Институт Ближнего Востока |
Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 декабря 2008 года - 11 января 2009 года)
Наиболее важные события в регионе в период с 29 декабря 2008 г. по 11 января 2009 г. происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в афгано-пакистанских отношениях. Вооруженные силы Израиля проводили в секторе Газа операцию «Литой свинец» против сил палестинского радикального движения ХАМАС, начав 3 января ее наземную фазу. В начале января президент Пакистана А. А. Зардари посетил с визитом Афганистан – впервые в истории отношений между двумя соседними государствами.
Ситуация в зоне палестино-израильского конфликта продолжает оставаться в центре внимания международного сообщества. Вместе с тем, все попытки ООН, европейских и региональных политиков остановить вооруженный конфликт в секторе Газа оказались безрезультатными. Единственно, о чем удалось договориться – это о ежедневной приостановке боевых действий на три часа для предоставления возможности доставки жителям анклава (ок. 1,5 млн чел.) гуманитарной помощи – продовольствия, питьевой воды, медикаментов. Обе стороны в основном соблюдают эту договоренность.
Израильские военные усилия также не привели пока к разгрому (уничтожению) боевых сил исламистов, которые, хотя и с меньшей интенсивностью, продолжают ракетные обстрелы территории Израиля. Растет число человеческих жертв. Так, по состоянию на вечер 11 января число погибших палестинцев оценивается в 890 человек, а раненых – 3800 человек. Потери Израиля составили убитыми – 14 человек, в т. ч. 10 военнослужащих, ранеными – около 100 человек.
Начав вечером 3 января вторжение в сектора Газа, части Армии обороны Израиля (АОИ) к утру 7 января рассекли территорию анклава на три части, заняв позиции вокруг его главных городов. Основные бои происходили в северной части сектора, где, как сообщается, находятся основные силы боевиков и откуда наиболее часто ведутся обстрелы израильской территории. Ожесточенные бои шли также на юге сектора, где части АОИ стремятся отрезать силы боевиков от границы с Египтом. Вместе с тем, израильское командование до последнего времени не направляло войска вглубь густонаселенных городских районов, отдавая предпочтение огневому воздействию на противника силами авиации, артиллерии и ВМС, а также действиям спецназа. 11 января части ЦАХАЛа начали углубляться в южные и восточные районы центра анклава г. Газа (750 тыс. жителей), где идут ожесточенные бои. Ежедневно по различным целям на территории анклава израильтяне наносят не менее 60-70 огневых ударов, поражая пусковые установки ракет, минометные расчеты, туннели на границе с Египтом, по которым боевики контрабандно получают оружие, опорные пункты и живую силу исламистов, средства связи, правительственные здания ХАМАСа и структур сил безопасности. Несколько ударов нанесено по мечетям, где, как утверждают израильские военные, скрываются боевики, или находятся склады с оружием. Ведется «охота» на руководящий состав боевиков. Так, по заявлениям командования АОИ, удалось уничтожить 15 их наиболее активных командиров. Вооруженные силы Израиля в значительной степени смогли нарушить систему управления боевыми силами противника, разрушить большое число туннелей и др. Число убитых боевиков ХАМАСа оценивается израильтянами (на 10.01) в 550 человек, в т. ч. не менее 300 в ходе наземной операции.
И хотя руководство Израиля постоянно подчеркивает, что «не намерено наказывать население Газы» и не воюет с мирным населением, целый ряд ударов пришелся по различным зданиям и объектам, в которых находились мирные жители, что привело к значительным жертвам. Очень тяжелой остается гуманитарная ситуация в секторе Газа, поступающей туда помощи явно не хватает для обеспечения жизни его населения. В ООН заявляют о «гуманитарном кризисе» в анклаве.
В целом, как показывает ход событий, боевые силы ХАМАСа, несмотря на понесенные значительные потери, не сломлены. ЦАХАЛ не смог пока в полной мере выполнить главную из декларированных правительством страны задач военной операции – прекращение обстрелов Израиля. Боевики продолжают пуски ракет, причем не только по приграничным районам, но и по городам Беэр-Шева и Ашдод, расположенным вдали от границы. Всего с 27.12.08 по 11.01.09 по Израилю выпущено 685 ракет.
