Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Россия-арабский мир: сотрудничество в нефтегазовой сфере

А.Б.Подцероб

Приоритетное развитие в российской экономике нефтегазовой отрасли  привело к тому, что основной областью сотрудничества России с арабскими государствами стала энергетика. В настоящее время проникновение  российских компаний в сферу нефте- и газодобычи в странах Ближнего Востока и Северной Африки осуществляется достаточно высокими темпами.

«ЛУКойл» заключил с Саудовской Аравией соглашение сроком на 40 лет о разработке месторождений газа на севере Руб эль-Хали. Рассматривается возможность проведения этой компанией геологоразведки, а также обустройства нефте- и газопромыслов в КСА.

«Роснефть» осуществляет совместно с компанией «Нафт аль-Хиляль»   бурение газовых скважин в Шардже в Объединенных Арабских Эмиратах на участке площадью 1,2 тыс. кв. км[i].  Ожидается, что добыча на месторождении, запасы которого составляют 70 млрд куб. м газа и 16 млн т газового конденсата, начнется в 2013 г.[ii]. Инвестиции в первую очередь этого проекта составят 60 млн долл., 51% из которых внесет «Аль-Хиляль» и 49% «Роснефть»[iii]. В дальнейшем капиталовложения «Роснефти»  могут достичь 630 млн долл. Кроме того, российскими компаниями  выигран контракт на сооружение нефтеперерабатывающего завода в Фуджейре. 

В феврале 2007 г в ходе визита в Катар президента В.В.Путина «ЛУКойлом» и «Катар Петролеум» был подписан Меморандум о взаимопонимании.  В ноябре 2010 г. во время  переговоров в  Москве эмира Хамада рассматривалась возможность реализации совместных проектов в нефтегазовом секторе, и компания «Газпром  Интернэшнл» получила приглашение принять участие в соответствующих тендерах.

Россия и Оман совместно с Казахстаном и рядом транснациональных корпораций вошли в Каспийский трубопроводный консорциум, инвестиции в который Оманского правительства в конце 90-гг. составили 100 млн долл.[iv].

«ЛУКойлом» достигнута договорённость о строительстве нефте- и газопровода в Иордании.

«Стройтрансгаз» подписал контракты на сооружение в Сирии завода по сжижению газа (на сумму 200 млн долл.) и газопровода (на сумму 160 млн долл.).[v] Изучаются возможности участия российских компаний в бурении на нефть, добыче углеводородов, обустройстве  нефтепромыслов, строительства при их содействии нефтеперерабатывающего завода.

В октябре 2010 г. в ходе переговоров в Бейруте руководителя ФАТРМ, сопредседателя российско-ливанской МПК Г.Элькина обсуждался вопрос о продаже Ливану российского газа, а также о прокладке трубопровода с юга на север этой страны. Как пояснил заместитель мининдел РФ А.В.Салтанов, при этом имеется в виду использовать для поставок из России турецкий газопровод[vi]. Через него  российский газ  будет поступать  в арабский трубопровод, идущий от египетского месторождения в Эль-Арише и доходящий через Иорданию и Сирию до ливанской границы. Как ожидаются, поставки через него газа в Ливан начнутся в 2012 г. Что касается сооружения газопровода на территории Ливана, то имеется в виду связать им Тир с теплоэлектроцентралью в Дейр Аммаре. Стоимость этого трубопровода протяженностью 170 км составит 360 млн долл. Его ввод в строй позволит вдвое сократить энергетический дефицит страны, компенсируемый в настоящее время закупками мазута на сумму 1,5 млрд долл. в год.  В тендере на строительство этого объекта будут участвовать 19 компаний. Кроме того, во время пребывания в Египте Г.Элькина была достигнута договоренность рассматривать в качестве перспективных направлений сотрудничества переработку нефти и геологоразведку на ливанском морском шельфе.

«ЛУКойл» совместно с «ЭНИ» и «Интэрнэшенел Файнэнс Компани» ведет разведку и разработку нефти и газа в Западной пустыне в Египте, в то время как «НОВАТЕК» планирует начать разведку и добычу углеводородов в районе Эль-Ариша.

«Газпром» проявляет интерес к налаживанию сотрудничества с Марокко.

Вместе с тем не принесла результатов предпринятая во второй половине 90-х гг. «Славнефтью» попытка закрепиться в Судане: реализация подписанного ею контракта на сооружение трубопровода была сорвана по вине российской компании.

 Особенно успешно развивается сотрудничество  с Ливией и Алжиром.

