Институт Ближнего Востока |
Позиция Китая по суданскому вопросу на современном этапе
Е.Е.Кирсанов
Позицию Китая по суданскому вопросу в настоящее время можно охарактеризовать как «сдержанный оптимизм». Прежде всего необходимо отметить, что Пекин испытал огромное облегчение в связи с трансформацией позиции США и новым курсом президента Б.Обамы. Это автоматически сняло напряжение, которое китайское руководство испытывало на протяжении последних шести месяцев в связи с выдачей Международным уголовным судом (МУС) ордера на арест президента Судана О.аль-Башира. Остается только догадываться, какие настроения царили в международном отделе ЦК КПК, как серьезно там пытались смоделировать дальнейший ход событий. Еще бы. На кону порядка трехсот миллионов долларов США инвестиций, 8% всего китайского импорта углеводородов и многое другое. Кроме того, расхождение в оценках по суданскому вопросу с США и Западной Европой чревато открытым противостоянием в Совбезе ООН, что тоже не отвечает долгосрочной стратегии Пекина по развитию экономических отношений с Западом.. И здесь «подарок судьбы» в лице нового «рационального» курса и его активного сторонника, нового спецпредставителя США по Судану С.Грейшена, усилия которого китайцы всемерно поддерживают. В этой связи они приветствуют готовящееся решение Вашингтона о возвращении своего посла в Хартум.
Нынешний курс Пекина можно охарактеризовать следующими моментами:
- проведение политики нейтралитета, т.е. отказ от политической составляющей во взаимоотношениях с Хартумом. Сразу отметим большую долю лукавства в такой трактовке политики. Несомненно Китай очень пристально следит за ситуацией в Судане и отслеживает все изменения во внутриполитической обстановке. Пекин официально объявил Судан устами своего МИД «зоной своих национальных интересов», и это диктует свои правила игры, очень далекие от нейтралитета. Другими словами, китайцам в принципе все равно, кто будет президентом, главное, чтобы он дал гарантии сохранения прежнего уровня двухсторонних отношений. Дело в том, что от стабильности в Судане (а вернее от стабильности экспорта углеводородов) во многом зависят и стратегические планы КНР по расширению экономической экспансии на север, в Монголию и Среднюю Азию, а также развития северных районов Китая. Именно с этой целью ЦК КПК в прошлом году объявлен приоритет в модернизации свободной экономической зоны в Тяньдзине, порт на территории которой должен принимать танкеры из Судана.
- Пекин крайне озабочен возможностью срыва всеобщих выборов в Судане, дата проведения которых постоянно переносится на более поздний срок. Теперь они должны состоятся в апреле 2010 года. Китайцы с тревогой отмечают, что время неуклонно идет, а техническая сторона вопроса пробуксовывает, прежде всего из-за позиции южан. Выборы сами по себе необходимы Пекину, чтобы сохранить О. аль-Башира у власти, а совсем не для успешного проведения референдума об отделении Юга Судана в 2011 году. То есть китайцам необходим нынешний суданский президент, как гарант прежнего уровня взаимоотношений, и факт выборов, как гарантия относительно стабильного мира между Севером и Югом. В противном случае все китайские инвестиции оказываются под реальной угрозой. Кроме того, в Пекине боятся, что в случае срыва Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) серьезно осложнится ситуация в Дарфуре.
В этой связи Пекин «двумя руками» за приход российского, американского или французского капиталов в Судан. Как справедливо рассуждают в Пекине, экономический базис миротворчества во много раз прочнее любых благих намерений, базирующихся на чистом альтруизме.
- в Пекине убеждены, что Южный Судана в 2011 году получит независимость. Китайцы не в восторге от такого развития событий, справедливо полагая, что это не добавит стабильности не только в самом Судане, но и во всей Африке в целом. Тем не менее, Пекин, в силу своей традиционной стратегии, уже начинает «наводить мосты» с Джубой. В прошлом месяце там торжественно открыли Генконсульство КНР, состоялся визит С.Кира в Пекин. В настоящее время готовится пакет экономической помощи южанам (при этом отдается полный отчет в том, что львиная доля помощи будет разворована, что наводит на мысль о скрытой форме подкупа).
Тем не менее, китайцы все-таки лелеют надежду на единый Судан. И она связана прежде всего с позицией Вашингтона, который фактически заморозил финансирование строительства постпредства Южного Судана в Вашингтоне, а С.Грейшен «по-дружески» посоветовал своим южносуданским друзьям рассмотреть другие (кроме независимости) варианты будущего устройства страны. Например, федерацию или конфедерацию. Эту позицию разделяют практически все миротворцы и международные посредники. Уже сейчас можно констатировать рост межплеменных столкновений в южных суданских районах. Недавно были атакованы южносуданские солдаты, перевозящие гуманитарную помощь. В самом руководстве СНОД тоже не все гладко. Плюс ужасающая коррупция. Все эти факты оптимизма в отношении будущего государства не внушают.
- по вопросу Дарфура Пекин четко убежден, что будущее мирного урегулирования в этом регионе полностью зависит от Парижа. Это касается фундамента: нормализации судано-чадских отношений, а также вытекающего из этого возобновления мирных переговоров между повстанцами и Хартумом. В этом вопросе Пекин полностью на стороне Хартума, полагая что источником напряженности является Чад и стоящие за ним французы.
Большое внимание китайцы уделяют гуманитарной составляющей стабилизации обстановки. В прошлом году ими на эти цели было выделено 20 млн юаней, в этом году еще 10 млн. Надо отметить, что Пекин очень четко отслеживает распределение этой помощи. Помимо этого китайцы большое внимание уделяют строительству социальной инфраструктуры региона.
По их оценке, голод Дафуру в настоящее время не угрожает, 65% потребностей в продовольствии покрывается самими суданцами. Не совсем ясно, правда, что такое потребности (одна лепешка в день, или один мешок риса). Кроме того, в конце августа, благодаря стараниям американцев, в регион возвращаются ранее высланные международные гуманитарные организации.
Пекин в настоящее время видит четыре основных механизма достижения мира в Дарфуре. Это само правительство Судана, «катарская инициатива», Африканский союз и ЮНАМИД. При этом активизацию личной роли генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в Пекине встречают сдержанно, мотивируя это, якобы, плохим отношением к нему в Хартуме в связи с ранее заявленной им «антисуданской» позицией по решению МУС.
В общем и целом необходимо констатировать, что позиция Китая по суданской проблеме в настоящее время очень близка к позициям России и США, что внушает оптимизм по отношению перспектив внутрисуданского урегулирования.