Отвергнув резолюцию Совета Безопасности ООН № 1860, принятую 9 января и призывающую к скорейшему прекращению огня, Израиль заявляет о своем «праве на законную самооборону». Военно-политическое руководство страны намерено провести, по возможности в короткие сроки, третью фазу операции «Литой свинец», с целью полного разгрома сил ХАМАСа и ликвидации его военной и террористической инфраструктуры.
Лидеры ХАМАСа, отказываясь от предложений по прекращению огня и размещению в Газе международных миротворцев, заявляют, что все они «посягают на право сопротивления израильской оккупации» и не ведут к немедленному прекращению блокады сектора и вывода из него войск Израиля.
С первых дней израильской военной операции в мире и регионе развернулась активная деятельность по прекращению вооруженного конфликта и недопущению гуманитарной катастрофы в секторе Газа. За прекращение огня израильтянами и ракетных обстрелов Израиля боевиками ХАМАСа выступают Евросоюз, Россия, Турция, Китай и многие другие страны. Действия Израиля резко осудили арабские страны и Иран. Вместе с тем, на официальном уровне у арабов дело не идет далее официальных протестов и организации материальной помощи населению Газы. Очевидно, что в большинстве арабских столиц прекрасно знают, что вина в развязывании нынешнего конфликта лежит не только на Израиле, но и на лидерах ХАМАСа, которые своими действиями в значительной степени спровоцировали масштабное вооруженное противостояние. Обострились отношения ХАМАСа с Египтом. Тем не менее, Каир продолжает усилия в направлении прекращения огня. Эту линию египтян поддерживает глава ПНА М. Аббас. Действия Израиля в Газе вызвали массовые протесты у населения арабских стран, где проходят многотысячные антиизраильские демонстрации. Демонстрации протеста против военной операции Израиля в Газе прошли и в странах Западной Европы. Наиболее последовательную поддержку Израилю оказывают Соединенные Штаты, хотя американцы и не стали возражать против принятия резолюции Совбеза ООН 1860, воздержавшись при голосовании. Одобрительно относится к действиям Израиля Германия.
В ходе визита в Афганистан президента Пакистана А. А. Зардари стороны договорились о расширении сотрудничества в борьбе с терроризмом. Кроме того, были обсуждены вопросы, связанные с урегулированием ситуации в районах, прилегающих к совместной границе, различные аспекты сотрудничества в сфере экономики и транспорта. В частности, была затронута тема строительства газопровода из Туркменистана через афганскую территорию в Пакистан и далее в Индию. В целом визит главы пакистанского государства в Кабул стал еще одним свидетельством постепенной нормализации отношений между двумя соседними государствами.
Между тем обстановка в самом Афганистане остается очень сложной. В различных районах страны продолжают активно действовать боевики радикального исламистского движения «Талибан». По оценке главы Объединенного центрального командования ВС США генерала Д. Петрэуса, для улучшения афганских дел необходимо более активное и тесное сотрудничество всех стран-соседей Афганистана, т. к. афганские проблемы оказывают непосредственное воздействие на ситуации в окружающих государствах. При этом генерал считает, что к усилиям по стабилизации положения в Афганистане может присоединиться Иран. Д. Петрэус также признал необходимым всемерно укреплять афганскую национальную армию с тем, чтобы она как можно скорее могла более активно и успешно противостоять талибским боевикам.