 В ВСНЛАД функционирует германо-российское совместное предприятие «Винтерсхолл Холдинг», добывающее 5 млн т нефти в год, 49% акций в котором принадлежит «Газпрому»[vii]. Эта компания получила, кроме того, три блока нефтяных месторождений, где она начнет осуществлять разведку и добычу нефти, а также договорилась с ливийской «Национальной нефтяной корпорацией» об учреждении совместного предприятия, которое «будет работать по всем направлениям нефтяной отрасли», включая модернизацию старых и строительство новых нефтяных мощностей[viii]. «Татнефти» и «Татнефтегеофизике» выданы лицензии на геологоразведку четырех блоков общей площадью 18 тыс. кв. км под Гадамесом и Сиртом[ix].  «Газпром» получил вместе с итальянской «ЭНИ»  принципиальное согласие ливийской стороны на сооружение газопровода из Ливии в Южную Европу. Наконец, компания «Синтез», созданная «Синтезнефтегазом» и «Негус-газом», начала переговоры с ливийцами о сейсмобурении, разведке и добыче углеводородов.      

В Алжире «Стройтрансгаз» в 2003 г. завершил строительство нефтепровода протяженностью 400 км и в 2005 г. подписал контракт на 226 млн долл. на сооружение трубопровода длиной 270 км для доставки газа на теплоэлектростанцию под Типазой[x]. Этой компанией был, кроме того, заключен в январе 2009 г. контракт на геологоразведку на сумму 35 млн долл[xi]. «Газпром» совместно с алжирской компанией СОНАТРАК  реализует четыре проекта в сфере разведки и добычи углеводородов[xii].  «Роснефть» и «Стройгаз» проводят разведку на нефть в Сахаре на площади 6,5 тыс. кв. км и уже  начали разработку одного из открытых месторождений[xiii]. Деятельность российских компаний на данном направлении получает  содействие государства. Как сообщил журналистам 7 октября 2010 г. заместитель председателя правления «ТНК-БиПи» М.Барский, председателем Правительства РФ В.В.Путиным было направлено послание премьер-министру АНДР Ахмеду Уяхье в поддержку намерения этой компании приобрести в Алжире три газовых блока. В последующем данный вопрос обсуждался, по  его словам, в ходе переговоров в Алжире в октябре 2010 г. президентов Д.А.Медведева и Абд аль-Азиза Бутефлики.   

Крупным успехом «ЛУКойл» стало возвращение в Ирак. В 1997 г. эта компания заключила с иракским Министерством нефти и газа  соглашение о разработке месторождения нефти Западная Курна-2, доказанные запасы которого составляют 2 млрд баррелей. Его реализация была, однако, отложена в связи с действовавшими тогда в отношении Ирака  международными санкциями, а после свержения президента Саддама Хусейна  новое иракское руководство это соглашение расторгло. Тем не менее, «ЛУКойл» не отказалась от попыток вернуться в Ирак. Для этого компания применила тактику создания в отношениях с иракцами атмосферы, благоприятствующей возобновлению экономических связей. В 2004 г. «ЛУКойл» подписала с иракским Министерством нефти Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, в соответствии с которым она поставил в Ирак строительную технику и автомобили скорой помощи. В ее учебных центрах и на предприятиях прошли стажировку несколько сотен иракских нефтяников. Специалисты компании осуществляли обработку сейсмических данных и оценку нефтегазовых пластов, разрабатывали технологические схемы и конструировали геологические модели нескольких иракских месторождений.

К усилиям по нормализации обстановки в отношениях с Ираком подключилось и государство. В феврале 2008 г. министр финансов РФ А.Кудрин объявил о списании Россией 65% государственного долга (т.е. 12 млрд долл.) в обмен на предоставление возможности осуществлять инвестиции в иракскую экономику. Активное участие в этих усилиях приняло российское Министерство иностранных дел. «Мы, - подчеркивал министр иностранных дел России С.В.Лавров, - работаем с иракским руководством, чтобы достигнутые ранее договорённости, тем более подписанные контракты уважались»[xiv]. В  2008 г. Багдад посетили   А.В.Салтанов и президент «ЛУКойл» В.Алекперов. А.В.Салтанов передал премьер-министру Ирака Нур ад-Дину аль-Малики послание В.В.Путина, в котором подтверждалась готовность российской стороны к развитию взаимовыгодных отношений с Ираком[xv]. В результате была достигнута договоренность о создании иракцами совместной с «ЛУКойл» рабочей группы по актуализации контракта на Западную Курну и об участи «ЛУКойл Оверсиз» в тендерах по новым проектам. В сентябре 2009 г. в Багдаде находился министр энергетики  России Н.Шматко, в ходе бесед которого с Н.Д.аль-Малики шла речь о  строительстве российскими компаниями двух газопроводов, а также модернизации электростанций Юсефийя и Дибис[xvi]. Созданию климата, благоприятствующего восстановлению экономического сотрудничества с Ираком, способствовала и эволюция политических подходов Москвы к происходящему в этой стране, в частности позитивная оценка ею проведения там парламентских выборов и сформирования Правительства на их основе, заключения Ираком соглашения с Соединенными Штатами[xvii].    

