Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Внешнеэкономическая политика Ливии

Э.О. Касаев

Располагая значительными природными ресурсами, Ливия имеет наименее диверсифицированную экономику среди нефтедобывающих стран и стран Магриба. Причина столь явных диспропорций в экономическом развитии страны объясняется рядом факторов.

Анализ макроэкономических показателей

Во-первых, ввиду неблагоприятных климатических условий, бедности почв, нехватки воды сельское хозяйство развито плохо. Вклад агропромышленного комплекса в ВВП снизился с 8% в 2000 г. до 2,7% в 2005 г. При этом 75% продовольственных товаров импортируется, что ставит под угрозу продовольственную безопасность страны.

Во-вторых, исходный уровень общеэкономического развития страны в первые годы после обретения полной независимости в 1951 г. был очень низок. Основу национальной экономики составляли животноводство, земледелие и ограниченный круг мелких ремесленных производств. Местная промышленность была представлена мелкомасштабными производствами в пищевой, текстильной и табачной отраслях, использовавших простейшие машины и механизмы.

В-третьих, с начала 1970-ых годов экономика Ливии развивалась в условиях командно-административной системы, что предполагало субсидирование неэффективных предприятий, жесткий контроль внешней торговли и цен, отсутствие частного сектора. Результатом чрезмерного государственного вмешательства в экономику стали низкий экономический рост и уровень жизни, высокая подверженность экономики к воздействию внешних шоков.

В-четвертых, основной упор в структуре ливийской экономике сделан на добычу и экспорт нефти. Ливия добывает нефть с 1959 г. и экспортирует ее с 1961 г. Все это время инвестиционные потоки контролировались государством и направлялись по большей части в нефтегазовую отрасль.

В частности, были созданы крупные промышленные комплексы по нефтедобыче и нефтепереработке.

И наконец, необходимо обратить внимание на политическую нестабильность в стране в 1980-1990-ые годы.

Так, в 1986 году в отношении Ливии были введены довольно жесткие санкции за поддержку международного терроризма. Экономическая и политическая изолированность страны повлекли за собой общеэкономический спад. Лишь в конце 1990-ых годов правительство Ливии запустило обширную программу интеграции в мировую экономику, а санкции со стороны большинства стран были отменены.

В 2003 г. Ливия объявила о прекращении создания оружия массового поражение. В результате ООН отменило санкции в отношении Ливии. В апреле 2004 г. почти все односторонние санкции в отношении страны со стороны США были сняты, что послужило основным стимулом для притока иностранных инвестиций.

Следует отметить, что в течение последних лет власти проводит активные экономические реформы, которые охватили как финансовый, так и реальный сектор.

В частности, была проведена унификация валютного курса и реформа банковского законодательства, что повысило роль Центрального банка. Также был принят закон, препятствующий отмыванию денег.

С 2002 г. началась приватизация государственных предприятий, либерализация цен и внешней торговли. Были открыты для иностранных инвесторов и некоторые сектора экономики.

В 2005 г. создан Инвестиционный фонд, под управлением которого находится часть государственных доходов от экспорта нефти. В течение последних лет значительно упрощена процедура учреждения компаний.

Однако, несмотря на экономические реформы, их эффективность находится на низком уровне из-за нескоординированных действий Центрального банка и Министерства финансов Ливии, а также по причине отсутствия общей стратегии реформ.

В итоге экономика страны по-прежнему функционирует под воздействием государственных, а не рыночных рычагов, а 75% экономически активного населения заняты в государственном секторе.

К тому же структурные диспропорции в экономике продолжаются усугубляться, а страна все больше и больше зависит от нефтедолларов. Столь уязвимая зависимость становится еще более очевидной, если обратиться к данным торговой статистики страны.

В течение 2000-2005 гг. выручка от экспорта нефти составляла порядка 97% всех экспортных поступлений и являлась основным источником государственных резервов. В то же время остальные сектора экономики находятся в сильной зависимости от импорта – отношение импорта к ВВП составляет 70%, а покрытие импорта экспортом остается на низком уровне.

В результате государственные расходы более чем на 70% покрываются доходами от добывающих отраслей. Если же отчистить доходы бюджета от нефтяной составляющей, то страна вообще сталкивается с дефицитом в 30%.

Прогноз экономического развития

Принимая во внимание динамику макроэкономических показателей и активную политику правительства Ливии последних лет, можно осуществить прогноз экономического развития страны до 2010 г.

Несмотря на запланированные реформы, экономика Ливии останется полностью зависимой от нефтяных экспортных доходов (см. Диаграмму 1).

