Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Западный вектор внешней политики Ливии

Э.О. Касаев

Ливия является членом ООН, Лиги арабских государств, Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организации африканского единства и Исламского банка развития.

Помимо стран-членов вышеперечисленных организаций, основными внешнеполитическими партнерами Ливии являются страны ЕС, особенно Италия, Великобритания и Германия.

Достаточно напомнить, что основные инвестиции в ливийскую экономику поступают именно из стран ЕС. И, конечно, это обстоятельство во многом определяет внешнеполитическую активность руководства страны на западноевропейском направлении.

Еще в 1999 г. были восстановлены дипломатические отношения с Великобританией, а с 2002 г. происходит заметное улучшение двусторонних отношений.

В 2000 г. в Ливии побывал премьер-министр Италии С. Берлускони, а в июле 2003 г. стороны подписали соглашение о совместной борьбе с нелегальной эмиграцией в Европу.

Важное значение для укрепления международных позиций Ливии имел визит в Триполи в сентябре 2003 г. главы испанского правительства Х. М. Ансара, который заявил о том, что его страна довольна вкладом Ливии в борьбу с терроризмом после событий 11 сентября 2001 г. Стороны также обсудили перспективы дальнейшего развития экономического сотрудничества между двумя государствами.

Следует особо подчеркнуть, что именно Западная Европа является крупнейшим импортером ливийской нефти.

По данным ОПЕК, основными импортерами Западной Европы являются Италия, Германия, Испания, Франция, меньшие объемы импортируют Австрия, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Швейцария.

Примечательно, что на территории Джамахирии работают более 20 нефтегазовых иностранных компаний, значительную часть которых составляют именно европейские «игроки».

В Ливии активно ведут свою деятельность Agip-ENI (Италия), Canadian Occidental (Канада), Lasmo (Великобритания), Lundin Oil (Швеция), Nimr Petroleum (Саудовская Аравия), OMV (Австрия), Pedco (Южная Корея), Petronas (Малайзия), Red Sea Oil Corp. (Канада), Repsol (Испания), Total (Франция), Veba и Wintershall (Германия).

Таким образом, приведенный перечень компаний еще раз показывает значительное участие европейских компаний в энергетическом секторе Ливии и их положительное восприятие ливийским правительством.

Несмотря на благоприятное развитие многоплановых связей Ливии со странами Западной Европы, ее отношения с США остаются весьма неоднозначными.

Заявление администрации Белого дома о возобновлении полных дипломатических отношений с Ливией и об исключении этого государства из списка государств — спонсоров терроризма ознаменовало собой размораживание конфронтации между Триполи и Вашингтоном, длившейся 25 лет.

Вместе с тем, восстановление дипломатических связей и удаление Ливии из данного списка не стало особым сюрпризом.

Неожиданным стало то, что американским властям потребовалось достаточно много времени для того, чтобы сделать решающий шаг к полной нормализации отношений с этой арабской страной. И если вашингтонская администрация и стремилась уладить 25-летний спор с Ливией, то она испытывала сопротивление и неоднозначную реакцию со стороны Конгресса США и других американских политических структур.

Впрочем, если Ливия нуждалась в полной нормализации отношений с США с целью ускорения интеграции с мировым сообществом, то Вашингтон нуждался в Триполи еще больше. Почему?

В ситуации, когда нефть становится в мире дорогим и даже дефицитным конкурентным товаром, США больше не могли игнорировать Ливию.

На берегах Потомака прекрасно понимали, что нефтяные компании стран Европы, Австралии, Китая, Японии и других государств были заинтересованы в улучшении своих позиций на ливийском рынке.

Кроме того, американская внешняя политика всегда характеризовалась особым прагматизмом. Вашингтон стремится уменьшить свою зависимость от ближневосточной нефти, переключившись на североафриканское сырье.

В настоящее время африканские государства Нигерия и Ангола являются партнерами США, и отношения с ними в последующие годы будут активно развиваться.

Более того, сейчас официальный Вашингтон, как никогда ранее, нуждается в демонстрации прогресса на международном дипломатическом фронте, принимая в расчет непростую поствыборную ситуацию в США.

