Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Что связывает премьер-министра Косово Х.Тачи и президента Йемена А.Салеха?

П.П.Рябов

Последние события вокруг премьер-министра Косово Х.Тачи, которого обвиняют в руководстве организованной преступностью на Балканах, совершенно неожиданно, при определенном развитии событий, могут затронуть и президента Йемена А.Салеха. На первый взгляд связи никакой. Действительно, что может связывать йеменского президента с балканскими лидерами?

Ответ опять же очень прозаичен: оружие. Мы уже говорили ранее, что Йемен превратился в страну - крупного реэкспортера вооружения и военной амуниции не только на Аравийском полуострове, но и, пожалуй, на Ближнем Востоке в целом. Торговля оружием стала очень прибыльным бизнесом для правящей йеменской элиты, при этом в качестве ключевой фигуры в этой цепочке необходимо назвать помимо естественно самого А.Салеха, и его родного брата, командующего северным военным округом страны Мохсена.

По сведениям, которыми располагали зарубежные эксперты, большая часть «йеменского» оружия поступала по налаженным каналам через Эритрею (ухудшение двухсторонних отношений из-за территориальных споров повлияло на этот бизнес в малой степени) и Сомали на Африканский континент, что естественно «подогревало» различного рода внутренние конфликты в регионе. В этой связи сразу отметим, что в принципе нет достаточных оснований говорить о наличии в прошлом какой-либо связи между йеменцами и крупными оружейными «баронами», типа печально знаменитого В.Бута. Система покупки и перепродажи оружия была жестко монополизирована йеменской верхушкой уже в силу того, что по статьям дохода этот бизнес применительно к Йемену можно смело ставить на одну доску с нефтяным. В этой ситуации йеменцы не нуждались в посредниках или компаньонах: они создавали «короткую» цепочку продавец – покупатель, а в качестве единственного промежуточного звена выставляли исключительно себя. На финальной стадии в дело вступали сомалийские группировки, причем и те, которые сейчас составляют «костяк» «Аш-Шабаб», и те, которые входят в переходное правительство в Могадишо. Идеологическая подоплека здесь абсолютно не учитывалась, йеменская сторона «работала» через шейхов различных сомалийских кланов, с которыми имеются традиционные исторические связи. Достаточно сказать, что большинство сомалийских группировок давно имеют фактически официальные штаб-квартиры в Йемене, которые выполняют и роли своеобразных финансовых узлов, обслуживающих этот бизнес. Превращение Сомали в политически неподконтрольную «черную дыру», ее исключительно выгодное географическое положение делает «сомалийское» направление приоритетным.

Однако, как выясняется, в период войны на территории бывшей Югославии, Йемен превратился еще и в одного из основных поставщиков оружия на Балканы. При этом необходимо учитывать, что здесь адресат был идеологически четко обозначен: это мусульмане в Боснии и Косово. При этом оружие направлялось через подставные фирмы в Албанию, а затем переправлялись непосредственно на театр военных действий. Собственно эти поставки были синхронизированы по времени с появлением в той же Боснии отрядов Хаттаба и афганских талибов.

Два эта момента имеют важное значение для понимания темы. Дело в том, что поставки оружия из Йемена на фронты Югославии объяснялись не только алчностью продавцов. Указанное направление, несомненно, было выбрано с учетом внешнеполитической концепции руководства Саудовской Аравии и ряда стран Персидского залива по поддержке «мусульманского населения» на Балканах. Собственно в данном случае Сана только лишь выполняла «политический заказ» Эр-Рияда, который сопровождал его достаточным финансовым обеспечением. Таким образом, подтверждаются ранее известные данные о том, что саудовцы являлись идеологическими и финансовыми спонсорами усиления «исламистского фактора» на территории бывшей Югославии, где в ходе войны отрабатывались схемы засылки добровольцев и поставок оружия, которые использовались и в других «горячих точках», прежде всего в Чечне. Основную роль в этом играли те же самые «неправительственные» благотворительные фонды, которые позволяют Эр-Рияду официально дистанцироваться от происходящего. Именно в этом контексте необходимо рассматривать и факт «целенаправленного» направления исламистов из Афганистана в Боснию. Албания также была выбрана не случайно, так помимо религиозной составляющей, учитывался факт слабости и ангажированности ее государственных институтов и официального нейтралитета Тираны. Последнее было принципиально важно, так как в этом случае события, которые происходили на территории Албании не подпадали под механизм расследования Международного трибунала по Югославии в Гааге. Таким образом, «работала» фактически «неуязвимая» схема поставки оружия, в которой в качестве начального и конечного этапа выступали классические «черные дыры» с финансированием через неправительственные фонды и организации.

При чем здесь Х.Тачи? Если верить последним разоблачительным статьям в отношении его руководящей роли в криминальном бизнесе в Косово и Албании, то торговля человеческими органами была организована для обеспечения материально-технического снабжения Армии освобождения Косово. Причем все эти операции проводились именно в Албании, через порты этой страны шли поставки оружия, оттуда же «экспортировались» изъятые человеческие органы. Осталось только уточнить: «куда?». Очень сомнительно, что это были медицинские клиники США и Европы, в которых существуют серьезный контроль над этой сферой. Можно только предполагать судьбу этих врачей, рискни они заняться таким «интересным делом». Отсюда возникает предположение, что органы изымались в интересах иных клиник, чем собственно албанцы и боснийцы расплачивались частично за поставки оружия. При этом необходимо иметь ввиду, что вопреки широко распространенному мнению о том, что «джихадисты», которые воюют в различных «горячих точках» делают это за деньги, все эти добровольцы являются борцами «за идею» и никаких финансов лично для себя не получают, что делает это явление вдвойне опаснее, чем простое наемничество.

В «сухом остатке» остается «слабое звено» в лице Х.Тачи, вокруг которого начинают «сгущаться тучи». В случае начала расследования его криминальной деятельности можно ожидать раскручивание маховика разоблачений, которые выйдут очень далеко за рамки «чистого криминала» и которые будут способны изрядно «попортить» нервы кое-кому на Ближнем Востоке.

Начало