Более того, правительство за счет амбициозной инвестиционной программы как в области разведки, так и восстановления существующей инфраструктуры, намерено увеличить добычу нефти с 1,64 млн барр. в сутки в 2005 г. до 2,25 млн барр. в сутки в 2010 г. При этом закладывается относительная стабильность мировых цен за баррель.

Диаграмма 1

Показатели диверсификации экономики Ливии,

2000-2010 гг.

Источник: IMF Country Report 06/136.

Если объемы добычи нефти и цены на сырье будут на запланированном уровне, то ожидается положительное сальдо платежного и торгового баланса порядка 35 и 40% ВВП соответственно.

В частности, доходы нефтегазовой отрасли увеличатся с 16 млрд долл. (54% ВВП) в 2000-2005 гг. до 38 млрд долл (76% ВВП) в 2009-2010 гг. Накопление профицита объясняется ограниченной способностью экономики к расширению, а также низким уровнем инвестиций.

Вместе с тем, если исключить из доходов бюджета нефтяную составляющую, то дефицит бюджета будет оставаться значительным – 31% ВВП.

Более того, если рост в нефтяной отрасли ожидается на уровне 6-7%, то в остальных секторах реальный экономический рост не превысит 3,5%, а инвестиции составят не более 2% ВВП.

Данный прогноз основывается на том, что правительственных реформ все-таки недостаточно для значительного увеличения частных инвестиций и выпуска в остальных отраслях.

Принимая во внимание быстрый рост трудоспособного населения (порядка 4% в год), страна столкнется с безработицей.

Что касается, темпов инфляции, то в условиях финансовой стабильной годовые темпы прогнозируются на уровне 3-4%.

Прогноз основных макроэкономических показателей на период до 2010 года представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Прогноз основных макроэкономических показателей,

2006-2010 гг.

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Национальный доход и цены

(ежегодное изменение в %)

Рост реального ВВП, %

3,5

5,0

4,6

4,4

4,3

4,4

Рост реального ВВП,% (за исключением нефтяной отрасли)

4,6

4,0

3,5

3,2

3,0

3,0

Инфляция, ИПЦ

2,5

3,0

3,5

3,5

3,5

3,5

Показатели бюджета

(в  % к ВВП)

Доходы

73

72,1

71,5

71,1

71,0

71,0

            в том числе ТЭК

67,8

67,0

66,2

65,4

65,1

64,9

Расходы

41,2

34,4

35,5

36,7

37,5

38,3

Баланс

31,8

37,7

36,0

34,4

33,5

32,7

Дефицит (без учета «нефтяных» поступлений)

(36,0)

(29,3)

(30,2)

(31,0)

(31,6)

(32,2)

Показатели внешнеторгового баланса

(млрд долл.)

Экспорт

30,1

35,9

37,4

38,8

41,0

43,4

в том числе углеводороды

29,2

34,9

36,4

37,6

39,7

42,0

Импорт

(10,9)

(10,9)

(10,9)

(10,9)

(18,1)

(20,3)

Торговый баланс

19,2

25,0

26,5

27,9

22,9

23,1

             в % к ВВП

40,8

43,4

42,4

40,6

39,5

38,2

Государственные резервы

39,3

56,4

73,9

91,0

108,7

126,6

             в месяцах импорта следующего года

31,5

40,5

47,4

52,3

58,8

61,2

Добыча нефти, млн барр/сут.

1,64

1,75

1,86

1,99

2,12

2,25

Экспорт нефти, млрд долл.

29,2

34,9

36,3

37,6

39,7

42,0

Цена ливийской нефти (долл/барр.)

53,7

60,0

58,3

56,4

55,7

54,9

Источник: IMF Country Report 06/136.

Представленный прогноз базируется на высоких мировых ценах на нефть и увеличении добычи энергоресурсов. Вместе с тем, необходимо рассмотреть варианты резкого падения цен на нефть.

При снижении мировых цен на нефть на 15 долл. платежный и торговый балансы Ливии по-прежнему будут иметь высокий профицит – порядка 22 и 27% ВВП соответственно.

Аналогичная ситуация сложится и при падении цен на ливийскую нефть на 30 долл. за баррель. Для достижения равновесного значения торгового баланса допустимо снижение не более чем на 33 долл. за баррель.

На Диаграмме 2 представлены проанализированные сценарии развития событий.

Диаграмма 2

Экономика Ливии при различных ценах на нефть,

2006-2010 гг.

