Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Президент Йемена А.Салех как пример политического стратега

П.П.Рябов

На Аравийском полуострове вновь «запахло» скорой войной. Последнее примирение в Йемене повстанцев-хауси и правительства при посредничестве катарских медиаторов серьезно «задело» могущественного северного соседа йеменцев – Саудовскую Аравию. В этой связи саудовцы спешно вооружают для развязывания новой войны против повстанцев племенные формирования на севере страны под командованием Хусейна Ахмара. Мы уже писали о том, что последний со своими бойцами предпринял летом с.г. судорожную попытку сорвать подписание мирного договора в Дохе. Тогда это не удалось, теперь замысел более серьезный: а именно - развязывание новых крупномасштабных боевых действий с целью загубить «на корню» все попытки йеменского президента А.Салеха проявить излишнюю «самостоятельность» в выборе посредников, особенно из числа ближайших политических конкурентов Эр-Риада. Факт остается фактом – солидный денежный транш к Х.Ахмару «ушел» и теперь остается ожидать последствий уже в этом году. Позволить Дохе «рулить» процессами у себя «под носом» Эр-Рияд не может даже под угрозой перерастания новой войны в непосредственную опасность для своих южных границ. Прекрасный пример того, когда личные амбиции перевешивают политическую целесообразность.

В этой ситуации остается еще раз поаплодировать политическому чутью йеменского лидера, который, привлекая к посредничеству катарцев, затеял многоходовую комбинацию по одновременному решению нескольких проблем.

Во-первых, он сознательно сблизился с Дохой, которая стремится стать полнокровным авторитетным посредником в регионе, а в перспективе - в арабском мире в целом. Катарцы охотно и с готовностью принимают просьбы о посредничестве, сопровождая это экономическими преференциями, а то и прямой финансовой помощью обеим сторонам. Проигнорировать просьбу йеменцев и тем самым войти в «самую болезненную» зону для саудовцев, они естественно просто не могли. На это и был расчет А.Салеха, отношения которого с саудовцами в последнее время переживали не самые лучшие времена. Особенно йеменского лидера тревожила неоднозначная позиция Эр-Рияда по вопросу передачи власти своему сыну. Дохийские соглашения стали прекрасным способом поддразнить саудитов и показать им, что «ничего не вечно под луной», в том числе и политические союзники и покровители.

Во-вторых, А.Салех четко просчитал реакцию саудовского руководства и примерный механизм, с помощью которого они постараются изменить ситуацию. К времени Дохийского соглашения с повстанцами уже было примерно ясны новые (а произошла ревизия союзников) приоритеты саудовцев среди йеменской племенной верхушки и не надо было быть большим провидцем, чтобы понять, что одной из основных саудовских креатур становиться Хусейн Ахмар. Ничего удивительного в этом нет, так как он является одним из сыновей покойного шейха Ахмара. Последний был основным союзником саудовцев (получал от них практически официально 150 тыс. реалов в месяц), бессменным спикером парламента и одним из духовных отцов партии «Ислах». Именно в этот период отношения А.Салеха с саудовцами были более или менее устойчивыми, так как шейх Ахмар был еще и родственником нынешнего йеменского президента и во многом обеспечил устойчивость его режима, особенно в период войны с южанами в 1994 году. Но после смерти старшего Ахмара ситуация изменилась. Его сыновья решили играть собственную игру, и один из них Хамид стал предпринимать активные шаги по сближению со светскими партиями (прежде всего ЙСП) и созданию единой оппозиционной коалиции. Это явная заявка на власть со стороны подросшей йеменской элиты, разные слои которой пока объединяет стремление нарушить монополию А.Салеха и прервать его династию. И стремление сыновей покойного шейха услышали и поддержали в Эр-Рияде, где все более и более осмысленно начинают искать замену нынешнему йеменскому президенту. Было естественно, что Хамид Ахмар (и весь его клан в целом) в полне устраивал саудовцев в качестве приемника. Единственно, им не совсем импонировала его установка на альянс с социалистами. Эту опасность А.Салех прочувствовал и нанес упреждающий удар. Собственно вся история с нападением повстанцев-хауси на саудовские посты и дальнейший разгром (будем называть вещи своими именами) ими элитных подразделений национальной гвардии королевства сама по себе и была кульминацией возникшего напряжения между Эр-Риядом и Саной. Выдвинем версию, что А.Салех и здесь всех обыграл. С его «легкой руки» США и Запад долгое время наивно полагали, что они имеют дело с «ассиметричным ответом» Тегерана. Иранское присутствие там конечно было, но оно носило более характер моральной, и может быть, небольшой финансовой поддержки. Может быть, потому что кроме версий и непроверенной информации никаких реальных подтверждений этому нет. Американский флот долго блокировал йеменское побережье, но никаких иранских шхун с оружием, о которых так настойчиво заявлял йеменский лидер, так и не задержал. Не приходится сомневаться, что если бы израильтяне или американцы получили хотя бы намеком данные о такой поддержке (не говоря уже о фактуре), они раздули бы «иранское кадило» на весь мир, особенно в условиях требований об ужесточении экономических и иных санкций против

