Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ливия: туареги против берберов?

В.В.Куделев

Внезапная таинственная гибель 26 августа лидера малийских туарегов Ибрагима аг Баханги вновь привлекла внимание к проблеме автохтонов Северной Африки, две ветви которых – амазиги (берберы) и туареги – на время оказались по разные стороны баррикад в ходе войны в Ливии.

Считается, что в этой стране берберы составляют до 10% населения. Одна из ветвей ливийских берберов – амазиги – относительно компактно живут в горной местности к западу от Триполи, другая – туареги – на крайнем юге страны. Собратья последних – их общая численность оценивается в 1,5 млн человек - проживают также в Мали, Нигере, Алжире и Буркина-Фасо. После недавних многочисленных конфликтов с центральными властями этих стран десятки тысяч туарегов перебрались в Джамахирию.

Про Ливию представляется целесообразным отметить отдельно: если место компактного проживания амазигов стало за последние месяцы одним из эпицентров восстания против Каддафи, и более того, плацдармом для наступления на Триполи, их дальние родственники туареги приняли активное участие в боевых действиях на стороне сил Каддафи. Почему так произошло?

Что касается амазигов, то с ними все понятно – слишком долго режим Каддафи отвергал требования берберов о признании их самобытности. И не случайно ливийский Переходный национальный совет, в котором представлены и берберы, получил полную поддержку Всемирного конгресса амазигов.

В отношении туарегов все представляется более сложным и запутанным. В условиях, когда центральные власти в странах их проживания постоянно прибегали к давлению на туарегов в той или иной форме, похоже, Триполи нашел нечто лучшее, что смог им предложить.

Для начала вернемся к гибели Ибрагима аг Баханги, считавшегося одним из наиболее радикальных лидеров движения туарегов и отказавшегося принять мирное соглашение 2006г, подписанное при посредничестве Алжира между туарегами и властями Мали. Почему его смерть привлекла так много внимания?

Бывший военнослужащий малийской армии в 2007г. возглавил восстание малийских туарегов, которые совершили несколько успешных операций против правительственных сил. Тогда в роли посредника между туарегами и властями Мали и Нигера выступил Каддафи. Одно это обстоятельств говорило за то, что он имел определенные рычаги влияния на первых и ранее нередко использовал их в своих политических целях. В частности, туареги приветствовали одну из внешнеполитических инициатив Каддафи, касавшуюся идеи создания федерации «Большая Сахара». Главным замыслом этой инициативы было канализировть движение туарегов, проживающих в странах Сахеля, и Каддафи успел плотно поработать с их вождями.

Тогда же действовавшие первоначально порознь движения туарегов Мали и Нигера объявили о создании организации Альянс-туареги-Нигер-Мали /АТНМ/. Пост официального представителя этой организации занял свекр аг Баханги – Хама аг Сид Ахмед.

Военное образование аг Баханга получил в Ливии в 80-е годы прошлого столетия. В 1990г. он примкнул к Народному движению Азавада – одному из главных повстанческих движений малийских туарегов. В 1992г., при завершении одного из восстаний туарегов, он отказался от предложенного ему воинского звания старшего капрала в малийской армии и обосновался на северо-востоке Мали. В начале 2000г. он провел несколько месяцев в Пакистане, где получил «специфичную» подготовку. По одним данным, там он получил религиозное образование, по другим – дополнительную военную подготовку.

Малийские туареги приняли активное участие в войне в Ливии на стороне Каддафи. Утверждалось, что на стороне полковника воевали как минимум 800 туарегов из Мали. Сейчас в связи с военными победами повстанцев в Ливии начался процесс возвращения на родину малийских туарегов, и не только их. В страну въезжают также те из их собратьев, которые раньше въехали в Джамахирию на заработки, там получили ливийские паспорта и вступили в ряды ливийской армии. Таких, согласно оценкам, в ливийской армии насчитывалось до войны до 2 тыс человек. Многие из них служили в элитном «Панафриканском легионе». И, как считают наблюдатели, ни Мали, ни Нигер не могут воспрепятствовать их возвращению с оружием в руках.

31 августа стало известно, что порядка как минимум 500 туарегов, среди которых были женщины и дети, под давлением ливийских повстанцев перебрались в Алжир, где их приняли «по гуманитарным причинам».

