Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Некоторые моменты текущей ситуации в Йемене

П.П.Рябов

Мы уже писали о том, что йеменский президент А.Салех с большей долей вероятности готовит новую военную операцию против повстанцев хауси на севере страны. Не исключено, что помимо чисто внутриполитических причин (состоявшейся альянс хауси с основным оппозиционным блоком «Лика Муштарака») подготовка к операции связана и с желанием Саудовской Аравии окончательно решить проблему потенциальной угрозы для своих южных территорий. Можно предположить, что, скорее всего, речь будет идти о совместной саудовско-йеменской операции. На это указывает и недавний визит командующего южным военным округом КСА в Йемен, во время которого он инспектировал (!) воинские части, дислоцированные в северных районах страны. Сам по себе этот визит является беспрецедентным и, несомненно, связан с проверкой готовности йеменских вооруженных сил к новым столкновениям с повстанцами. Естественно, что вероятные сроки этой операции зависят от целой совокупности причин. Отметим лишь, что при любых вариантах ожидать ее можно только в конце года., что обусловлено климатическими причинами и временем основных религиозных событий (рамадан и хадж).

Эр-Риад после своей последней неудачной войны серьезно обеспокоились состоянием своих вооруженных сил, а главное уровнем подготовки их командования. В настоящее время проходят активные консультации с Пентагоном по вопросам технического перевооружения саудовских ВВС. Высокопоставленная саудовская делегация сейчас находится в Париже с целью проверки выполнения ранее заключенных контрактов в отношении запуска в самом ближайшем времени саудовского военного спутника слежения и связи. Полным ходом с помощью немецких специалистов идет техническое обустройство саудовско-йеменской границы.

Не остаются в стороне и йеменские партнеры. Без саудовских денег и оружия проводить какие-либо действительно эффективные военные действия против повстанцев будет делом затруднительным. Собственно на йеменскую пехоту и ляжет основная тяжесть будущих военных действий, а ее моральное состояние вызывает серьезную озабоченность.

Отметим еще ряд моментов, которые смогут серьезно помешать возобновлению военных действий. Главное – это нежелание Вашингтона начинать на и так неспокойном Аравийском полуострове новую военную операцию с неизвестными последствиями. Американцы еще в январе с.г. четко дали понять саудитам и йеменцам, что с хауси необходимо договариваться. Первоочередной задачей, по оценке США, является совместная борьба с «Аль-Каидой». Собственно этого как раз и не происходит. На фоне борьбы режима А.Салеха с внутренней оппозицией джихадисты набирают дополнительную мощь. Вспомним хотя бы недавний эпизод с освобождением из тюрем в результате прямой военной акции большой группы исламистов, который явно не обошелся без помощи коррумпированных сотрудников силовых органов. Те же американские аналитики указывают на растущую поддержку исламистов на востоке страны среди местных племен. По данным европейского разведсообщества, в настоящее время как в КСА, так и самом Йемене полным ходом идет рекрутирование в ряды джихадистов женщин для последующего использования их в качестве связных и «живых бомб». До недавнего времени это было нетипично для стран Аравийского полуострова. Кроме того, в Йемене продолжает спокойно жить и Аль-Авлаки, которого считают одним из основных организаторов сети джихадистов в США. Причем необходимо отметить, что эта сеть, несмотря на ряд провалов, продолжает действовать и, в общем, сохранила свою боеспособность, что признало само американское ФБР. В данном случае мы имеем «спящую сеть», которая напрямую через тот же Интернет управляется из Йемена. В Пентагоне прекрасно понимают, что повстанцы-зейдиты не в состоянии победным маршем дойти до Эр-Рияда и свергнуть монархию, а вот джихадисты вполне в состоянии это сделать со временем и без всяких маршей, да еще и организовать ряд резонансных актов, в том числе и в США.

Но это мнение американцев. А вот позиция саудовцев, которым лондонская конференция по борьбе терроризмом фактически передала полномочия по выстраиванию политики в Йемене, иная. Для них основным врагом являются хауси и социалисты, которые к тому же и фактически объединились в рамках единого оппозиционного блока. Здесь играют свою роль и боязнь иранской экспансии, и в большей мере – обиженное самолюбие. Напомним, что в итоге той самой войны в плен попали представители знатных саудовских фамилий, которых потом пришлось банально выкупать, что смаковалось потом на любом сельском рынке. Для Эр-Риада разгром хауси – дело чести, и Вашингтону будет трудно обуздать эти настроения. Особенно с учетом того, что американцы дистанцировались от финансовой поддержки режима Салеха и «свалили» эту затратную миссию на саудовцев.

Усиление саудовского влияния в Йемене встречает абсолютно неоднозначную реакцию внутри страны. Этот момент обостряет и без того натянутые отношения между президентом и его братом Мохсеном аль-Ахмаром. Последний, который по совместительству является командующим северным военным округом, и был инициатором визита своего саудовского коллеги. Похоже, что этот визит с администрацией йеменского президента не согласовывался. В крайнем случае, по просьбе Салеха в Йемен срочно прибыл эмир Катара, которого йеменский лидер попросил выступить в качестве посредника между хауси и правительством. Несмотря на то, что стороны особо отметили «необходимость консультирования по ходу этих посреднических усилий с Эр-Риядом», совершенно очевидно, что приглашение катарцев в Сану – это прямой выпал в сторону саудовцев. которые очень ревниво относятся к возросшей внешнеполитической активности Дохи на разных направлениях. Не будем забывать, что во многом в пику КСА, Катар наладил очень конструктивные отношения с ХАМАС.

Явно не все гладко получается у саудовцев и со своими традиционными союзниками из семейства покойного спикера йеменского парламента шейха Ахмара. Один из его сыновей Хамид является одним из локомотивов оппозиционной деятельности, а второй, заместитель нынешнего спикера Химер явно не входит в число лояльных КСА лиц. Иначе сложно объяснить, почему вместо саудовской визы в посольстве ему поставили штамп о запрещении работать на территории королевства. Это явная дипломатическая пощечина, что позволяет сделать вывод о непростых отношениях Эр-Рияда и руководством партии «Ислах».

Все эти моменты указывают на то, что Эр-Рияд не имеет ясной и четко выстроенной стратегии в отношении развития ситуации у своего южного соседа. Пока используются старые добрые правила прямого подкупа йеменской верхушки, которые, как показывают последние события, начинают не срабатывать. Все это может привести к тому, что США, доверившись саудовцам по вопросам контроля за ситуацией, могут совершенно неожиданно столкнуться еще с одним очагом «горячей» нестабильности на Ближнем Востоке.

Начало