Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О подходе Турции к решению курдской проблемы

И.А.Свистунова

29 июля министр внутренних дел Турции Б.Аталай сообщил о том, что правительство готовит пакет мер, направленных на решение курдской проблемы. Предварительно планируется обсудить данные меры со всеми оппозиционными партиями, а также провести встречи с представителями общественных организаций и СМИ. Министр упомянул о некоторых направлениях подготовительной работы, в частности, о приеме на работу в госучреждения граждан Турции, владеющих курдским языком. Долгосрочным приоритетом по-прежнему останется задача ликвидации лагерей и баз Рабочей партии Курдистана (РПК) в северном Ираке. В рамках трехстороннего механизма (Турция, Ирак, США) в конце этого года начнется работа по расформированию лагеря беженцев Махмур, в котором находится около 5 тысяч человек.

Заявив о подготовке демократического решения курдского вопроса, Б.Аталай сказал: «Мы создадим турецкую модель, которая станет образцом для всего мира». Министр выразил уверенность в том, что Турции представился «исторический шанс» решить курдскую проблему.

Между тем, многие турецкие политологи и представители оппозиции обращают внимание на то, что правительство ограничивается многообещающими заявлениями, но не предложило пока никаких реальных «моделей» или «проектов».

Первой оппозиционной партией, с лидером которой провел переговоры премьер-министр Т.Эрдоган, стала Партия демократического общества (ПДО). Данный шаг правительства вызвал удивление в турецком обществе, поскольку премьер-министр неоднократно публично заявлял о том, что не намерен вести диалог с ПДО, не признающей РПК террористической организацией. Т.Эрдоган объяснил свои действия тем, что он встречается с председателем ПДО А.Тюрком не в качестве премьер-министра, а как председатель ПСР. При этом Т.Эрдоган подчеркнул, что «курдская инициатива» правительства предполагает переговоры не с А.Оджаланом, а с ПДО.

На встрече Эрдогана и Тюрка, продолжавшейся около часа, присутствовали министр внутренних дел Б.Аталай, председатель парламентской фракции ПСР Б.Боздаг и советник Т.Эрдогана Я.Акдоган, а также заместитель председателя ПДО Э.Айна и председатель парламентской фракции ПДО С.Демирташ. Основной темой обсуждения стало использование курдского языка в турецкой системе национального образования. Т.Эрдоган сказал, что курдский язык будет изучаться как факультативный предмет, в то время как А.Тюрк настаивал на возможности получать образование на курдском языке. В ответ на это Эрдоган заметил, что подобная реформа может стать лишь итогом длительного процесса, в ходе которого потребуется изучение общественного мнения.

Отметим, что на переговорах РПК и ее лидер не упоминались напрямую, но было очевидно, о чем идет речь, когда Эрдоган сказал, что для конструктивного диалога следует положить конец проявлениям насилия, и когда Тюрк подчеркнул, что необходимо участие в поиске решения всех значимых действующих лиц.

Напомним, что позиция ПДО по курдскому вопросу, в основном совпадающая с требованиями РПК, заключается в следующем:

- создание автономии в юго-восточных районах Турции;

- конституционное оформление национально-культурной разнородности турецкого общества;

- использование курдского языка в системе национального образования наравне с турецким языком;

- всеобщая амнистия;

- переговоры с А.Оджаланом, освобождение его из заключения и предоставление ему права заниматься политической деятельностью.

Инициатива правительства и встреча Т.Эрдогана с А.Тюрком вызвали оживленную реакцию двух крупнейших оппозиционных партий - Народно-республиканской партии (НРП) и Партии националистического движения (ПНД). В турецкой прессе появились высказывания о «красных линия», заходить за которые при разработке плана по урегулированию недопустимо. Прежде всего, речь идет о таких требованиях курдов как внесение в конституцию страны положения об автономии, прекращение военных операций и освобождение А.Оджалана.

Народно-республиканская партия заявила о том, что не поддержит конституционные поправки, пересматривающие фундаментальные принципы, на которых основана Турецкая Республика: унитаризм и национальное государство. НРП выступает против любых инициатив, предполагающих хотя бы частичную утрату суверенитета турецким государством и нацеленных на создание федерации. Председатель НРП Д.Байкал называет неприемлемым как создание на юго-востоке Турции автономного образования на этнической основе, так и ведущее к этому расширение полномочий органов местного управления. Также НРП возражает против реформирования системы национального образования с учетом этнических факторов. Признавая возможность свободного употребления родного языка, Д.Байкал делает акцент на том, что этнический подход к образованию приведет к расколу в обществе и разрушению национальной идентичности.

