Институт Ближнего Востока |
Развитие турецко-греческих отношений в 2009 г.
А.Г. Гаджиев
Турецко-греческие отношения в 2009 г. развивались весьма ограниченно. Тем не менее, руководством обеих стран была заложена основа дальнейшего укрепления двусторонних связей. Этому способствовала не только многовекторная внешняя политика турецкой Партии справедливости и развития (ПСР), но и победа на досрочных парламентских выборах в Греции социалистической оппозиционной партии ПАСОК и избрание Георгиоса Папандреу премьер-министром страны.
Одержав уверенную победу на всеобщих выборах социалисты таким образом сменили правящих правоцентристов, во главе которых стоял Костас Караманлис, известный своими высказываниями о недопустимости принятия Турции в состав Европейского союза. Став премьер-министром Греции свой первый зарубежный визит Г. Папандреу осуществил в Турцию, где принял участие на неформальной встрече глав МИД балканских стран и провел длительные двусторонние переговоры с турецким премьер-министром Р.Т. Эрдоганом. Оживление в результате стамбульской встречи двусторонних связей между двумя странами позволило политическим обозревателям говорить о начале «процесса нового сближения».
Напомним, что во время предыдущего пребывания Г. Папандреу на посту премьер-министра Греции в 1999-2004 гг. удалось добиться значительной разрядки в отношениях двух стран. В прошлом Афины и Анкара традиционно рассматривали друг друга как потенциальных противников, несмотря на союзнические отношения в рамках НАТО.
Вслед за визитом Г. Папандреу в Стамбул Р.Т. Эрдоган объявил, что направил письмо в Грецию, в котором содержалось предложение о проведении «широкомасштабного диалога по всему спектру вопросов». Греческая сторона приняла это предложение, после чего главный переговорщик Турции с Евросоюзом госминистр Эгемен Багыш прибыл в Грецию с двухдневным рабочим визитом. В ходе своего пребывания в Афинах Э. Багыш провел встречи с Г. Папандреу, который наряду с должностью председателя правительства занимает пост министра иностранных дел Греции, а также с заместителем министра иностранных дел Димитрисом Дручасом и бывшим министром иностранных дел Дорой Бакоянни. По окончании переговоров Э. Багыш сделал заявление, в котором подчеркнул, что по вопросу проведения масштабного диалога Афины настроены позитивно. Э. Багыш также заявил, что в рамках развития турецко-греческих отношений в скором времени состоится официальный визит Р.Т. Эрдогана в Греции.
Однако, несмотря на участившиеся двусторонние переговоры и позитивные сигналы, греческое руководство в ответ на предложение Р.Т. Эрдогана о проведении всеобъемлющего диалога заявило, что оно пока к этому не готово. А чтобы не дать Турции повода для оскорбления греческие политики и ведущие политические обозреватели поспешили уведомить турок о том, что это решение вынужденное и связано с тяжелой экономической обстановкой в стране. По мнению греческих экспертов, на данном этапе приоритетной задачей для правительства Греции является принятие необходимых и безотлагательных мер, которые бы позволили разрешить внутренние проблемы в стране. К тому же турецко-греческие отношения занимают место среди первоочередных задач греческого правительства на повестке дня 2010 г. В качестве обоснования такого поведения Афин греческие официальные лица указали на размер государственного долга, на тот момент достигнувшего 300 млрд евро, и это при том, что ВВП Греции составляет 250 млрд евро.
В начале декабря в Афинах прошло двухдневное заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), на котором Турецкую Республику представлял министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Во время своего пребывания в Греции глава турецкого внешнеполитического ведомства провел двустороннюю встречу с Г. Папандреу, после которой представитель Турции отметил позитивный настрой греческой стороны, что, по его мнению, должно отразиться на дальнейших турецко-греческих переговорах. Турецкий министр иностранных дел подчеркнул, что обе страны разделяют «намерение укрепить почву под достигнутыми взаимоотношениями для перехода на следующую стадию развития двусторонних связей». Наряду с развитием политического диалога в верхах А. Давутоглу отметил и о необходимости принятия мер по укреплению экономических связей и культурных отношений.
Развитие турецко-греческого политического диалога имеет большое значение в рамках процесса вступления Турции в Европейский союз. Греция выступает против турецкого полноправного участия в составе ЕС. Об этом 13 декабря в очередной раз было заявлено Д. Дручасом в интервью афинской газете «Proto Thema», в котором он подчеркнул, что сегодняшней Турции с ее «османскими взглядами» нет места в Евросоюзе. Кроме того, заместитель министра иностранных дел Греции охарактеризовал намерения ЕС продолжать переговоры с Турцией как проявление политики «двойных стандартов». По мнению Д. Дручаса, если страны-члены ЕС не отреагируют на «антикипрскую деятельность Турции», то авторитет Евросоюза может серьезно пострадать.