По версии, представленной семьей Ибрагима аг Баханги, он погиб в результате дорожно-транспортного происшествия, происшедшего на севере Мали. В то же время некоторые племенные вожди туарегов утверждали, что речь идет о борьбе за лидерство в движении туарегов, некоторые лидеры которого опасались резкого усиления сторонников аг Баханги, которые благодаря войне в Ливии получили доступ к самому современному оружию. В самом движении туарегов у аг Баханги были враги, и в частности, те из его соплеменников, кто порвал со сторонниками Каддафи. Сам аг Баханги с 2009г. пользовался гостеприимством Ливии с февраля 2009 г. и вернулся в Мали лишь в январе 2011 г.

Согласно еще одной версии, аг Бахангу убили наркоторговцы, сеть которых, по некоторым данным, «крышуется» формированиями «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. По версии алжирской газеты «Аль-Ватан», частично подтверждающей как нарковерсию, так и версию про «дезертиров», аг Баханга был убит при попытке перехватить два джипа с грузом оружия, которые следовали из Ливии в район малийского городка Томбукту, имеющего дурную славу оплота боевиков АКМ и наркоторовцев.

И, похоже, у аг Баханги действительно были проблемы с АКМ. В очень противоречивом интервью газете «Аль-Ватан», опубликованном за несколько часов до смерти, он, в частности, утверждал, что за последние месяцы АКМ «хорошо вооружилась благодаря Мали и некоторым западным странам». «Именно с разрешения Бамако происходили захваты заложников, - утверждал, в частности, он. – С его же благословения их переправляли на север Мали, где их держали в плену до получения выкупа». Он подверг критике некоторые западные страны, которые соглашались платить выкупы за освобождение заложников, «зная, что эти средства пойдут на закупки оружия для АКМ».

По оценке аг Баханги, после боестолкновений в январе 2010г., когда против туарегов действовали подразделения малийской армии и формирования союзной ей арабской милиции, «все было сделано для того, чтобы отряды АКМ обосновались на севере Мали, «зеленый свет» на это дал Бамако». С тех пор «туареги стали главной целью для террористов из АКМ».

Самое удивительное, что давая оценку ситуации в Ливии, где на стороне Каддафи сражались и его бойцы, он утверждал, что падение режима Каддафи «является хорошей новостью для всех туарегов региона». Он же отрицал, что туареги оказывали поддержку режиму Каддафи. По его оценке, «восстание в Ливии представляет для туарегов возможность вернуться к родным очагам и потребовать отчета от малийских властей, которые в их борьбе против туарегов всегда были на стороне Ливии».

Еще одна интересная деталь, которая показывает, что, возможно, туареги повоевали некоторое время в Ливии лишь для того, чтобы получить там современное оружие и вернуться затем с ним на родину: как начали утверждать в конце августа малийские власти, бойцы-туареги возвращаются в Мали из Ливии с самым современным французским оружием, которое в свое время сбрасывалось ливийским повстанцам на западе Ливии, где в отдельных районах относительно компактно проживает берберское население. По данным «Фигаро», речь шла, в частности, о противотанковых ракетных комплексах «Милан» и стрелковом оружии.

В любом случае главный вывод из того, что происходило в ареале проживания туарегов за последние месяцы – получение ими оружия из Ливии может стать прелюдией нового восстания, а убийство аг Баханги могло быть мерой, направленной на недопущение такого восстания, которое абсолютно не нужно властям стран Сахеля. Равно как никому не нужно возможное силовое противостояние туарегов и формирований АКМ, также хорошо вооружившихся благодаря войне в Ливии.

Что касается аг Баханги, то за последнее время он наделал слишком много взаимоисключающих заявлений, что сделало невозможным определить его истинные намерения. В любом случае его гибель рассматривается некоторыми как шанс на установление мира на севере Мали, что может позволить Бамако сильнее сконцентрироваться на борьбе против АКМ.

Говорить же о возникновении каких-то серьезных разногласиях между амазигами и туарегами в результате войны в Ливии, как представляется, преждевременно. Главное теперь для властей стран Сахеля – обеспечить спокойную интеграцию бывших солдат Каддафи в их общества. В противном случае они легко могут оказаться в рядах АКМ.

Начало