Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О некоторых экономических итогах 2009 г. и вступлении Израиля в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Д.А. Марьясис

Еще в конце 1980-х гг. Израиль взял курс на либерализацию экономической системы страны, а также на более глубокую интеграцию в мировую экономику. На этом пути одной из важнейших стратегических целей начиная с 1992 г. стало вступление Израиля в ОЭСР – элитный клуб наиболее развитых с социально-экономической точки зрения стран мира. К 2008 г. был пройден огромный путь в данном направлении[1], казалось, что к концу 2009 г. страна станет полноправным членом этой уважаемой международной организации. Но мировой финансово-экономический кризис внес свои коррективы в планы израильского экономического истеблишмента – вступление в ОЭСР пришлось отложить, чтобы бросить все силы на минимизацию негативного воздействия кризиса на экономику страны. Однако уже в конце декабря 2009 г. стало известно, что генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа 18 января 2010 г. посетит Израиль с визитом, чтобы обсудить с израильским руководством основные выводы очередного отчета, составленного специалистами ОЭСР о социально-экономическом состоянии страны по итогам 2009 г. и провести консультации по поводу скорейшего вступления Израиля в организацию, которую он возглавляет[2]. Этот визит состоялся в указанные сроки. Его итоги можно назвать для Израиля позитивными: Гурриа объявил о том, что ожидается вступление страны в ОЭСР в первой половине 2010 г. При этом он указал на ряд проблем (отмеченных в отчете), решением которых Израиль должен в ближайшее время заняться, чтобы стать ее членом. Однако, по мнению генерального секретаря этой организации, это вполне посильная для израильского руководства задача[3].

В 2009 г., несмотря на все ожидания и происходящее в других экономически наиболее развитых странах мира, израильская экономика выросла. По предварительным оценкам Центрального статистического бюро (ЦСБ) и Банка Израиля в том году, который войдет в историю как один из наиболее сложных периодов в мировой экономической истории, ВВП Израиля вырос на 0,5%, в то время как средний уровень роста по ОЭСР был негативным, т.е. наблюдалось падение ВВП на 3,5%.

В начале 2009 г. считалось, что ВВП Израиля сократится на 1,5%, потом Банк Израиля предсказал нулевой рост, а итоговый результат оказался даже немного лучше, хотя производство в деловом секторе упало на 0,4%. Экономическое восстановление страны началось во второй половине 2009 г. и приобрело более определенные черты в сентябре–декабре того года, когда на фоне улучшения некоторых мировых тенденций возрос внутренний частный и общественный спрос, а также стал отмечаться некоторый рост экспорта (в начале года он значительно сократился, а импорт рос – см. далее)[4]. По данным ЦСБ, рост израильского подушевого ВВП сократился на 1,3%, а рост того же показателя в странах ОЭСР – на 4%.

Банк Израиля, во главе которого стоит один из наиболее авторитетных в мире специалистов проф. Стэнли Фишер, взял на себя главную роль (как ему и положено по статусу) в обуздании финансовой составляющей кризиса. В принципе предпринимаемые им меры признаны успешными, но некоторые частности до сих пор вызывают оживленные споры, в том числе и у специалистов ОЭСР. Еще в сентябре 2008 г. Центральный банк значительно снизил учётную ставку, но уже в августе 2009 г., вслед за улучшением мировой и внутренней конъюнктуры, повысил её с 0,5% до 0,75%. В ноябре того же года он произвёл еще один раунд повышения ставки до уровня в 1%, чего не сделал к тому времени ни один из Центробанков стран ОЭСР. В январе 2010 г. ставка была повышена до 1,25%. Также следует отметить, что до марта 2008 г. Банк Израиля придерживался стратегии невмешательства на рынок иностранной валюты, но с того месяца он начал ежедневные интервенции с целью увеличения золотовалютных запасов страны. Специалисты ОЭСР особо отмечают, что даже когда намеченные цели были достигнуты, ЦБ Израиля продолжил интервенции на валютный рынок, хотя и не такие частые. По их мнению, несмотря на то что увеличение золотовалютных запасов было оправданным, следует как можно быстрее прекратить практику вмешательства ЦБ в рыночные процессы, а Стэнли Фишер пока не торопится это сделать[5]. С одной стороны, подобная политика оказалась оправданна – удалось избежать коллапса финансовой системы Израиля и уровень инфляции в 2009 г., составив 3,9%, был лишь на 0,9% выше запланированного, но с другой – подобная активная политика ЦБ вкупе с другими факторами повышает уровень инфляционных ожиданий, что само по себе способствует росту цен. Международные эксперты видят в подобных действиях помимо всего прочего опасность излишней централизации на валютном рынке, что может в будущем отрицательно сказаться на позиции Израиля в мировых финансовых институтах.