Стоит напомнить, что ливийская внешнеполитическая модель претерпела кардинальные изменения с начала 1990-х годов, когда Джамахирия отказалась от поддержки террора.

В частности, после выхода резолюции Совета Безопасности ООН № 731 в 1992 г. было обнародовано заявление министерства иностранных дел Ливии, в котором указывалось следующее:

• Ливия разрывает свои отношения со всеми объединениями и организациями, причастными к международному террору во всех формах;

• в Ливии отсутствуют лагеря для подготовки и укрытия террористов. Ливия призывает комиссию СБ ООН или какую-либо другую структуру ООН удостовериться в этом;

• Ливия не позволит использовать свою территорию и своих граждан для террористической деятельности непосредственным или опосредованным образом и наложит санкции на того, кто будет замешан в подобной деятельности;

• Ливия обязуется уважать национальные выборы и строит свои отношения на основе взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела какого-либо государства.

Можно предположить, что сближение между Ливией и США было неизбежным.

В статье, опубликованной в Великобритании после событий 11 сентября 2001 г., С.И. Каддафи процитировал высказывание своего отца, ливийского лидера М. Каддафи: «Какими бы ни были разногласия с США, человеческим долгом является сочувствие жертвам, и мы будем с ними в этом сокрушительном трагическом происшествии».

Двусторонние отношения с США заметно улучшились после того, как в 2002 г. официальный Триполи принял решение выплатить компенсацию в размере около 2,7 млрд долл. родственникам жертв трагедии около шотландского предместья Локкерби (около 10 млн долл. семьям каждой жертвы).

Руководство Ливии также заявило о намерении свернуть национальные программы создания оружия массового уничтожения (ОМУ) и предпринять меры, направленные на нормализацию отношений с Западом.

Официально двусторонние американо-ливийские дипломатические связи были восстановлены 28 июня 2004 г. Однако на первых порах США и Ливия обменялись лишь миссиями связи. Возможно, по этой причине настоящее восстановление дипломатических отношений можно охарактеризовать как юридическое оформление дипломатического сближения де-факто.

В 2004 г. США окончательно сняли экономическое эмбарго в отношении Ливии, после чего по меньшей мере шесть американских нефтяных компаний возобновили работы по нефтеразведке и нефтедобыче на ливийской территории.

В том же году Ливия присоединилась к соглашению об уничтожении химического оружия и подписала дополнительный протокол к соглашению о запрещении распространения ядерного оружия, что позволило провести международную инспекцию в стране в марте 2004 г.

Восстановлению престижа Ливии на международной арене способствовали, помимо прочего, встречи ливийского лидера М. Каддафи с на тот момент премьер-министром Великобритании Т. Блэром и премьер-министром Канады П. Мартином.

По мнению представителя Госдепартамента США Б. Джентлесона, американо-ливийские переговоры стали решающим фактором в побуждении Ливии изменить свою политику, так как М. Каддафи был убежден, что вследствие изменений в ливийской политике США не станут настаивать на смене режима в этой североафриканской стране.

Б. Джентлесон также подчеркнул, что США не спешили принимать решение о возобновлении полных дипломатических отношений с Ливией вплоть до того момента, пока ливийский лидер не достиг прогресса в проведении ряда преобразований в своей стране.

По мнению эксперта Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Дж. Олтермана, восстановление дипломатических отношений с Ливией в полном объеме позволит укрепить уверенность других режимов в том, что на помощь США можно рассчитывать.Со своей стороны добавим, что достичь подобного прогресса в отношениях с Ираном США будет крайне сложно.

В настоящее время, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны европейских компаний, ряд нефтяных компаний США (среди них ConocoPhillips и Marathon Oil) активно продвигаются на ливийский рынок, в основном благодаря наличию современной технологии, позволяющей увеличить добычу нефти.

Продвижение США на африканском рынке нефти соответствует американской экономической политике, так как африканская нефть представляет стратегический национальный интерес для США.

В соответствии со своими планами, американские компании до конца 2009 г. планируют содействовать увеличению ежесуточной добычи нефти в Ливии до 2,4 млн барр., что в свою очередь позволит североафриканскому государству увеличить годовую прибыль от продажи «черного золота».