Избранная тактика принесла результаты. 12 декабря 2009 г. министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахристани  объявил, что «ЛУКойл» выиграла контракт на разработку Западной Курны-2, победив консорциум «Петронас»,  в который  входят британская «Бритиш Петролеум», «Китайская национальная нефтяная корпорация» и французская «Тоталь». Месторождение будет осваиваться «ЛУКойл» совместно с норвежской «Статойл» и иракской «Северной нефтяной компанией».  Созданный ими консорциум готов выплачивать за каждый добытый баррель 1,15 долл. Предполагаемые объемы добычи составят 1,8 млн баррелей в сутки. В соответствии с контрактом консорциум выделяет ежегодно 5 млн долл. на организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации иракских специалистов и совершенствование материально-технической базы профильных учебных заведений Ирака. Стажировка иракцев  на объектах «ЛУКойл» началась в декабре 2010 г. с прибытием из Ирака на предприятия  в Прикамье и Западной Сибири  120 нефтяников.  

Проникновение российских компаний в углеводородный сектор  арабских стран представляется обоснованным с экономической точки зрения, учитывая, что трудноизвлекаемые запасы нефти  составляют в России 70%, а 93% новых месторождений являются нерентабельными и их освоение потребует не менее 10 лет, а также значительных капиталовложений[xviii]. В Западной Сибири, где в настоящее время добывается 60% нефти, себестоимость получения одной тонны составляет 30 долл., в Восточной Сибири – 80 долл., а в Арктике достигнет 500-700 долл.[xix]. В сложившейся ситуации добыча российскими компаниями углеводородов на Ближнем Востоке и в Магрибе является более рентабельной, чем их разработка в РФ и к тому же   формирует предпосылки к сокращению добычи нефти на территории России, где ее запасы не являются неисчерпаемыми. 

Все более важным направлением российско-арабского сотрудничества становится координация действий с ведущими производителями энергетического сырья с тем, чтобы избежать хаотичной конкуренции на международных рынках, которая не отвечала бы интересам ни поставщиков, ни потребителей углеводородов. С учетом этого представляется обоснованным получение Россией статуса наблюдателя при Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), что дало российским представителям возможность участвовать в конференциях министров нефти и энергетики этой организации. В то же время такой формат взаимодействия выглядит оптимальным, и РФ вряд ли имеет смысл идти на вступление в ОПЕК в качестве полноправного члена.

Россия, являющаяся наряду с Катаром, Ираном, Нигерией и Алжиром крупнейшим производителем газа, участвует в проводящихся с 2008 г. ежегодных форумах стран-экспортеров газа (ФСЭГ). В Москве придают важное значение деятельности этой группы. В сделанном 3 ноября 2010 г. пресс-службой Кремля заявлении подчеркивалось  «большое значение становления ФСЭГ в качестве эффективной международной организации, которая призвана обеспечить защиту прав и интересов производителей и потребителей, придать большую транспарентность и стабильность мировому рынку энергоресурсов».  Вместе с тем, следовало бы, вероятно, более смело продвигаться к созданию газового картеля и сформированию в последующем полноценной организации стран-поставщиков газа. Необходимость безотлагательного осуществления подобных шагов диктуется, в частности, тем, что арабские страны всё более уверенно  выходят со своим газом на мировые рынки и, прежде всего, на европейский. С другой стороны, падение спроса на газ в странах-потребителях в период экономических кризисов также порождает необходимость более тесной координации действий. Еще одним фактором, который нельзя не учитывать, является набирающая обороты тенденция   получения газа из нетрадиционных источников на основе современных технологий. В частности, в 2009 г. Соединенные Штаты добыли из горных сланцев 593,4 млрд куб. м. газа, оттеснив Россию как его производителя с первого места в мире[xx].  С другой стороны – так же, как и в области нефтедобычи – в сфере производства газа жизненно важно подключать к координации действий на газовом рынке страны-потребители с тем, чтобы избежать резких колебаний цен и возникновения хаоса, что не отвечало бы интересам ни экспортеров, ни импортеров энергетического сырья.