Кризис привел к необходимости некоторого реформирования Банка Израиля. В результате сложнейших переговоров между его Управляющим и Министром финансов Ювалем Штайницем была принята новая формула управления банком, при которой регулирование инфляции остается главным приоритетом ЦБ (Израиль был одной из первых стран, ставших применять политику инфляционных целей, но это никогда не было прописано в законе), при этом политически важные действия теперь должны предприниматься не лично Управляющим, а на основе большинства голосов специально созданного монетарного комитета банка. Также вводится новый управляющий орган – Совет директоров. За банком сохраняется функция основного советника правительства по экономической политике.

Дефицит бюджета в 2009 г. составил 5,2% ВВП – это ниже запланированного. Так  произошло из-за более быстрого восстановления экономики и соблюдения уровня расходов, близкого к намеченному. При этом по-прежнему высоким, несмотря на жесткие меры по бюджетной консолидации, остается уровень государственного долга к ВВП – 75% в 2008 г., и порядка 80–82% в 2009 г. и, по прогнозам, в 2010 г. Подобный рост государственной задолженности произошел на фоне мирового кризиса и роста индекса потребительских цен (ИПЦ). По мнению министра финансов Израиля, такой незначительный рост, хотя и является некоторым негативным фактором, все же говорит об устойчивости израильской экономики, так как в ряде стран Запада этот показатель значительно вырос в связи с необходимостью срочного увеличения государственных расходов[6]. Все же эксперты ОЭСР считают, что в обозримом будущем фискальная политика Израиля должна концентрироваться именно на проблеме государственной задолженности (согласно общепринятым западным стандартам, уровень госдолга к ВВП не должен превышать 60%) и дефицита бюджета. При этом отмечается, что бюджетные расходы на ВПК в процентном отношении к ВВП в Израиле выше среднего показателя по странам ОЭСР, а этот показатель на гражданские нужды – ниже. Для решения этих задач, как кажется, следует внести некоторые коррективы в процесс реформы налогообложения, начавшейся некоторое время назад.

Отдельное внимание стоит уделить внешнеэкономическим связям Израиля. Торговый дефицит в 2009 г. составил $5,1 млрд – самый низкий уровень с 1990 г. Экспорт составил 86% импорта, что на 9% выше, чем в 2008 г. Товарный экспорт, составив в 2009 г. $41,9 млрд, сократился на 18,5% по сравнению с предыдущим годом. Промышленный экспорт составил 83% общего объема продаж за рубежом. Вместе с тем разные его сектора показали разнонаправленное движение: так, экспорт высокотехнологичных товаров в целом вырос, однако наблюдался спад в сфере фармацевтики; все остальные отрасли промышленности продемонстрировали падение иностранных продаж[7]. Как и ожидалось, значительно сократился экспорт из Израиля обработанных алмазов. Видимо, по аналогичным причинам сократился также экспорт цветов из страны. При этом значительно возросли экспортные продажи фруктов, включая цитрусовые. В то же время импорт продемонстрировал сокращение объемов в 2009 г. практически по всем статьям, причем в большем объеме, чем экспорт, что в конечном счете и привело к такому падению торгового дефицита Израиля. Однако следует отметить, что наряду с начавшимся в третьем квартале общим оздоровлением экономики наметилась тенденция к увеличению импортной составляющей во внешней торговле Израиля. Если в 2010 г. эта тенденция продолжится, то вероятнее всего торговый дефицит страны опять увеличится.