Д. Дручас также отметил, что на последнем саммите ЕС, проведенном в Брюсселе 10-11 декабря, Греции удалось достичь важных договоренностей по Турции и Кипрскому вопросу. Он обратил внимание на то, что внешнеполитические цели Греции сохраняются, но при этом меняются способы их достижения. Представитель греческого МИД заявил, что Греция готова обсудить с Турцией все вопросы, кроме тех, которые затрагивают ее суверенные права. Что касается спорных вопросов по разделу акватории Эгейского моря, то, по мнению Д. Дручаса, условия определения ширины полосы территориальных вод предельно ясны. Он подчеркнул, что на данный момент 160 стран мира уже присоединились к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. И Турции рано или поздно придется ратифицировать этот международно-правовой документ. Напомним, что Конвенцией ООН предусматривается возможность создания в целях безопасности судоходства между близко расположенными друг от друга островами «узких зон прохода». Именно это положение и позволило Афинам заявить о намерении расширить свои территориальные воды. Турецким судам проход не отказан, но принципиально изменены его условия. Турция считает недопустимым распространение Конвенции ООН на акваторию Эгейского моря, так как это приведет к его превращению в греческое озеро.
По Кипрскому вопросу Греция выступает в качестве сторонницы усилий ООН на острове. Греческое руководство не поддержало инициативу Р.Т. Эрдогана провести четырехсторонний саммит по Кипрской проблеме с участием представителей Турции, Греции, Турецкой Республики Северного Кипра и Греческой администрации Кипра.
Несмотря на существующие серьезные разногласия между Турцией и Грецией по вышеперечисленным проблемам, следует все же отметить намерение сторон достичь компромисса по некоторым из них и развивать двусторонние связи. В Западной Фракии представители турецкого национального меньшинства на себе почувствовали потепление в турецко-греческих отношениях. Улучшаются их гражданские права, касающиеся в основном бытовой и повседневной жизни. Однако умеренное развитие получили права и свободы национальных меньшинств, такие как свобода на получение образования, свобода вероисповедания и управления вакфами.
Еще в 2007 г. тогдашний министр иностранных дел Д. Бакоянни в ходе своего визита в Гюмюльджине (Комотини) объявила о принятии пакета реформ, в рамках которых предусматривался фискальный иммунитет вакфов, принадлежащих турецкому национальному меньшинству. Однако до сих пор закон не приведен в исполнение соответствующим министерством. В рамках принятого пакета реформ также предполагалось «предоставление религиозным деятелям статуса государственных служащих, что вызвало бурные протесты со стороны турецкого нацменьшинства. Представители турок, проживающих в Западной Фракии, заявили, что эти реформы были приняты без учета мнения турецкого нацменьшинства и потому невыполнимы. Турки Западной Фракии не признают муфтиев, избранных турецким нацменьшинством, проживающим в Афинах.
Сохраняются спорные вопросы вокруг имущественных прав между церковными священнослужителями и представителями администрации вакфов. В 2009 г. в двух мечетях («Окчулар» и «Сюнне»), находящихся в собственности администрации вакфов, был организован поджог.
Греция сохраняет свою позицию по ограничению прав турецкой ассоциации в Искече (Ксанти), несмотря на решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего законным деятельность данной ассоциации со всеми вытекающими последствиями.
По мнению турецких экспертов, действующая в Греции система, устанавливающая трехпроцентный порог для политических партий, препятствует представителям национальных меньшинств свободно принимать участие в политической жизни страны. Также сохраняется практика объединения некоторых районов во время выборов. Тем не менее, в результате досрочных парламентских выборов, проведенных 4 октября 2009 г., турецкое нацменьшинство все же сумело провести в парламент Греции двух своих представителей.
Итак, турецко-греческие отношения в 2009 г. получили довольно скромное развитие. Их активизация наступила в результате победы на всеобщих выборах в греческий парламент партии ПАСОК. Однако, несмотря на динамику взаимных визитов, сопровождавшихся длительными переговорами, сторонам все еще не удалось достичь ощутимых результатов. Но подготовлена почва для «плодотворного взаимодействия» в будущем. В турецко-греческих отношениях сохраняются спорные вопросы, связанные в основном с Кипрской проблемой и разделом акватории Эгейского моря, что негативным образом отражается на позиции Греции по принятию Турции в состав Европейского союза. В результате возникшего в последнее время потепления в турецко-греческих отношениях улучшается положение турецкого нацменьшинства, проживающего в Западной Фракии.