Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Йемене: Иран против Саудовской Аравии

Е.Е.Кирсанов

Ситуация в Йемене за последнее время к лучшему не изменилась. Более того, она имеет все очевидные признаки ухудшения. Это выражается, прежде всего, в продолжающемся открытом военном противостоянии между правительственными войсками и повстанцами-зейдитами. За прошедший месяц их так и не удалось вытеснить с занимаемых позиций. Как и прежде, от установления контроля над столицей провинции Саада повстанцев удерживают лишь опасения в отношении негативной реакции на этот факт жителей южных провинций. Йемен, как и любая другая страна Востока, - это, прежде всего выстроенная и испытанная кровью система сдержек и противовесов. В настоящее время этот баланс явно дал крен, что автоматически вызвало общую разбалансированность всей системы.

Основным детонатором недовольства выступает президент А.А.Салех, который с маниакальным упорством пытается передать бразды правления страной своему сыну. Это вызывает резко отрицательную реакцию фактически всех основных представителей элит страны, начиная от социалистов и заканчивая членами президентского клана. Салех явно упустил момент для достижения компромисса с основными игроками, и теперь ситуация начинает приобретать характер неуправляемой реакции. Все это накладывается на жесточайший экономический кризис и рост сепаратистских настроений на юге, а также неудачную войну с зейдитами на севере. Как это не парадоксально звучит, именно благодаря этой войне президент А.Салех до сих пор еще сидит в президентском дворце.

Прямая поддержка Салеха со стороны КСА, США и в меньшей степени ЕЭС обусловлена только лишь опасением резкого усиления Ирана в регионе, проводниками политики которого считается движение Хути. На «иранском следе» в этой войне открыто спекулирует нынешний йеменский лидер, но вразумительных доказательств этого представлено пока не было. На сегодняшний день совершенно очевиден лишь тот факт, что Иран и движение Хути несомненно поддерживают тесные связи. Об этом говорит то, что иранские СМИ с удивительной быстротой и оперативностью регулярно получают видеоролики непосредственно с мест событий и, что называется, « из эпицентра боев». Это свидетельствует о наличии у иранцев «своих людей» непосредственно в расположении боевых отрядов повстанцев. Второй момент – это большие финансовые средства, которыми располагают отряды Я.Хути. Если в порядке вещей практика покупки (другим словом назвать это нельзя) солдат и офицеров правительственной армии, то это требует больших денег. Обычная ситуация на фронте, это когда солдаты правительственной армии отдают свое оружие повстанцам, получают от них 300 долларов США и отправляются довольные по домам. Обратим внимание на то, что сумма в 300 долларов – это очень солидные деньги для Йемена. Для примера скажем, что добровольцы в Ирак получают от вербовщиков аналогичные суммы. Как утверждают осведомленные эксперты, основную поддержку повстанцам Иран осуществляет именно через финансовую подпитку. Канал переправки немного запутан, что объясняется нежеланием Тегерана показывать «свои уши». В этой связи иранским официальным лицам запрещено напрямую контактировать с представителями повстанцев. Для этого существует ливанская «Хизбалла».

Во-первых, потому что между Хути и «Хизбаллой» существуют давнишние контакты. Напомним, что зейдиты имеют в Йемене две партии: «Партия права» и «Верная молодежь». Первая была создана при прямой поддержке Йеменской соцпартии (ЙСП) сразу же после объединения страны в 1991 году для распространения социалистической идеологии в шиитских районах. Вторая была создана президентом А.Салехом в 1996 году в противовес первой. Она «баловалась» исламской идеологией, «задружилась» с «Хизбаллой» и, как всегда бывает в таких случаях, в конце концов, вышла из-под контроля. «Верная молодежь» сейчас и является основной боевой силой зейдитов. Кстати, между ней и «Партией права» в настоящее время фактически не существует никаких идеологических разногласий.

Во-вторых, «Хизбаллу» очень удобно использовать для передачи финансовых средств Хути, поскольку и первые, и вторые имеют хорошие позиции в ФРГ, где собственно и происходят основные контакты. В сам Йемен деньги попадают по испытанной схеме арабского трансфера денег, т.н. «хавале».

Что касается утверждений йеменских официальных лиц о поставках оружия из Ирана повстанцам и даже аресте в прошлом месяце неких иранских моряков, которые якобы этим занимались, то подвергнем эти заявления глубокому сомнению. Ирану нет никакой необходимости ввязываться в рискованные операции по переправке оружия в Йемен, где его и так в достатке.