Согласно данным ЦСБ Израиля, в 2009 г. произошло значительное увеличение профицита по текущим операциям страны[8] – этот показатель вырос на 243% по сравнению с 2008 г., достигнув $7,2 млрд, что является наибольшем значением за всю историю за исключением 2006 г., когда этот показатель достиг $7,35 млрд. В 2009 г. профицит баланса по текущим операциям составил 3,7% ВВП, тогда как в 2008 г. он составлял 1% ВВП, а в 2007 г. – 2,8%. По данным ЦСБ, подобный рост профицита по текущим операциям обусловлен резким сокращением потребления топлива в Израиле[9].  

Таким образом, если в целом рассматривать экономическую ситуацию в Израиле в кризисный период, то оказывается, что страна неплохо справилась с влиянием негативных мировых процессов. Подобная оценка нашла отражение как в выводах экспертов ОЭСР, так и специалистов Международного валютного фонда (МВФ), отраженных в опубликованном 25 января 2010 г. специальном докладе по Израилю[10]. Доказательством тому также может служить факт подтверждения тремя крупнейшими рейтинговыми агентствами Moody’s, S&P, Fitch стабильно-позитивных рейтингов Израиля. При этом социальная составляющая экономической системы страны по-прежнему вызывает беспокойство у международных экспертов.

20% домохозяйств Израиля находятся за чертой бедности, в то время как в среднем по странам ОЭСР этот показатель составляет 11%. При этом большинство бедных принадлежит к двум группам населения страны – арабам и ортодоксальным иудеям. По мнению экспертов ОЭСР, такая ситуация во многом является следствием не всегда оправданной политики государства в их отношении, в особенности арабов–граждан Государства Израиль. Отмечается низкая степень вовлеченности обеих групп в трудовые отношения, а также недостаточный для современного мира уровень образования. Но если для евреев-ортодоксов это во многом сознательный самостоятельный выбор, то для арабской части населения Израиля зачастую – это результат дискриминационной политики власти. Решение проблемы должно лежать в основном в двух плоскостях: реформа образовательной системы[11], изменение ситуации на рынке труда (см. далее). Интересно, что страна, еще 20 лет назад жившая в системе государства всеобщего благоденствия,  сегодня тратит на социальные услуги лишь 16% ВВП, в то время как страны–члены ОЭСР в среднем тратят на это 21% ВВП[12].

На рынке труда Израиля ситуация неоднозначная. С одной стороны, безработица в 2009 г. в Израиле составила 7,7%, а в среднем по ОЭСР – 8,2%[13]. С другой – Израиль уже довольно длительное время не может справиться с наплывом иностранных рабочих в страну как легальных, так и нелегальных, что, во-первых, осложняет ситуацию с наймом для арабов – граждан Израиля, а во-вторых, повышает уровень криминогенности в стране, усиливает социальную напряженность. Известно также, что 40% израильтян в возрасте 15–64 лет не работают добровольно или по другим причинам. В странах ОЭСР этот показатель равен 33%[14].

В связи с тем, что вступление в ОЭСР важно для Израиля, правительство страны незамедлительно отреагировало на прозвучавшую критику. В 2010 г. предполагается сократить количество иностранных рабочих в Израиле с 300 тыс. до 250 тыс. чел., значительно ужесточить меры наказания за нелегальную работу в стране, разработать комплекс мер по стимулированию занятости среди израильских арабов и евреев-ортодоксов[15]. Остается только надеяться, что заявленные цели будут достигнуты в ближайшем будущем. Представляется, что здесь дело не только в возможности скорейшего присоединения к элитному клубу стран (это, безусловно, важный стимул), но и принципиальная необходимость решить эти проблемы для обеспечения экономической и политической безопасности страны.