Сложная обстановка сохранятся и в соседнем Пакистане, особенно на северо-западе страны вблизи границы с Афганистаном. З0 декабря правительственные силы начали крупную операцию против боевиков, поддерживающих афганских талибов, в районе Хайберского прохода, который является главным путем снабжения войск США и их союзников, действующих в Афганистане. Сообщается, что в ходе операции захвачено более 200 боевиков, обнаружены крупные запасы взрывчатки и снаряжение для террористов-смертников. Большой отряд боевиков совершил на севере в районе Махманд нападение на позиции правительственной армии. Американские беспилотные летательные аппараты продолжают наносить удары по объектам боевиков на пакистанской территории. Всего в 2008 г. было нанесено до 30 ударов, в результате которых погибли 220 человек. Вашингтон рассматривает эти удары в качестве необходимой меры пересечения действий боевиков, тогда как Исламабад считает их нарушением пакистанского суверенитета.
Отмечается некоторое снижение напряженности в индийско-пакистанских отношениях. 5 января Индия передала Пакистану свидетельства причастности его граждан к террористическому нападению на индийский г. Мумбай 26 ноября 2008 г., а 9 января Межведомственная разведка Пакистана передала индийской стороне свой ответ и дополнительную информацию по этому делу. Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани заявил: «Если потребуется, другие материалы, мы готовы к сотрудничеству». Ранее, 1 января Индия и Пакистан на основании договора 1988 г. обменялись списками своих ядерных объектов.
29 декабря 2008 г. свой пост оставил президент Сомали А. Юсуф. В начале января Эфиопия приступила к выводу своих войск (до 3 тыс. чел.) из Сомали. В Аддис-Абебе заявляют, что процесс возвращения войск на родину займет длительное время. Между тем боевые отряды оппозиционного временному правительству страны Союза исламских судов приступили к занятию районов и баз, оставляемых эфиопской армией. Так, исламисты, мотивируя свои действия «необходимостью поддержания безопасности», уже установили контроль над несколькими бывшими эфиопскими базами в столице страны Могадишо.
Международное сообщество наращивает усилия по борьбе с сомалийскими пиратами, действующими в Аденском заливе и Индийском океане. В начале января в Аденский залив прибыл и начал действовать отряд кораблей ВМС Китая (2 эсминца и вспомогательное судно). 8 января объявлено, что для борьбы с пиратами в составе 5-го флота ВМС США создано специальное 151-е оперативное соединение, которое начнет действовать в самое ближайшее время. 9 января сомалийские пираты отпустили за выкуп в 3 млн долларов свою крупнейшую добычу – саудовский супертанкер «Сириус Стар».
1 января 2009 г. правительство Ирака приняло на себя ответственность за обеспечение безопасности на всей территории страны после прекращения 31 декабря 2008 г. действия мандата Совбеза ООН на пребывание на иракской территории коалиционных сил. В этот же день командование ВС США передало иракским силам безопасности контроль над т. н. «зеленой зоной» в центре Багдада, где расположены основные правительственные учреждения, штаб американских войск и многие иностранные диппредставительства, а британские войска передали иракцам контроль над аэропортом в Басре.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 3-4 января находился с визитом в Иране. Это его четвертый визит в соседнюю страну со времени вступления в должность главы правительства в 2006 г. На переговорах в Тегеране затрагивались вопросы безопасности в регионе, двустороннего сотрудничества в сферах торговли, энергетики и транспорта. Глава ИРИ А. Хаменени заявил, что американское и британское военное присутствие является «главным источником терроризма и внутренних разногласий» в Ираке. Со своей стороны, Н. аль-Малики подчеркнул, что его правительство «не позволит Ираку стать плацдармом для нападения на любую страну».
Избранный президент США Б. Обама 11 января заявил, что его администрация будет проводить новую политику в отношении Ирана, одновременно признав, что политика Тегерана станет «серьезнейшей проблемой» его президентства. Б. Обама также подчеркнул, что будет самым серьезным образом заниматься вопросами арабо-израильского урегулирования.
Приложение
Вооруженные силы Кувейта
Сложная, периодически напряженная военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива, сохраняющаяся нестабильность в Ираке, наращивание военной мощи Ираном, территориально-пограничные проблемы, существующие между странами региона вынуждают руководство Кувейта уделять повышенное внимание вопросам укрепления обороны страны и совершенствования национальных вооруженных сил.