Особое значение для России имеет взаимодействие с Алжиром, являющимся вторым по значимости поставщиком газа на европейский рынок. В 2008 г. из АНДР по газопроводам «Энрико Маттеи» (проходящему через Тунис в Сицилию) и «Педро Дюран Фаррель» (пролегающему через Марокко в Испанию), а также танкерами было экспортировано в Европу 63 млрд куб. м газа, что удовлетворило 34% ее потребностей в «голубом топливе» (на долю России пришелся 41%, Норвегии – 25%).   В свою очередь Европейский союз, реализуя стратегию поиска альтернативных российскому источников углеводородного сырья, активизирует в этих целях отношения с АНДР. В настоящее время осуществляется подготовка к вводу в эксплуатацию трубопровода «Галси», который соединит Алжир с Италией через Сардинию. Кроме того, по дну Средиземного моря в Испанию будет проложен  газопровод «Медгаз». В период 2011-2014 гг. алжирский энергетический гигант «СОНАТРАК» планирует вложить в нефтегазовую отрасль, в т. ч. в наращивание экспортных возможностей, 63 млрд долл. Все это позволит алжирцам увеличить поставки газа в ЕС, которые, как ожидается, достигнут 85 млрд куб. м к 2013-2014 гг. и 100 млрд к 2015 г.  Преимущества АНДР как конкурента заключаются в географической близости к Европе, развитой системе магистральных трубопроводов, современной индустрии по сжижению газа и наличии танкерного флота. Не исключено, что Алжир может в перспективе несколько потеснить на европейском газовом рынке РФ и Норвегию. Вместе с тем алжирцы заинтересованы в том, чтобы избежать нерегулируемой конкуренции с другими экспортерами газа. В данном контексте  симптоматично включение в совместное заявление от 7 октября 2010 г. по итогам визита в Алжир Д.А.Медведева, положения о том, что, «принимая во внимание проблемы энергетической безопасности и ситуацию на мировом рынке энергоресурсов, стороны выражают стремление укреплять диалог на регулярной основе для координации своей деятельности в сфере энергетики с учетом необходимости защищать интересы каждой из сторон и принимать во внимание интересы других участников энергетического рынка – производителей, потребителей и стран транзита углеводородов». 

Стремление российской стороны к налаживанию и расширению взаимодействия в нефтегазовой области  встречает все большее понимание в арабских странах. «Если раньше, - отмечает в этой связи Е.Супонина, - новые партнеры рассматривали друг друга как конкурентов, то теперь они полны решимости сотрудничать»[xxi].             

С другой стороны, было бы целесообразно активизировать работу по созданию с арабскими компаниями совместных предприятий в сфере добычи углеводородов. Успех деятельности таких СП был бы, как представляется, обеспечен сочетанием технических и технологических возможностей и опыта  российских   нефтегазовых корпораций и знания арабской стороной условий и особенностей ведения бизнеса на Ближнем Востоке и в Северной Африке.



[i]                «Роснефть» ва-«Нафт аль-Хиляль» ауваль аль-гейс катра // Анбаа Муску, ал-адад 7/1, 2010.

[ii]               Ат-Табаш Хейсам. Аль-Истисмар аль-аджнаби фи-ль-Имарат. // Анбаа Муску, аль-адад 10/1, 2010.

[iii]               «Роснефть» ва-«Нафт аль-Хиляль» ауваль аль-гейс катра // Анбаа Муску, ал-адад 7/1, 2010.

[iv]             Исаев В.А, Филоник А.О. Султанат Оман. М., 2001, с. 218.

[v]             Russia’s strategic and economic alignment with the Arab states. // Globalia Magazine, 26.09.2008 – at: http://www.khilafa.com/index.php/news-watch/europe/65-europe/3804-russias-strategic.

[vi]               Ятим Джадд. Русия тасы иля алякат таавун истратиджи маа Любнан. // Анбаа Муску, аль-адад 13, 2010.

[vii]              Корендясов Е.Н. Потенциал российско-африканского сотрудничества. – В кн.: Россия – Африка: международное сотрудничество по установлению демократического мирового правопорядка, вып. 17. М., 2010, с. 19.

[viii]             http://www.pravaya.ru/news/15701; http://vintages.web2doc.com/pages/rossiya_prostila_livii_4_5_milliarda_dollarov.

[ix]               Корендясов Е.Н. Потенциал российско-африканского сотрудничества. – В кн.: Россия – Африка…,  вып. 17, с. 22.

[x]                Там же, с. 20.

[xi]               Там же.

[xii]              Там же, с. 18-19.

[xiii]             Там же, с. 22.

[xiv]           Возвращение. Западная Курна-2: Дубль «два». // Евразия, май 2008, с. 66.

[xv]            Там же.

[xvi]           http://fr.rian.ru/business/20090909/123038026.html

[xvii]          Интервью А.В.Салтанова радиостанции «Голос России», 19.11.2009 - на: http://rus.ruvr..ru/2009/11/19/2352253.html

[xviii]                                                                                                                                                                       Нефть России, №1, 2009, с. 24; №7, 2009, с. 76-77; Корендясов Е.Н. Потенциал российско-африканского сотрудничества. – В кн.: Россия – Африка…, вып. 17, с. 13.

[xix]           Нефть России, №6, 2009, с. 25.

[xx]              Супонина Е. Русия.. Ауда иля-ль-брагматийя фи-ль-аляка маа-ль-араб. // Анбаа Муску, аль-адад 11/1, 2010.

[xxi]             Нафс аль-масдар.

Начало