Указанные здесь проблемы являются не единственными на пути углубления интеграции Израиля в мировое экономическое сообщество. Формат этой статьи не даёт возможности поговорить о них подробнее (см. ссылку 1), однако в качестве примера хотелось бы упомянуть о такой, казалось бы, не очевидной для Израиля проблеме: скорости Интернет-соединения. Проблема вроде второстепенная, но она отражает общую тенденцию развития сектора высоких технологий страны. Суть её состоит в том, что, по данным ОЭСР, средняя скорость связи с Интернетом в Израиле одна из наиболее низких среди развитых стран. Тогда как всего лишь несколько лет назад Израиль гордился одним из самых высоких показателей в мире  по степени распространения широкополосного доступа в Интернет[16]. Очевидно, Израилю надо что-то предпринимать для реформирования сектора промышленности высоких технологий целиком, ведь если даже на таком низком уровне возникло отставание, то где гарантия, что эта негативная тенденция не распространится на другие отрасли сектора?

В заключение хотелось бы упомянуть еще один интересный факт, связанный с предполагаемым вступлением Израиля в ОЭСР. Известно, что израильтяне при совершении экспортных операций достаточно часто дают взятки. С этим ведется борьба. И вот специалисты ОЭСР потребовали предать гласности итоги расследований подобных случаев в сфере ВПК, что, как и ожидалось, вызвало негативную реакцию у военного истеблишмента. Официальная причина возмущения – открытие информации нанесет вред внешнеэкономической деятельности Израиля в данной сфере, так как конкуренты получат доступ к информации, являющейся коммерческой тайной. Это даст им возможность экономическими и политическими методами помешать заключению выгодных Израилю сделок в этой сфере[17]. Представляется, что правительство выполнит требования ОЭСР и будут найдены способы защитить права экспортеров. Израиль от этого только выиграет – прозрачная система торговли повышает степень доверия к стране, к тому же в этом случае легче будет выявить проблемные зоны в развитии экспортоориентированных отраслей промышленности Израиля и вовремя принять адекватные меры по их реформированию.

Несмотря на все проблемы, Израиль сегодня готов стать членом ОЭСР. Хотелось бы верить, что, как и планировалось, этот длинный путь, начатый 18 лет назад, в 2010 г. подойдет к своему логическому завершению.



[1]             Подробнее об этом см. Марьясис Д.А. Израиль на пороге вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).\\Израиль в современном мире. Сборник статей, стр.195-214, ИВ РАН, Москва, 2009 г.

[2]             Filut A. OECD secretary-general to visit Israel in January. 17.12.2009, www.globes.co.il.

[3]             Filut A. OECD head: Israel will be a member this year. 19.01.2010, www.globes.co.il.

[4]             Recent Economic Developments #126, September-December 2009, p.3-4. Bank of Israel, Jerusalem, February 2010.

[5]             Economic Survey of Israel, 2009. Policy Brief. р.5. OECD, 2009.

[6]             Gruntman Y. Gov’t debt up 8,9%. 27.01.2010, www.globes.co.il.

[7]             Israel trade deficit hits 19-year low. 12.01.2010, www.globes.co.il.

[8]             Баланс по текущим операциям сводится на основе заработанных денег жителями страны за рубежом путем продаж товаров и услуг за вычетом затрат граждан этой страны на приобретение иностранных товаров и услуг.

[9]             Filut A. Current account surplus second highest on record. 25.01.2010, www.globes.co.il.

[10]            Подробнее см. Israel: Staff Report for the 2009 Article IV Consultation. IMF, Washington D.C., 25.01.2010.

[11]            Образовательная система в Израиле подвергается критике с разных сторон. В этой статье нет возможности обсудить проблему подробнее, однако стоит сказать, что у специалистов есть опасения насколько Израиль будет в состоянии поддерживать адекватное развитие сектора высоких технологий в будущем, если сегодня не реформировать систему образования страны.

[12]            Economic Survey of Israel, 2009. Policy Brief. р.7-9. OECD, 2009.

[13]            Filut A. Israel’s economic growth beats even optimistic forecast. 31.12.2009, www.globes.co.il.

[14]            Temkin A. OECD slams Israel’s social economic policy. 20.01.2010, www.globes.co.il.

[15]            Filut A. Steinitz: Gov’t will reduce foreign workers by 30-50,000. 24.01.2010, www.globes.co.il.

[16]            Perez G. Israel among countries with slowest Internet connection. 07.12.2009, www.globes.co.il.

[17]            Korin-Lieber S. Joining OECD may hit defense exports. 18.01.2010, www.globes.co.il.

Начало