Вместе с тем лидер НРП отмечает, что граждане Турции курдской национальности, проживающие на юго-востоке страны, не должны чувствовать себя изгоями. НРП поддерживает меры, направленные на развитие национальной культуры курдов в рамках существующего конституционного порядка. По мнению Д.Байкала, этническая идентичность не противоречит национальной идентичности, этническая идентичность - это честь и каждый гражданин Турции должен ею гордиться.

Лидер ПНД Д.Бахчели выступил с резкой критикой правительства, охарактеризовав его действия как капитуляцию перед РПК. В ответ на призыв руководства Турции (в том числе президента А.Гюля) внести вклад в «курдскую инициативу» правительства, Д.Бахчели заявил, что не будет содействовать предательству.

Д.Бахчели обвинил правительство ПСР в содействии сепаратистам и в отсутствии политической воли к борьбе с терроризмом. По словам Бахчели, правительство, руководствуясь инструкциями А.Оджалана, готовит «проект капитуляции» перед РПК. Целью «курдской инициативы» правительства Д.Бахчели назвал поиск «модели расчленения Турции», предполагающей ликвидацию национального государства и принципа унитаризма. Лидер ПНД заявил о намерении турецких националистов демократическими и легитимными методами бороться за сохранение национального единства Турции и «тысячелетнего братства» населяющих ее народов.

Позицию ПНД также характеризует интервью депутата этой партии от Анкары Д.Болюкбаши, данное им корреспонденту газеты «Миллийет». Повторив выражение Д.Бахчели «руководитель проекта – Оджалан, исполнитель – Эрдоган», Болюкбаши добавил, что «сценаристами являются ЕС и США, а наблюдателем – Барзани». Хотя турецкие избиратели повторно отдали свои голоса ПСР на парламентских выборах, это не означает, что правительству предоставлен карт-бланш на расчленение Турции. Если правительство решится внести соответствующие поправки в конституцию страны, то, имея 339 мест в парламенте и заручившись голосами депутатов от ПДО, ПСР сможет обеспечить не более 367 голосов в поддержку данного предложения. Это позволяет принять поправки, только вынеся вопрос на референдум, но неизвестно, хватит ли у ПСР на это смелости.

Что касается судьбы РПК, то, по мнению ПНД, террористы должны сложить оружие, сдаться властям и предстать перед правосудием. Необходим специальный план развития юго-востока Турции, но такой план не должен опираться на этническую основу, модель государства двух наций и двух государственных языков противоречит конституции.

Позицию военного руководства по курдскому вопросу еще в апреле обозначил начальник Генштаба Турции генерал И.Башбуг в своем ежегодном выступлении в Военной Академии. Генерал Башбуг напомнил о том определении турецкой нации, которое сформулировал основатель Турецкой Республики К.Ататюрк: «Народ Турции, создавший Турецкую Республику, называется турецкой нацией». И.Башбуг отметил, что согласно данному определению, понятие «турецкая нация» является наднациональным, обозначая всех граждан Турецкой Республики независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Понятие «турецкая нация» означает «национальную идентичность высшего уровня». В современном демократическом обществе кроме «национальной идентичности высшего уровня» существует «культурная идентичность». Культурная идентичность носит второстепенный характер, ее реализация и развитие осуществляется на уровне индивидуума. Культурная идентичность не должна превратиться в фактор, разрушающий национальную идентичность. Турецкая конституция, в которой заложено понятие «государство-нация», не допускает законодательного оформления культурной идентичности какой-либо группы населения.

Фактически, как военная элита, так и две крупнейшие оппозиционные партии Турции единодушно выступают против внесения поправок в конституцию.

В последние годы ситуация в иракском Курдистане, международное давление и внутриполитические процессы постепенно сделали неизбежным для правительства ПСР принятие мер по урегулированию курдской проблемы. Остается неясным вопрос о том, насколько руководство Турции, турецкое общество и различные политические силы страны готовы к выработке и реализации консолидированного решения и насколько данное решение будет соответствовать ожиданиям курдов.

Начало