Кто действительно сильно волнуется в связи с ситуацией на севере Йемена и возможной экспансией Ирана, так это саудовцы. На сегодняшний день на фронте против зейдитов неофициально воюет около 1000 саудовских военнослужащих. На финансирование йеменских войск ежемесячно Эр-Рияд выделяет 5 млн долларов СШа. Думается, что «львиная часть» из этого идет на обеспечение боевых вылетов йеменских боевых самолетов, пилотируемых иракскими летчиками. Кроме того, саудовцы уже вовсю строят при помощи немцев электронную защиту своей границы с йеменцами. А это ни много, ни мало - 1500 км пустыни. В общем, неспокойный южный сосед обходится саудовцам «в копеечку».

В этой связи ряд экспертов отмечают, что основной задачей Ирана является провоцирование КСА на полномасштабное военное вмешательство в дела Йемена, что однозначно вызовет общую реакцию всей страны на вооруженный отпор северному соседу. Этот сценарий реален, Эр-Рияд, несомненно, вмешается в случае дальнейших успехов шиитов. Реакция йеменцев здесь тоже просчитана очень верно, с учетом всего комплекса очень непростых двухсторонних отношений.

Тем временем на юге все также очень неспокойно. На ситуацию в городах сильное влияние оказывают т.н. «комитеты сопротивления», основной идеологией которых является требование отделения севера от юга и смещение нынешнего президента. Причем, если Салех уйдет, то вопрос об отделении возможно еще можно будет обсуждать. Финансирует эти комитеты и пытается координировать их деятельность бывший южнойеменский лидер С.Аль-Бейт и бывший премьер-министр Х.Аттас. Финансовую поддержку этим бывшим лидерам, по некоторым данным, оказывает все тот же вездесущий Катар, который, похоже,. решил серьезно «позлить» саудовцев. Необходимо признать, что С.Аль-Бейт «переиграл» на южнойеменском поле своих оппонентов и бывших партийных товарищей из ЙСП. И это несмотря на то, что многие на юге считают С.Аль-Бейта предателем и инициатором объединения страны.

Тем не менее, его сепаратистскую риторику сейчас подавляющее большинство южнойеменского населения воспринимает «на ура». А вот дела ЙСП плачевны, партия стремительно теряет рейтинг. Основная причина: четкая позиция в отношении сохранения единства страны, что сейчас непопулярно. Ну и неприязненные межличностные отношения между С.Аль-Бейтом и нынешним генсеком ЙСП Я.Нооманом тоже играют свою роль.

Тем не менее, попытки организовать диалог между оппозиционерами все-таки предпринимаются. Буквально на днях в последний момент сорвалась (из-за отказа руководства Ливана) встреча в Бейруте всех основных оппозиционеров: ЙСП, Х.Аль-Аттаса, Я.Хути, а также представителей «комитетов восстания» из различных южных провинций страны. В настоящее время прорабатывается возможность такую встречу провести в другой стране.

В настоящее время С.Аль-Бейт со сторонниками уверенно контролирует настроения в провинциях Радван и Лахдж; в провинции Абъян традиционно сильны исламисты во главе с Т.Аль-Фадли, В Шабуа – потомки местных шейхов. За Аден идет борьба, итоги которой пока предсказать сложно. Общий вывод здесь очевиден. Южнойеменская элита стремится к отделению, так как в результате объединения она много потеряла и ничего не приобрела. В частности, семья президента, его родственники и приближенные конфисковали до 45% земель бывшей НДРЙ в свою собственность, что никому не понравилось. Про доходы от нефтедобычи даже не будем упоминать.

Повторимся. Нынешняя ситуация в Йемене вызвана прежде всего политикой нынешнего президента А.Салеха, который нарушил самый главный принцип управления в восточной стране. А именно систему противовесов и традиционной справедливости в распределении национального продукта. Именно поэтому требование отставки А.Салеха и является цементирующей основой протестных настроений.

Каковы перспективы? По оценке египетских наблюдателей, вариант распада страны очень реален. Причем север частью отойдет под влияние Ирана, а частью – КСА, что вызовет новый виток противостояния. На юге резко усилится влияние «Аль-Каиды», последствия которого тоже легко спрогнозировать. Единственный выход, по мнению египтян, это привлечение международных посредников в лице ЛАГ, США и России к проведению «круглого стола» со всеми основными игроками и выработку некого спасительного сценария действий.

Начало