Недавнее решение США возобновить в полной мере дипломатические отношения с Ливией получило положительный отклик среди ливийского населения.

Большинство ливийцев расценивают это решение как исключительный случай для того, чтобы развить предпринимательскую деятельность и туристический бизнес, воспользоваться открытостью масштабных мировых рынков.

Некоторые западные исследователи утверждают, что существенные преобразования в политике Ливии произошли на волне «потрясения и устрашения», которым подвергся арабский мир после свержения в Ираке режима Саддама Хуссейна.

На наш взгляд, данное убеждение необоснованно, так как контакты представителей Ливии с США получили развитие задолго до вторжения американских войск в Ирак.

Можно выдвинуть ряд версий, которые поясняют столь неожиданный прорыв в отношениях двух стран.

Во-первых, в возобновлении полных дипломатических отношений между двумя странами, прежде всего, были заинтересованы представители ливийского частного сектора и влиятельные инвесторы из стран Запада, осуществляющие капиталовложения в экономику Ливии.

Во-вторых, «холодная война» между Ливией и США продолжалась около трех десятилетий. За это время в отношениях между двумя государствами накопилось огромное количество проблем как политического, так и экономического характера, требовавших безотлагательного решения.

В-третьих, толчком к развитию и улучшению двусторонних отношений мог послужить отказ Ливии от разработки ОМУ, однако эта причина не является полностью убедительной, так как Ливия вовсе не была готова производить подобное оружие, а только начинала вести исследовательские работы в данном направлении.

Вполне возможно, что налаживание отношений с Ливией было своеобразным намеком американской администрации другим странам Ближнего Востока и Северной Африки на то, что в случае их отказа от программ создания ОМУ США будут готовы сотрудничать с ними, невзирая на то, что происходит внутри данных стран.

Похоже, что американская администрация всерьез пытается сделать Ливию образцом для подражания «пороговых» государств мира.

В-четвертых, одним из ключевых факторов активизации американо-ливийских отношений стали экономические реформы, проведенные Ливией в последние годы, в частности, открытие ливийского рынка перед иностранным капиталом.

США сегодня делают ставку на развитие «предпринимательского» слоя в Ливии, которому в будущем суждено сыграть «либеральную роль».

Вместе с тем, несмотря на определенные рекомендации консультативных бюро США ливийским властям, программа финансирования и открытия местных рынков в Ливии реализуется неспешно и с осторожностью.

В-пятых, нормализации отношений Вашингтона с Триполи содействовало освобождение ливийцами группы политических заключенных, а также компенсация ливийскими властями отдельным физическим лицам имущества, экспроприированного в процессе далеких революционных событий.

Каковы же основные итоги возобновления полноценных дипломатических отношений между двумя странами?

1. Решение американской администрации было принято в период попыток США поддержать отношения с главными производителями нефти в связи с сокращением поставок и ростом цен на сырье. Ливия, как известно, имеет значительные запасы нефти. В настоящее время она обладает запасами нефти, составляющими 41, 464 млрд барр. и по данному показателю входит в мировую десятку.

2. Благодаря нормализации дипломатических отношений американские нефтяные компании, которые имели проблемы в ведении бизнеса с латиноамериканскими странами, могут переориентироваться на ливийский рынок.

3. То, что Ливия исключена США из списка государств, поддерживающих терроризм, означает, что данная страна и компании, которые действуют на ее территории, теперь могут свободно ввозить продукцию, теоретически имеющую двойное назначение (например, взрывчатые вещества, которые используются в процессе бурения скважин).

Можно с уверенностью предположить, что укрепление ливийско-американских отношений в перспективе будет зависеть от возможностей Джамахирии принимать участие в урегулировании африканских конфликтов, которые прямо или косвенно угрожают американским интересам, а также от результатов реализации совместных проектов в экономической сфере.

Проследив динамику развития двусторонних отношений Ливии с США, можно прийти к выводу, что они постепенно улучшаются, но, тем не менее, пока еще являются слишком неоднозначными и напряженными.

Начало