Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Решение Ливии об отмене въездных виз для граждан Шенгенской зоны, его причины и последствия

И.С. Берг

Ливия больше не пускает к себе Европу – такими заголовками пестрит в эти дни печать Старого Света. Согласно информации WELT ONLINE, 15 февраля, в день обнародования этого решения ливийских властей, в аэропорту Триполи были блокированы 300 пассажиров – граждан стран Шенгена, которые прилетели в Ливию как по делам (в их числе, к примеру, группа ведущих менеджеров Lufthansa Charter Agency GmbH), как так и в качестве туристов.

Отказ в выдаче виз касается граждан 25 европейских государств. В том числе и Швейцарии, которая хотя в Шенгенскую зону не входит, но считается многолетним фактором раздражения официального Триполи. Между тем, ситуация в ряде случаев остается противоречивой. В частности, по сообщениям руководства Lufthansa, запланированные на 15 и 16 февраля полеты в Триполи состоялись, при этом ливийские службы выпустили из здания аэропорта всех желающих. Правда, четверо из 58 пассажиров рейса во вторник были по невыясненным причинам, задержаны. Остальные пассажиры, в основном из стран ЕС, могут свободно въезжать в Ливию, информируют представители Lufthansa. В то же время по данным, полученным из министерства иностранных дел Италии, ливийские службы воспрепятствовали желанию 13 итальянцев покинуть здание аэропорта Триполи, причем троим из них было твердо отказано во въезде в страну.

«Почему Ливия предприняла такие действия? – пишет испанская EL PAIS. – Ливийская газета Оеа не признает, что это своеобразный акт возмездия, но вспомним, что в сообщении, опубликованном на прошлой неделе на ее веб-сайте, сказано: Швейцария запретила въезд на свою территорию 188 граждан Ливии, начиная со старшего Каддафи – Муаммара, а затем и всей его семьи. Эти ограничения раздражают Ливию, и это раздражение переносится на всю Шенгенскую зону, государства которой три месяца назад выразили Берну солидарность».

О том, что явилось первопричиной действий Берна по составлению «черного списка» на въезд в страну для ливийцев, мы скажем ниже. Пока обратим внимание на сайт германского федерального МИДа. В рубрике «Ливия» до недавней поры красовалась подборка информационных сообщений для тех, кто не хотел бы подвергать себя риску быть похищенным. В них содержалось предупреждение ведомства о нарастающей угрозе исламского терроризма и увеличении криминальных инцидентов в Северной Африке и к югу от Сахары. «Аль-Каида в Магрибе», в частности, специализируется на похищении иностранцев, и ввиду того, что эффективных мер борьбы с этими террористическими группами на местах не существует, поездки в этот регион чреваты серьезными последствиями, прежде всего, для граждан ФРГ, указывается в правительственном сообщении. Ливия входит в зону риска, особенно «в обширных приграничных районах с Алжиром, Тунисом, Нигером и Чадом, считающихся зонами туризма, а также в регионе Гадамес на ливийско-алжиро-тунисской границе и в регионе Гат на крайнем юге страны», где существует значительный риск похищения. МИД ФРГ «не поощряет путешествия по вышеупомянутым приграничных районам». Хотя в самой Ливии не было инцидентов, связанных с иностранными туристами, в сентябре 2008 года была похищена туристическая группа на юго-западе Египта (на границе с Ливией, Чадом и Суданом), в которую входили пять немцев.

Вряд ли лидер ливийской революции Муаммар Каддафи всерьез озаботился криминогенной обстановкой в указанном приграничье, комментируют немецкие обозреватели последнее решение Триполи. Как уже сообщалось, 15 февраля с.г. Ливия объявила, что «впредь до дальнейшего уведомления, прекращается выдача въездных виз гражданам Шенгенской зоны, в том числе и Германии». Упомянутый сайт федерального МИДа уточняет, что уже выданные визы признаны недействительными, а въезд в страну разрешен только лицам, которые имеют действующий вид на жительство.

Эксперты предполагают, что именно действия Швейцарии в отношении семьи Каддафи стали причиной акции в отношении граждан Шенгенской зоны. Это – первая и, не исключено, главная особенность ливанского удара по Шенгену. Вторая особенность – иного рода. Италия, входящая в Шенгенскую зону, по-прежнему обладает правом выдавать визы в Ливию. Это связано с тем, что Италия попросила прощения за колонизацию Ливии и, как говорит М.Каддафи, «согласилась выплачивать Ливии компенсацию в размере 250 млн долларов в год в течение 20 лет». Примечательны в этой связи комментарии итальянской прессы. К примеру, La Stampa. Ливия закрывает свои границы для граждан Шенгенской зоны и раздувает дипломатический скандал между Триполи и Берном, и все это происходит после двадцати месяцев злобы и мести, что, в конечном счете, отразится на инвестициях Европы в Ливию, оценивает ситуацию газета. Теперь перед министром иностранных дел Италии Франко Фраттини стоит весьма непростая задача: ему надо объяснить соотечественникам, как Муаммар Каддафи может считаться «надежным партнером», указывает газета. Пора Берлускони звонить своему другу Каддафи, чтобы не допустить непрогнозируемого развития скандала, приводит La Stampa мнение ряда итальянских политиков.