Вооруженные силы Кувейта (15,5 тыс. чел.) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Военный бюджет в 2007 г. составил 4,002 млрд долларов (3,6 проц от ВВП). Помимо ВС имеются Национальная гвардия (6,6 тыс. чел.) и береговая охрана (500 чел.). Статья 159 конституции гласит, что «только государство может создавать вооруженные силы и органы общественной безопасности в соответствии с законом».
Верховным главнокомандующим ВС Кувейта является эмир. Имеется Совет национальной безопасности во главе с премьер-министром, который координирует действия всех государственных структур в области безопасности и обороны, вырабатывает стратегию национальной безопасности. Кроме того, при главе правительства имеется Высший совет обороны. Практическое руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны (гражданское лицо, представитель правящей династии), которому подчинены начальник генштаба и командующие видами ВС.
Кувейтский парламент ежегодно утверждает военный бюджет. При этом депутаты тщательно проверяют все военные контракты на предмет выявления коррупции или завышенных расходов. В ряде случаев они блокировали заключение соглашений о приобретении вооружения.
Конституция страны запрещает вести захватнические войны. Доктрина обороны и безопасности Кувейта базируется на двух основных принципах: закупке высокоэффективного оружия и двусторонних соглашениях о безопасности и обороне с США и их союзниками по НАТО. Кувейтское руководство считает, что в случае внешней агрессии защитить страну смогут только США. Задачей же национальной армии является «продержаться 4-5 дней до прибытия помощи извне». В последнее время повышенное внимание уделяется борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. На всем протяжении границы с Ираком создан комплекс оборонительных сооружений, которые поддерживаются в рабочем состоянии и после свержения саддамовского режима в Ираке.
Сухопутные войска (11. тыс. чел.) имеют в боевом составе 9 бригад, в т. ч. 3 бронетанковые (бртбр). Однако полностью укомплектованы личным составом только две бртбр. На вооружении состоит 368 танков, в т. ч. 218 М1А2 «Абрамс», 113 155-мм самоходных гаубиц, 27 РСЗО «Смерч», 118 ПТРК, 450 БМП. Часть техники находится на консервации. С помощью США намечено модернизировать имеющиеся на вооружении ПТРК ТОУ-2А/В и дополнительно закупить 2016 ПТУР ТОУ-2А и 1404 ТОУ-2В. В перспективе возможно приобретение 60 танков М1А2 «Абрамс».
На вооружении ВВС (2500 чел.) состоят 53 боевых самолета (F/A-18 «Хорнет» – 39, «Мираж» F.1 - 14), 27 учебно-боевых и учебных самолетов, 4 транспортных самолета, 32 боевых вертолета АН-64D «Апач Лонгбоу» и SA-342 «Газель», 12 многоцелевых и транспортных вертолетов.
В состав ВВС входят подразделения ПВО, имеющие на вооружении 5 батарей ЗРК «Пэтриот», 4 батареи ЗРК «Усовершенствованный Хок», 6 батарей ЗРПК «Амон», 48 ПЗРК. Кувейт участвует в создании совместной сети раннего радиолокационного предупреждения, как компонента объединенной командно-управляющей системы в структуре оборонительных сил ССАГПЗ.
Предполагается модернизировать истребители F/A-18С/D до уровня модели F/A-18F/E «Супер Хорнет» и, возможно, приобрести еще 20 самолетов этого типа. Ведутся переговоры о приобретении в США 4 транспортных самолетов С-130J-30. Рассматривается вопрос о закупке 80 ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, самолетов ДРЛО и многоцелевых вертолетов UH-1H. В 2007-2008 гг. Пентагон сообщил о намерении продать Кувейту 80 ЗУР РАС-3 и модернизации 60 ЗУР РАС-2.
Корабельный состав ВМС (2000 чел.) представлен 29 боевыми катерами, в т. ч. 10 ракетными. В интересах флота могут действовать 4 вертолета «Супер Пума», оснащенные ПКР «Экзосет», и истребители F/A-18.
