Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иракский сценарий для Ливии

А.А.Быстров

Выход колонны ливийской техники в Нигер фактически означает окончание «горячей фазы» операции по свержению полковника Каддафи. Мы имеем дело с эвакуацией остатков лояльных ему вооруженных отрядов в Буркина-Фасо, где видимо скоро объявится и сам уже бывший ливийский лидер со своими домочадцами. Сейчас много спорят, находится ли в составе колонны сам Каддафи или же он продолжает руководить обороной Сирта. Если мы будем учитывать его менталитет, то он конечно должен находится в Сирте до последнего. Эвакуация с большим количеством наличной валюты и золотого запаса страны за границу будет означать конец полковника как активного политического деятеля, и признание своего поражения. Одновременно интересно отметить на этом примере эффективность действий авиации НАТО в течение шести месяцев. Силы полковника сохранили значительную часть боевой техники, в сми появились сообщения о колоне из 200-250 машин, которые пришли недавно в Нигер. И это только одна колонна, а еще одна движется из Ливии туда же, еще какое-то количество сосредоточено в Сирте. Кстати, в период событий в Югославии была ровно такая же картина: югославская армия сохранила тогда до 80% своего потенциала, а авиация НАТО ракетами ценой в несколько миллионов долларов утюжила муляжи.

Руководить оппозиционной и вооруженной борьбой с Переходным национальным советом (ПНС) с позиции Буркина-Фасо даже при наличии значительных финансовых возможностей не эффективно и малопродуктивно. Да и позиция племенной верхушки запада Ливии во многом будет зависеть на данном этапе времени именно от присутствия Каддафи в Ливии. Но только на данном этапе, поскольку в дальнейшем противостояние запада и востока страны будет происходить уже без всякой привязки лично к полковнику. Дискуссии между племенной верхушкой Бен-Валид и повстанцами яркое тому подтверждение. И дело здесь не в том, что в этом городе может прятаться Каддафи, по всей логике событий и существующих традиций он должен быть в Сирте. Вопрос в том. что население города и племена не хотят впускать повстанцев в зоны своего влияния. Это подтверждает тот факт, что колонна военной техники ливийских военных, лояльных Каддафи, ушла из Бен-Валида еще до начала переговоров между старейшинами и повстанцами, и уже успела достигнуть Нигера, а дискуссии о сдаче города все идут. Если отряды ПНС решаться на штурм города, то это станет самой большой ошибкой нового руководства и НАТО, так как штурмовать что-либо без координации со стороны западных военных и их авиации отряды ПНС просто не состоянии. Позиция альянса здесь понятна: они ждут известий о местонахождении Каддафи и готовы штурмовать любой пункт, где он может находиться. Для западников очень важно и принципиально добиться полной нейтрализации Каддафи в самой Ливии. При этом не надо подозревать их в излишней кровожадности и думать, что они хотят его непременно убить. Если он уедет в «тихую» ссылку куда-нибудь в Буркина-Фасо, это в принципе именно на нынешнем этапе устроит всех. Это потом возможно инициирование неких преследований по линии МУС или поиск государственных средств, которые он в очень приличном количестве вывез с помощью своей жены еще в самом начале конфликта в ту же Буркина-Фасо.

Каддафи в Ливии – это некий символ сопротивления и стимулятор к неповиновению центральным властям в Триполи. При этом натовцы не желают бомбить тот же Бен-Валид только потому, что его необходимо занять повстанцам, дабы подтвердить свой статус единственной власти в стране. Это чревато своими негативными последствиями в дальнейшем, так как однозначно вызовет жертвы среди мирного населения. А Западу сейчас очень важно избежать афганского или иракского варианта событий и не будоражить без нужды племенные элиты, в том числе и необдуманными авиаударами. Ситуация и так далека от идеальной: противостояние племен начинает приобретать совершенно отчетливый характер, страна переполнена оружием, а в самом ПНС присутствуют очень неоднозначные с точки зрения своей связи с радикалами в Пакистане фигуры, типа F,ltkm[frbvfБельхаджа.

Это кстати еще один момент будущего очага напряженности в Ливии, помимо традиционного противодействия по линии племен. «Бородачи» не для того лили кровь «за революцию», чтобы вот так спокойно «уйти в тень». Тем более, что в Британии уже началась публичная полемика по вопросу «сотрудничества с врагом». И не просто с «врагом», а лицом, которое имеет доказанные связи с пакистанской «Аль-Каидой». Вообще само появление Бельхаджа в Ливии тоже требует своего расследования. По данным ряда экспертов, он фактически был «заброшен» американцами и британцами в Ливию из Афганистана, где он, кстати, некоторое время находился под арестом союзников. То есть у западников очень непростая ситуация: либо они должны публично дистанцироваться от Бельхаджа и его сторонников (а это однозначно вызовет вооруженную оппозицию со стороны последних), либо «закрыть глаза» на его присутствие в руководстве новой Ливии. Последнее чревато усилением исламистов самого радикального толка. Если же западники надеются с помощью Бельхаджа управлять действиями исламистов, то им надо вспомнить У бен Ладена.

Таким образом, позволим не согласиться с уважаемым г-ном Г.Мирским, который утверждает, что Ливия и Ирак – это абсолютно разные вещи. Налицо все предпосылки для претворения в жизнь «иракского сценария»: сильная исламская составляющая, противоречия между племенами (в Ираке шииты-курды-сунниты), и сторонники бывшего руководства. Воплотится ли этот сценарий в жизнь, в первую очередь зависит от продуманной политике местных властей в плане разделения власти и создания баланса в распределении доходов от продажи углеводородов. В Ираке это не совсем получается, отсюда и продолжение террористической войны. Что же касается присутствия иностранных войск на территории Ирака, и их якобы отсутствия в Ливии, то этот момент не принципиален. Разбираться между собой будут внутренние силы, а иностранные солдаты здесь не при чем. Что мы собственно и наблюдаем и в Ираке, и в Афганистане.

Начало