В МИДе Германии и аналогичных ведомствах других стран Шенгена назвали это решение Триполи достойным сожаления. Это не просто дань дипломатическому этикету. Известно, что ряд европейских государств (Италия, Австрия и другие) инвестируют в нефтяную и строительную сферы, поддерживая Ливию. В частности, что касается состояния немецко-арабского хозяйственного обмена, Ливия занимала на протяжении 2007-2009 гг. особое место в товарообмене. К примеру, в списке 22 стран Арабского Востока она была абсолютным лидером в секторе немецкого импорта в январе-сентябре 2008 года при финансовом объеме 11,108 млрд евро и доли Ливии 4,384 млрд евро. Эти хозяйственные связи обрели новый импульс еще в 1975 г., когда ФРГ и Ливия подписали межправительственное соглашение, в соответствии с которым немецким фирмам были предоставлены широкие льготы, включая отмену таможенных ограничений и двойного налогообложения при импорте товаров, свободный перевод валюты, обмен торгово-промышленной информацией. Таким образом было активизировано немецкое присутствие в лице строительных фирм, сооружавших электростанции в Тобруке и Бенгази, металлургический комплекс в Мисурате, электростанции и опреснительные установки в Хомсе, четыре госпиталя в Бенгази, химический комплекс в Бу-Каммаш, учебные центры в Таджуре и Мисурате. Расширилось участие западногерманских фирм в развитии индустрии, транспорта, коммуникаций, сельского хозяйства. К концу 1979 г. 60 западногерманских фирм открыли в Триполи свои представительства. Их участие в строительстве промышленных предприятий составляло 80% стоимости всех проектов развития Ливии.

Федеральное правительство, которое помогло в значительной мере сформировать современный промышленный ландшафт Ливии, и сейчас выступает за более активное участие немецких компаний в реформировании страны. Оно исходит из того, что государства Магриба являются ключевыми регионами для Европы не только в силу географической близости к ней или из-за тесных историко-культурных связей, но и в качестве моста между исламским и западным миром. Важность региона является постоянно растущей и потому что отсюда осуществляются поставки энергоносителей в Европу. В настоящее время Ливия является 4-м по значимости поставщиком нефти в ЕС (8% импорта в 2005 г.) и 5-м - природного газа (2% импорта), однако потенциал ее гораздо больший, но он сдерживался продолжительным периодом антиливийских санкций и отсутствием соглашения о партнерстве, к составлению которого обе стороны приступили в Брюсселе относительно недавно, 13 сентября 2008 г. Успешное инвестирование начинает набирать обороты и может принести добрые плоды в том же энергосекторе, что доказывает многолетняя деятельность немецких фирм Wintershall Holding AG и RWE. В этой связи отметим, что 29 сентября 2008 г., согласно сообщению ливийский национальной нефтяной компании NOC, специалисты RWE открыли новое месторождение нефти в бассейне Сирт (блок G1-ТС-193), причем доля RWE составляет 32%, NOC — 68%).

И для других стран Старого Света, как Шенгенской зоны, так и остальных, которые начали налаживать контакты с Ливией после того, как Триполи объявил об отказе от политики поддержки международного терроризма, сообщение о прекращении выдачи въездных виз стало не особо радостным.

После снятия санкций ООН против этой страны в 2003 году зарубежные инвестиции в экономику Ливии увеличились, но не настолько, чтобы можно было ими пренебрегать в дальнейшем, прокомментировали ситуацию в МИДе ФРГ, указав, что многие бизнесмены, в том числе и немецкие, жалуются: властные структуры Триполи и по сей день нередко препятствуют их работе. «Подобное развитие может подорвать репутацию Ливии в качестве надежного делового партнера», подчеркивают в федеральном дипломатическом ведомстве, комментируя решение Каддафи от 15 февраля.

