по выстраиванию более примирительных отношений с Дамаском. В частности, Ю.Кардауи несколько раз встречался летом с.г. с бывшим лидером сирийских «Братьев-мусульман» Али Садруддином Баянуни на предмет организации негласных консультаций с сирийским руководством. И целью этих консультаций были отнюдь не условия «почетной капитуляции» Башара Асада, а выработка компромисса по постепенному инкорпорированию исламистов во власть. На этом настаивали не только в Дохе, но и в Анкаре. Весна-лето с.г. стало таким образом в некотором роде «поворотным моментом» в развитии ситуации внутри Сирии. В случае достижения компромисса (против чего жестко выступают брат президента Махер и другие силовики) ситуация в Сирии сейчас была бы кардинально иной. Как впрочем, и не было бы никаких заявлений и ультиматума ЛАГ. Этот «последний довод королей» используется уже как крайний из возможных способов повлиять на ситуацию, причем надо признать не вполне эффективный.

После провала попыток консультаций появилась уже упомянутая фетва Ю.Кардауи, которая обозначила перелом в тактике. Дополнительным стимулом к этому стал провал надежд на переход командования сирийской армии на сторону восставших. Прежний министр обороны и начальник Генерального штаба, на которых возлагались особые надежды в этом вопросе, были уволены, а затем скоропостижно скончались от сердечных приступов.

Теперь темой консультаций Ю.Кардауи с новым лидером сирийских «братьев» М.Шакфой стали уже способы организации протестов не только внутри самой Сирии, но и за рубежом. И не только это. С учетом очень сильной «светской» составляющей «внутренней» сирийской оппозиции необходимо было выработать механизмы по усилению роли исламистов в протестном движении.

Позиция самого Ю.Кардауи по тем или иным вопросам является прекрасным индикатором позиции и политики аравийских монархий (прежде всего КСА и Катара) в отношении тех или иных процессов, происходящих сейчас на Ближнем Востоке. Так, Ю.Кардауи поддержал действия НАТО против М.Каддафи, а до этого против талибов. При этом отказался осудить подавление бахрейнского восстания. Его активизация в данный момент на сирийском направлении прекрасно иллюстрирует направление «основного удара».

В этой связи уже можно сделать первые выводы о том, что Запад в качестве основной тактики взяли на вооружение модель создания «однополярного» арабского мира, где в качестве основного «надсмотрщика» предполагается использовать наиболее лояльные аравийские монархии. Здесь учитывается и фактор их финансовых возможностей, и главное то, что, как предполагается, они смогут «держать в узде» те исламистские силы, которые придут к власти в большинстве арабских «революционных» стран.

При этом, отвечая на возможные упреки в приверженности теории «заговоров», отметим, что такая тактика явилась результатом не глубинных, заранее продуманных решений, а скорее - итогом ливийской операции, и «подстраиванием» под ситуацию.

Начало