Институт Ближнего Востока |
О военном решении ливийский проблемы
В.В.Евсеев
США все активнее пытаются взять ситуацию в Ливии под свой контроль. Для этого осуществляется перегруппировка военно-морских и военно-воздушных сил на американских базах в Греции и Италии. Так, в относительной близости от ливийских берегов размещается военная группировка из 23 боевых кораблей и вспомогательных судов 2-го и 6-го флотов США, включая авианосец «Энтерпрайз», десантные вертолетоносцы «Керсадж» и «Понсе», а также флагманский (штабной) корабль «Маунт Уитни». Что стоит за этим: подготовка силового решения ливийской проблемы или страховка неустойчивого положения вооруженной оппозиции? Проанализируем это на основе материалов военных экспертов Вашингтонского института ближневосточной политики.
По мнению Джэйсона Хановера и Джеффри Уайта, в связи с ливийским кризисом вооруженные силы (ВС) США могут пойти на введение следующих запретных зон: для полетов боевой авиации, включая вертолеты; перемещения военной техники и вооруженных лиц; плавания боевых кораблей и катеров.
В первом случае запрет может быть введен для северной части страны, что потребует круглосуточного наблюдения этой территории при помощи самолетов, оснащенных системой дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения АВАКС (соответствующее решение руководством НАТО уже принято), перебазирования самолетов-заправщиков, а также размещения в прилегающей морской акватории или на Мальте поисково-спасательных команд военно-воздушных сил (ВВС).
Что может Триполи этому противопоставить? Ранее ВС Ливии включали 4 зенитно-ракетных бригады, оснащенные зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) С-200ВЭ «Вега», 6 бригад ЗРК С-75М «Десна» и по 3 бригады ЗРК С-125М «Нева-М» и «Квадрат» («Оса»). Значительная часть указанных вооружений физически и морально устарела, а также слабо защищена от искусственных помех. При этом используются устаревшие системы управления силами и средствами противовоздушной обороны (ПВО), а личный состав плохо обучен.
Подобная ситуация характерна и для ВВС, которые ранее располагали 379 боевыми самолетами, включая 12 бомбардировщиков (по шесть Ту-22 и Су-24МК), 151 истребитель-бомбардировщик (40 МиГ-23БН, 30 «Мираж» 5D/DE, 14 «Мираж» 5DD, 14 «Мираж» F-1 AD, 53 Су-20/22), 205 истребителей (45 МиГ-21, 75 МиГ-23, 70 МиГ-25, 15 «Мираж» F-1 ЕD), 11 разведчиков (4 Мираж» 5DR, 7 МиГ-25РБ). Также имелось 145 вертолетов: 41 боевой (29 Ми-25, 12 Ми-35), 54 многоцелевых (4 СН-47, 34 Ми-8/17, 11 SA-316, 5 Agusta-Bell AB-206) и 50 учебных Ми-2. Для авиационной техники была характерна низкая техническая готовность ввиду морального и физического старения, а также низкого уровня и несвоевременного технического обслуживания. Причем ее половина находилась на складах и вообще не эксплуатировалась. В ходе боевой подготовки летный состав ВВС основное внимание уделял отработке технике пилотирования в простых метеорологических условиях.
Совершенно очевидно, что поддерживающие режим Каддафи войска ВВС и ПВО не готовы к любой форме силового противодействия планам ВС США и их союзников по введение над Ливией зоны, свободной от полетов военной авиации. Однако в этом нет и существенной потребности, так как Триполи использует авиацию больше в психологических целях. Об этом свидетельствуют факты крайне неточных ударов по вооруженной оппозиции одного-двух боевых самолетов или вертолетов. Также надуманной выглядит и возможность перехвата личного самолета Муаммара Каддафи. Лидер революции никуда не собирается бежать и будет сражаться до последней возможности.
Вашингтон имеет как позитивный, так и негативный опыт введения зон свободных от полетов военной авиации. Так, после поражения Багдада во время войны в Персидском заливе (1991 года) было подписано перемирие, запрещавшее полеты иракских боевых самолетов. Но это не помешало режиму Саддама Хусейна жестоко подавить выступления шиитов в южной части страны с использованием вертолетов, что до сих пор ставится в вину американскому руководству.
5 апреля 1991 года ряд западных государств на основании резолюции 688 Совета Безопасности ООН потребовали от Багдада прекратить репрессии в отношении курдов и инициировали операцию по оказанию международной помощи в иракском Курдистане. В связи с этим иракским военным самолетам и вертолетам запретили летать севернее 37 параллели, создав одновременно зону безопасности для предотвращения вторжения наземных войск и нанесения артиллерийских ударов по курдскому населению. Помимо ВВС союзников к такой деятельности были привлечены: с американской стороны – размещенные в северном Ираке войска в составе бригады и силы специального назначения, с курдской – военизированные формирования Пешмерга. Совместными усилиями им удалось уже к октябрю вытеснить иракские войска за пределы зоны безопасности.