Предусмотрено создание флотилии из трех боевых эскадр, эскадры поддержки, эскадры тральщиков и вертолетной эскадрильи. Для эскадры поддержки намечено приобрести 2 судна снабжения, а для эскадры тральщиков – 3 минно-тральных корабля. Ведутся переговоры с США о приобретении 12 быстроходных патрульных катеров типа Mk.V.
Военное строительство в стране осуществляется на основе долгосрочных планов, разработанных при участии американских и британских военных специалистов. Совершенствуется система обязательной военной службы, проводятся изменения в организационно-штатной структуре частей и подразделений, осваиваются личным составом новые системы оружия и военной техники, продолжаются закупки современных вооружений за рубежом. Большое внимание уделяется развитию и модернизации системы связи и разведки, совершенствованию оперативного оборудования территории страны: сооружаются военные городки, стационарные пункты управления, прокладываются новые линии связи, модернизируются действующие военные объекты.
В Кувейте создается национальная система управления, контроля, связи и разведки, представляющая собой компьютерный центр, связанный с ИСЗ, в который поступают данные контроля за морским и воздушным движением и различного рода разведывательная информация. Кувейтская система будет связана с аналогичными американскими структурами и самолетами АВАКС в Саудовской Аравии.
Планов создания военной промышленности у руководства страны нет.
К слабым сторонам кувейтских ВС следует отнести значительный некомплект личного состава, в результате чего много техники, в т. ч. авиационной, простаивает. Ощущается нехватка полевой артиллерии и средств ПВО в сухопутных войсках, недостаточно развита ремонтная база, сильной остается зависимость от иностранных технических специалистов.
За период с 2003 по 2006 г. Кувейт приобрел за рубежом вооружение и военную технику на сумму 1,4 млрд долларов. За этот же период были подписаны новые контракты на поставки военной продукции для национальных ВС на сумму 728 млн долларов. Ведущим партнером Кувейта в военной области остаются Соединенные Штаты. Американо-кувейтское сотрудничество включает в себя регулярные встречи военных руководителей двух стран, проведение совместных учений, постоянное присутствие на территории эмирата американского военного контингента, доступ кораблям и самолетам ВС США на военные объекты страны, оказание содействия в подготовке кувейтских военных кадров, поставки вооружения и военной техники, помощь в модернизации военных объектов Кувейта. Создана и действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны.
В Кувейте действует английская военная миссия. В 2006 г. подписано два договора с Францией: об обмене разведывательной информацией и об условиях закупок и поставок Кувейту французской военной продукции. В 2006 г. подписано соглашение с НАТО о сотрудничестве в сфере разведки, предполагающее обмен информацией и доступ Кувейта к базе данных альянса по вопросам терроризма. ВС Кувейта принимают участие в совместных учениях армий аравийских монархий. Страна также поддерживает военно-технические связи с Австралией, Австрией, Бангладеш, Белоруссией, Бельгией, Германией, Египтом, Иорданией, Италией, КНР, Швецией, ЮАР, Южной Кореей. После 2002 г. Кувейт не производил закупок российского оружия.
Министерство обороны Кувейта испытывает большие трудности в деле набора людей для службы в армии. Собственно граждане эмирата неохотно идут на военную службу, сказывается и общая малочисленность населения. По особым межгосударственным соглашениям контракты на прохождение службы в кувейтских вооруженных силах могут заключаться с иностранными гражданами.
Офицерские кадры готовятся в военном и Объединенном командно-штабном колледжах, а также за рубежом – в США, Великобритании, Франции, Австралии, Германии, арабских странах.
Кувейтская армия не играет заметной роли в политической жизни эмирата. Высшие офицеры ВС не представляют самостоятельную группу в правящей элите Кувейта и не играют самостоятельной политической роли.
В целом вооруженные силы Кувейта по своей численности и боеспособности не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите суверенитета и территориальной целостности страны, что обусловливает долгосрочную зависимость страны в вопросах национальной обороны от иностранной (американской) военной помощи.