Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Некоторые аспекты инвестиционной политики в ТЭК и проблемы экономики Ливии

Э.О. Касаев

Основу экономики Ливии составляет нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. По оценкам специалистов, в недрах государства залегают более 4 млрд т. нефти высокого качества. В нефтяных полях пробурены 12 тыс. 772 скважины.

Следует особо подчеркнуть, что за время экономических санкций, наложенных ООН (1992-2004 гг.), нефтяная отрасль ливийской экономики существенно обветшала и требует значительных инвестиций.

Лишь в период с 2004 по 2006 гг. были сняты почти все ограничения, в том числе было разрешено иностранным компаниям совершать торговые сделки с этой страной, осуществлять финансовые трансферты и инвестиционные проекты.

После отмены санкций руководство страны приняло решение полностью открыть нефтегазовый сектор для иностранцев. Нефтяные компании из Италии, Франции, Испании, Канады, Великобритании, Австрии, Румынии, Болгарии, Австралии, Бразилии, Индии уже присутствуют на местном рынке.

Кроме того, несколько крупных американских нефтяных компаний («Occidental Petroleum», «Amerada Hess» и «Chevron Texaco») возобновили работы по нефтеразведке и нефтедобыче в Ливии.

Так, в 2008 г. ливийская сторона подписала окончательное соглашение с американской компанией «Exxon Mobil» о разведке и разработке нефтяных месторождений на шельфе средиземноморского побережья страны.

Согласно документу, американская компания обязуется инвестировать 97 млн долл. в добычу нефти на одном из нефтеносных секторов на ливийском шельфе, а также выплатить правительству Ливии бонус в размере 72 млн долл и потратить 25 млн долл. на подготовку местных специалистов.

При условии, что реформаторы в «Ливийской национальной нефтяной корпорации» (ЛННК) сохранят в ближайшие годы свои позиции, они будут стремиться расширять присутствие иностранных компаний в ливийском нефтегазовом секторе. Основная задача реформаторов состоит в том, чтобы как можно скорее начать эксплуатацию новых месторождений, тем самым продемонстрировав реальную отдачу от привлечения иностранных инвесторов.

Заметим, что на сегодняшний день главная проблема ЛННК заключается в нехватке как материально-технических ресурсов, так и квалифицированных специалистов для оформления и начала реализации подписанных ранее контрактов.

Принимая во внимание тот факт, что по каждому контракту должен быть создан управляющий орган с участием ЛННК и утвержден план работ, представляется весьма маловероятным, что государственная компания сможет справиться со всеми контрактами.

Следовательно, ЛННК придется выбирать, каким из уже подписанных договоров отдать предпочтение. Остальные же проекты останутся нереализованными.

Иностранные компании допускаются к разработке и эксплуатации нефтегазовых месторождений Ливии на основе контрактов, заключаемых с ЛННК по результатам проведения открытых тендеров. Заключаемые в Ливии контракты регистрируются в Налоговом департаменте в течение 60 дней и облагаются 2% налогом (от объема сделки).

Организация и подведение итогов тендеров отнесены к компетенции тендерного комитета ЛННК.

Тендерный комитет ЛННК объявляет о предстоящих торгах, принимает заявки на участие, отбирает из числа претендентов тех, которые отвечают предъявляемым квалификационным требованиям и могут быть допущены к участию в тендере, предоставляет участникам соответствующую тендерную документацию и проводит в случае необходимости дополнительные консультации по всем возникающим вопросам.

Порядок проведения тендеров, а также права и обязанности ЛННК и ее иностранного партнера по инвестиционному проекту регулируются типовым Соглашением о разделе продукции (EPSA-IV – Exploration & Production Sharing Agreement). Четвертая редакция этого документа была принята в августе 2004 г. В основу Соглашения положен принцип, согласно которому на инвестора возлагается финансирование затрат на разведку месторождения, которые в последующем возмещаются за счет определенной доли в объеме добываемой нефти.

В отличие от EPSA-III, допускавшего возможность ведения переговоров ЛННК с иностранным инвестором на двусторонней основе, EPSA-IV предусматривает заключение контрактов только по итогам проведения открытых тендеров.