Тегерана. При этом повстанцы исправно получали деньги, что позволяло им платить по 100 долларов США в месяц своим рекрутам (солидные деньги для Йемена). Кстати, это были фактически юноши 14-17 лет, которые в силу знания рельефа и местных реалий собственно и показали саудовским элитным войскам «кто здесь заводит патефон». Вопрос: кто давал повстанцам эти деньги? Тегеран или кто-то другой? А кто давал команды «сдавать» армейские склады с боеприпасами повстанцам? Почему йеменские военные «радостно» отдавали свое оружие (кстати, тоже за деньги) хауси? В конце концов, в Вашингтоне заподозрили неладное и потребовали от А.Салеха заканчивать войну со своими соплеменниками и начинать активно бороться с «Аль-Каидой».

В случае если племя Ахмаров в лице Хусейна снова начнет войну с хауси, оно естественно ослабнет, как впрочем, и повстанцы. Очень возможно возникновение разногласий между наследниками шейха Ахмара: Хамид в отличие от Хусейна выступает за стратегический альянс с хауси, которые превратились в весомую политическую силу. Таким образом, решается задача ослабления двух сильных внутриполитических оппонентов А.Салеха и создается очаг напряженности на севере страны, что позволяет откладывать выборы в условиях неблагоприятной политической коньюктуры на сколь угодно долгий срок под предлогом «чрезвычайного положения».

В-третьих, А.Салех заключением мира с повстанцами выполнил все условия Запада по «заключению мирного договора в скорейшее время и прекращению войны». Теперь он «белый и пушистый», и его Дохийское соглашение открыло ему путь к финансовой и военной помощи из США и Европы. На прошлой неделе Белый Дом официально объявил о выделении Сане более 1 млрд долларов США «на переоснащение армии, полиции новыми видами вооружения и проведение тренингов по вопросам борьбы с исламистами». В Конгрессе США все это было воспринято фактически единодушно, конгрессмены и сенаторы наперебой утверждали, что «основная опасность зарождается в Йемене, и новое 11 сентября придет оттуда». Можно было представить себе картины о мощнейшем «йеменском лобби», которое чувствует себя как дома на Капитолийском холме, но это далеко от действительности. «Пугалом» и самым главным лоббистом получения денег А.Салехом (интересно, а куда реально потратят их большую часть?) выступает гражданин США, этнический йеменец Анвар аль-Авлаки, которому приписывают теперь ореол «нового У.Бен Ладена». Он исправно на хорошем английском языке угрожает разрушить «обитель зла», что, видимо, действует на американских законодателей лучше всяких пушек. И здесь А.Салех проявил себя молодцом. А.аль-Авлаки родом из бедного и не влиятельного племени из провинции Шаба, спокойно сидит в своей деревне, нигде не прячется. Собственно арестовать его можно за один день. Но нельзя еще, не время. А кто будет обеспечивать поставку финансовых траншей с Запада? Кто будет его будоражить своими угрозами и напоминать о существовании «Аль-Каиды Аравийского полуострова»? Исламисты конечно в Йемене есть и много, но реально с ними никто собственно не борется, а нужен «настоящий буйный» для внешнего антуража. И А.Салех его нашел в лице А.аль-Авлаки и использует во всех качествах. Настанет время отчитываться за потраченные деньги, он его арестует и найдет другого. Восток есть Восток. И президент Йемена А.Салех его настоящий представитель, поэтому и находится более тридцати лет у власти в своей очень непростой стране.

Начало