Источник: правительство Ливии

Внешнеэкономические связи

Ливия активно участвует в деятельности ОПЕК и региональных межарабских организациях. Страна практикует вывоз капитала в форме предоставления кредитов и займов, покупки акций крупных концернов. Объем внешней задолженности Ливии по оценкам ЦРУ США составил в 2005 году 4,3 млрд долл.

Джамахирия активно участвует в международной торговле. На Диаграмме 3 представлена динамика экспорта и импорта, а так же сальдо по торговым операциям в 1997-2005 гг. и прогноз до 2010 года.

Диаграмма 3

Динамика торговли Ливии в 1997-2010 гг.,

млрд долл.

Источник: IMF Country Report No. 03/327, IMF Country Report 06/136.

Примечательно, что прогноз Всемирного банка и МВФ относительно ливийской динамики внешней торговли в общем и целом сбылся, кроме того, как видно из приведенной Диаграммы, Ливия, занимая активную позицию на внешних рынках, намерена продолжать торговую экспансию в 2009-2010 гг.

Вместе с тем при анализе торговли любой страны важны не только объемы экспорта и импорта, но и их товарная структура. На Диаграмме 4 и 5 представлена структура импорта и экспорта Ливии по данным на 2004 г.

Диаграмма 4

Структура импорта Ливии в 2004 г.,

в % к импорту

Источник: IMF Country Report 06/136.

Диаграмма 5

Структура экспорта Ливии в 2004 г.,

в % к экспорту

Источник: IMF Country Report 06/136.

Таким образом, можно прийти к выводу, что государство в основном импортирует машины и оборудование, сырье и материалы, а также продукты питания.

Необходимо отметить, что доля продуктов питания уменьшилась по сравнению с 2000 г. с 20 до 14%, а поставки машин и сырья, напротив, увеличились.

В ближайшем будущем Ливия собирается модернизировать производство (в основном в нефтегазовой отрасли), поэтому доля машин и оборудования будет продолжать увеличиваться. Объемы ввозимых продуктов питания останутся на высоком уровне, так как сельское хозяйство в виду климатических условий развито плохо, и 75% потребляемого продовольствия ввозится.

В структуре экспорта очевиден значительный перевес углеводородов, что свидетельствует о диспропорциях в экономике. Принимая во внимание намерение Ливии активно наращивать добычу нефти и газа, можно прогнозировать, что доля энергосырья в структуре экспорта не изменится. 

Что касается географии торговли, то основными торговыми партнерами Ливии являются Германия, Испания, Италия, Турция и Япония.

Основные экспортные потоки нефти и газа идут в Италию, Испанию и Германию, причем доля этих стран будет оставаться на высоком уровне в виду многочисленных проектов поставки энергоносителей и строительства новых трубопроводов. Продукция импорта ввозится в основном из стран Азии и Европы.

Выводы

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. В ливийской экономике наблюдаются значительные диспропорции. Большая часть ВВП производится в нефтегазовой отрасли. Велика доля государственных предприятий. Несмотря на структурные реформы, проводимые правительством в течение последних лет, ситуация в ближайшие годы останется без изменений.

2. Экономика страны находится в сильной зависимости от доходов, получаемых от экспорта углеводородов. Вместе с тем, Ливия намерена увеличить добычу сырья за счет привлечения иностранных нефтяных компаний в отрасль. На данный момент в нефтяной отрасли доминируют итальянские, испанские, норвежские и немецкие компании. Активную экспансию с 2004 г. ведут также американские «игроки». 

3. Несмотря на структурные диспропорции и зависимость от экспортных доходов, экономика Ливии достаточно стабильна. Даже в случае значительного падения мировых цен на нефть (на 30 долл. за баррель) торговый и платежный баланс Ливии останутся положительными.

4. Экономика Джамахирии в целом и нефтегазовая отрасль в частности нуждаются в инвестициях. Основным способом привлечения иностранного капитала являются приватизация государственного сектора и аукционы, где выставляются месторождения и участки для геологоразведки.

Российские компании имеют опыт успешного участия в аукционах, что свидетельствует о высоких шансах России увеличить свое присутствие в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) Ливии.

На данный момент прямые иностранные инвестиции составляют 11-12% ВВП и направляются в основном в ТЭК. При этом на протяжении многих лет Ливия является нетто экспортером капитала.

5. Ливийское государство активно участвует в мировой торговле. Основными торговыми партнерами являются страны Старого Света. Импортируя машины, оборудование, продовольствие, сырье и материалы, Джамахирия экспортирует энергоносители.

Начало