На основании этой же резолюции в августе 1992 года был введен запрет на полеты иракской военной авиации южнее 33 параллели с целью прекращения ракетно-бомбовых ударов по населенным пунктам, где проживали шииты. Но это не могло спасти их от наземных ударов войск Саддама Хусейна. Более того, как отмечает эксперт Майлк Найтс, у иракских шиитов возникло ощущение, что американцы их просто бросили, заботясь больше о собственной безопасности. Аналогичное может возникнуть и в Ливии, если ВС США ограничатся введением только запрета на полеты авиации.
В отличие от рассмотренного американо-иракского противостояния, Вашингтон в последние годы выстраивал с Триполи дружеские отношения, хотя и препятствовал его закупкам западного вооружения и военной техники. Введение над Ливией зоны свободной от полетов неизбежно приведет к ограничению суверенитета правящего режима, что трансформирует двусторонние отношения во враждебные. Но при этом никакого реального влияния на вооруженную борьбу Триполи и Бенгази оказано не будет, способствуя росту среди оппозиции антиамериканских настроений. В связи с этим, трудно не согласиться с позицией американского сенатора Ричарда Лугара, который считает, что США следует дождаться окончания гражданской войны в Ливии, не вмешиваясь в нее. По его мнению, Вашингтон уже имеет опыт наведения порядка в Ираке и Афганистане, а новая война – это «тяжелейшее бремя», требующее объявления войны Конгрессом США, а не «праздных размышлений о том, как бы ввести, с риском или без риска, запретную для полетов зону».
В качестве другой возможности ВС США рассматривают установление зоны, запрещенной для передвижения военной техники и вооруженных лиц. Создание такой зоны могло бы способствовать ослаблению двустороннего насилия и препятствовать расширению сферы влияния режима Каддафи. Но в нынешней ситуации будет крайне сложно различить войска оппозиции и правящего режима. Они используют однотипные вооружения, средства связи и передвижения. Практически невозможно отличить народную милицию и военизированные революционные комитеты от формирований вооруженной оппозиции. Следовательно, потребуется каждое формирование оппозиции обеспечить западными средствами связи и обучить правилам их использования. В ходе этого процесса возникнет проблема языковой совместимости, то есть наличия в каждом отряде не менее одного говорящего на английском ливийца. Все это решаемо, но потребует существенного времени. В условиях Иракского Курдистана и наличия у США наземных войск на это ушло несколько месяцев.
Более важную проблему создаст отсутствие в рядах вооруженной оппозиции воинской дисциплины. Ее разрозненные и плохо управляемые военные отряды будут неизбежно попадать под огонь США и их союзников, что будет вызывать чувство взаимного недоверия, которое может перерасти в состояние вражды.
Кроме этого, потребуется круглосуточное наблюдение этой зоны с помощью объединенной радиолокационной системы разведки и обеспечения поражения целей самолетного базирования. Только в этом случае ВС США будут иметь полную информацию о наземной обстановке, включая данные о направлении движения, скорости и характере боевых действий наземных боевых средств и вертолетов.
Размещение в прилегающей к ливийской территории кораблей 2-го и 6-го флотов США позволит относительно легко запретить плавание в открытом море надводных боевых кораблей. Существенно труднее это будет сделать в отношении двух подводных лодок и 17 боевых катеров. Помимо этого, сразу потребуется уничтожить батарею подвижного берегового ракетного комплекса «Рубеж» и блокировать действия морской авиации. Способствовать решению этой задачи будет то, что большая часть корабельного состава и вооружения военно-морских сил (ВМС) Ливии морально и физически устарела. Плохо организовано их техническое обслуживание и ремонт. Как следствие, значительная часть кораблей, катеров и вертолетов находятся в технически неисправном состоянии. Помимо этого, уровень подготовки личного состава ВМС не отвечает современным требованиям.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о возможности ввода на территорию, контролируемую ливийской оппозицией, войск США и их союзников. Это способствовало бы созданию буферной зоны безопасности и усилило вооруженную оппозицию, но ограничило ее самостоятельность. Помимо этого, развертывание таких войск и поддержание их в боеспособном состоянии потребует значительных финансовых средств, в том числе на создание военных баз. Ко всему этому не готовы как в Вашингтоне, так и в Бенгази.
Американское руководство не может не учитывать и того, что подобная деятельность позволит обвинить США и их союзников в проведении политики неоколониализма, усилив антизападные настроения как в регионе, так и вне его. В первую очередь это может коснуться гражданских представителей тех государств, чьи ВС примут участие в наземной операции.
Кроме этого, в распоряжении режима Каддафи имеется до 500 тактических и оперативно-тактических ракет мобильного базирования. Вполне возможно, что они снаряжены химическими боеприпасами. В связи с этим, в случае принятия решения о вводе наземных войск, придется заблаговременно обеспечивать противоракетную оборону создаваемых ракетных баз и защиту личного состава от химического оружия.
Таким образом, участие ВС США в наземной операции против режима Муаммара Каддафи представляется маловероятным. Скорее всего Вашингтон ограничится введением над Ливией зоны, свободной от полетов военной авиации; поставками для оппозиции вооружений и военной техники, амуниции, топлива и медикаментов; отправкой инструкторов для ее вооруженных формирований; предоставлении оппозиции необходимой разведывательной информации. В случае крайне необходимости по важным объектам правящего в Триполи режима США могут нанести точечные ракетно-бомбовые удары.