Как полагают немецкие дипломаты, первопричиной подобного решения стала серия скандалов, связанных с младшим сыном М. Каддафи – Ганнибалом. В 2004-2005 гг. инциденты происходили во Франции. Сначала полицейские остановили машину Г. Каддафи за превышение скорости на Елисейских полях, и его телохранители не придумали ничего лучше, как напасть на стражей порядка. Ливийские дипломаты официально извинились, и телохранителей отпустили. Ганнибал Каддафи также был задержан, но отпущен в связи с его дипломатической неприкосновенностью. Затем Ганнибал Каддафи был осужден во Франции за избиение своей подруги. Он получил четыре месяца тюремного заключения условно и был оштрафован на 790 долларов. В июле 2008 года Ганнибала задержали в Швейцарии по обвинению в нападении на двух своих слуг, выходцев из Марокко и Туниса, а затем и на полицейских. После ареста Г.Каддафи и его беременная жена, которые прибыли, чтобы родить ребенка на берегу Женевского озера, были отпущены под залог в размере 500 тысяч швейцарских франков (около 310 тысяч евро). В швейцарском эпизоде, который именуется в европейской печати, как афера Ганнибала (Hannibal-Affаеre), снова отличились телохранители: они пытались помешать арестовывать супругов, которые избивали слуг.

Каждый раз следовали незамедлительные «ответные меры» официального Триполи. К примеру, в швейцарском случае – целый комплекс мер: принуждение швейцарских фирм Nestle и ABB закрыть свои офисы в Ливии и арест группы сотрудников этих компаний, угрозы прекратить поставку нефти (Швейцария импортирует примерно половину необходимой ей нефти из Ливии) и остановить работу принадлежащего Ливии нефтеперерабатывающего завода в Швейцарии, запрет заходить в ливийские порты судам, плавающим под флагом Швейцарии, сокращение число авиарейсов между двумя странами, отзыв ливийских дипломатов из Берна, угрозы изъять ливийские деньги из швейцарских банков.

Словами Ливия не ограничилась. Она и в самом деле прекратила поставки нефти в Швейцарию, отозвала из банков этой страны значительные средства (по данным итальянской газеты La Stampa, около 5 млрд долларов) и устроила суд над двумя швейцарскими бизнесменами, работавшими в Ливии, обвинив их в нарушении визового режима и других правонарушениях. Речь идет об арестованных в Триполи, спустя два дня после инцидента в женевском отеле, двух швейцарских граждан , Макса Гольди и Рашида Хамдани. Они были преданы суду, по официальной формулировке, за нарушение иммиграционного законодательства и торговли. Потребовалось вмешательство президента Швейцарии, чтобы срок ареста одного бизнесмена был сокращен до четырех месяцев, а в отношении второго было прекращено судебное преследование. Сейчас оба предпринимателя находятся в швейцарском посольстве в Триполи, сообщают СМИ Европы.

М. Каддафи настаивает на том, что все эти меры спровоцированы швейцарской стороной. Согласно сообщениям швейцарских СМИ, правительство в Берне ввело в отношении 188 представителей кругов, близких к М. Каддафи, запрет на поездки в Швейцарию. Официального подтверждения этих действий нет, но осведомленные журналисты связывают эти меры именно с младшим сыном Каддафи, имя которого то и дело мелькает в скандальных хрониках стран Шенгена.

Как бы там ни было, но, оценивая ситуацию в схематичном векторе «пребывание Ганнибала в Европе – составление Швейцарией «черного списка» - запрет Триполи на въездные визы» ,комиссар ЕС по внутренним делам Цецилия Мальмстрем назвала шаг Ливии в заявлении, сделанном в Брюсселе, «односторонним и несоразмерным». Она указала, что «до конца недели состоится совещание Комиссии ЕС, где государства-члены ЕС и страны Шенгенского соглашения обсудят проблему и вытекающие из этого соответствующие меры». Немецкие эксперты сомневаются, что эти меры, которые будут известны в период с 18 по 21 февраля с.г., с радостью воспримут в Триполи. Дипломатический скандал между Берном и Триполи обретает гораздо более существенный масштаб и способен нанести урон отношениям между Ливией, лишь недавно освободившейся от санкций международного сообщества, и государствами Старого Света, которые ни политически ни экономически совершенно не заинтересованы в обострении ситуации.

Европейские эксперты напоминает, что выстраивание отношений с Ливией после 2003 года во многом зависит от неустойчивой и противоречивой позиции Триполи. В частности, внезапные и произвольные изменения в визовом режиме нередки для Ливии. Нынешнее решение по отношению к странам Шенгена беспрецедентно, оно идет вразрез с декларациями официального Триполи об открытости экономики Ливии для участия в ее развитии многочисленных компаний со всех уголков Европы. Анализируя, что означает внезапно воздвигаемый М. Каддафи въездной барьер для европейцев, СМИ отмечают: Ливия собирается в наступление. Так, констатирует швейцарская Neue Zuercher Zeitung, всякий раз, едва Ливия объявляет «новые ответные меры», она испытывает на прочность противоположную сторону. Режим Каддафи, отмечает газета, многократно таким образом проверял эффективность и адресность своей угрозы и лишь потом решал, стоит ли осуществлять ее или достаточно посланного сигнала.

По этой причине швейцарские эксперты по региону Северной Африки не считают, что период ужесточения визового режима для Шенгена может продлиться долго.

Начало