Это, по мнению разработчиков соглашения, повышает состязательность иностранных претендентов и обеспечивает возможность заключения соглашений с ними на наиболее выгодных для ливийской стороны условиях, а также делает этот процесс более прозрачным и объективным, минимизирует возможности для бюрократического произвола и коррупции.

Стоит заметить, что итоги крупных международных тендеров отчетливо продемонстрировали, что EPSA-IV является эффективным форматом работы с иностранными инвесторами. К участию в торгах было привлечено значительное число иностранных компаний, которые в результате развернувшейся между ними острой конкуренции предложили ливийской стороне выгодные условия контрактов.

EPSA-IV предусматривает принципиально новый порядок проведения торгов. Ранее их победитель определялся в зависимости от предложенной им производственной программы и объема планируемых капиталовложений на разведку месторождения, а доля ЛННК и ее иностранного партнера в добываемой нефти устанавливалась заранее ливийской стороной.

Теперь же победитель торгов определяется на основе предложенного им процентного соотношения между долями нефти, остающейся в распоряжении ЛННК и ее иностранного партнера.

В случае если предложения нескольких участников в данной части окажутся одинаковыми, победитель определяется по второму критерию - размеру предложенного им подписного бонуса.

Соглашение устанавливает раздельно сроки разведки и эксплуатации месторождения. Период разведки определяется в зависимости от характеристик нефтяного поля, заданной программы геологоразведки и может быть различен.

В соответствии с EPSA-IV, иностранный инвестор имеет право привлечь к выполнению соглашения в качестве соинвестора третью сторону после того, как им полностью выполнен весь оговоренный объем геофизических исследований и пробурено не менее половины всех разведочных скважин.

EPSA-IV оговаривает и другие аспекты взаимоотношений партнеров по соглашению (вопросы налогообложения, развития инфраструктуры, проведения работ по консервации участка, одностороннего выхода из договора).

По мнению международных экспертов, новая редакция соглашения EPSA-IV заметно повышает интерес иностранных инвесторов в торгах, хотя и не устраняют полностью все недостатки.

На протяжении 4 лет в Ливии существует новое централизованное агентство по работе с инвесторами в энергетической сфере – Совет по делам нефти и газа – наделенное функцией контроля за работой ЛННК с иностранными партнерами.

Специалисты оценивают создание этого органа сдержанно. По их мнению, решение сформировать Совет по делам нефти и газа свидетельствует о продолжении внутренней борьбы между «технократами» и «старой гвардией» при том понимании, что пока счет в этой игре складывается в пользу последних.

В то же время, данное событие можно также рассматривать как восстановление баланса внутриполитических сил после ликвидации министерства нефти, которое считалось своеобразным оплотом «революционеров».

Структурные проблемы экономики

Далее отметим слабые стороны ливийской экономики, которые препятствуют ведению более активной и действенной инвестиционной политики иностранных инвесторов в стране.

Во-первых, относительно низкий уровень развития в Ливии хозяйственной инфраструктуры (дороги, связь, сфера услуг) является одной из наиболее чувствительных проблем в деятельности иностранных инвесторов.

Следует учитывать, что большая часть транспортных, коммуникационных, платежных и других инфраструктурных средств Ливии находится в изношенном состоянии из-за продолжительного нахождения страны в режиме международной изоляции.

В то же время имеются основания полагать, что эти проблемы имеют временный характер, и по мере дальнейшей реинтеграции Триполи с мировым хозяйством они будут решаться.

Во-вторых, одним из основных барьеров на пути иностранных инвесторов в ливийскую экономику является бюрократизированность административно-хозяйственной системы на всех уровнях.

Международные рейтинговые агентства единогласно относят эту страну к числу лидеров по уровню коррупции среди всех стран Северной Африки. Так, специалисты Transparency International ежегодно в своих докладах отмечают данное обстоятельство.

В-третьих, еще одной весьма серьезной трудностью для деятельности иностранного инвестора в Ливии является «непрозрачность» политических и экономических процессов.

Названный фактор препятствует, в частности, проведению более детального комплексного разбора состояния инвестиционного климата.

Начало