Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Экономика Турции в условиях мирового финансового кризиса

И.А. Свистунова

Правительство Турции, до недавнего времени утверждавшее, что экономика страны не испытает на себе серьезного воздействия мирового финансового кризиса, заявило о намерении воспользоваться помощью МВФ для поддержания экономики. В настоящий момент квота Турции в МВФ, принимаемая за основу при расчете возможного объема кредитования, составляет 1,2 млрд СДР — условных единиц, называемых специальными правами заимствования и ежегодно устанавливаемых для каждой страны на основе ее финансово-экономического положения. Данная цифра примерно эквивалентна 2 млрд долларов. Обычный краткосрочный кредит МВФ не должен превышать пятикратного размера квоты. Турция же пытается договориться об условиях кредитования, предоставляемых МВФ странам, находящимся в особой ситуации.

При этом предложенный фондом объем кредита в 19 млрд долларов турецкое руководство сочло недостаточным для благополучного развития экономики страны в 2009 г. По словам премьер-министра Турции Т. Эрдогана, в данный момент ведутся переговоры о выделении кредита в размере от 20 до 40 млрд долларов. Потребность в столь значительных объемах внешнего финансирования свидетельствует о назревании в Турции серьезных экономических проблем, несмотря на то, что в последние годы турецкая экономика демонстрировала неплохие макроэкономические показатели.

Турецкие аналитики прогнозируют уменьшение совокупного спроса, сокращение экспорта и иностранных инвестиций, рост безработицы. Значительно снизятся доходы в такой важной для турецкой экономики отрасли, как туристический сектор. Очевидно, что в 2009 г. уменьшится поток туристов из европейских стран и России, вступивших в фазу экономического спада.

Сообщая о продолжающихся переговорах с МВФ, руководство Турции воздерживается от точных оценок финансирования внешнего долга в 2009 г. Согласно прогнозам турецких экономистов, опубликованных на страницах газеты «Миллийет» в конце ноября, данный показатель в 2009 г. достигнет 136 млрд долларов, причем только 33 млрд долларов пойдут на обслуживание внешнего долга банковского сектора. Для реального сектора указанная сумма будет равняться 60 млрд долларов.

Предполагается, что, несмотря на сложные экономические условия, с которыми столкнулись многие страны, объем прямых иностранных инвестиций в турецкую экономику в 2009 г. составит 10 млрд долларов. Однако если учесть тот факт, что в текущем году данный показатель приблизился к 15 млрд долларов, подобный прогноз означает сокращение притока прямых иностранных инвестиций на треть, что не может не отразиться на экономической активности в Турции.

Необходимо упомянуть, что в 2001 г. Турция, переживавшая период экономического спада, получила от МВФ кредит на сумму 45 млрд долларов и еще не успела полностью вернуть его. Долг по данному кредиту составляет 9 млрд долларов.

В то же время представители деловых кругов Турции критикуют правительство за то, что оно не обратилось к МВФ за помощью раньше. По мнению главы крупного холдинга «Анадолу Грубу» (в состав которого, в частности, входит известная в России пивная компания «Эфес Пилсенер») Т. Озильхана, правительство опоздало с принятием антикризисных мер, так как кризис уже распространился на реальный сектор, что выразилось в сокращении производства.

На страницах турецкой прессы появились статьи, призывающие руководство страны отказаться от политического популизма в период разрастания экономического кризиса и принимать своевременные антикризисные меры. Журналисты недоумевают по поводу упущенного правительством времени. Пока оно заявляло, что Турция не сильно пострадает от кризиса, другие страны уже давно обратились в МВФ за необходимой финансовой поддержкой.

Обвинениям в политическом популизме подвергся и призыв премьер-министра Т. Эрдогана к малоимущим гражданам, наиболее других слоев населения страдающих от экономической нестабильности, обращаться за помощью в местные фонды «Социальной солидарности и взаимопомощи». Представители оппозиции упрекнули премьер-министра в том, что он вместо решения проблем «приучает малоимущих к попрошайничеству». Однако Т. Эрдоган ответил, что «согласно Конституции, Турецкая Республика является демократическим, светским, социальным и правовым государством» и он не вправе пренебрегать ни одним из этих положений.

Социальная составляющая заложена и в проект государственного бюджета Турции на 2009 г., утвержденного бюджетной комиссией ВНСТ. Социальные расходы государства составят 46,7 млрд лир. Предусмотрено повышение зарплаты госслужащих на 4% в первом полугодии и на 4,5% во втором полугодии 2009 г. Данные цифры подлежат корректировке в случае, если инфляция будет расти опережающими темпами. В целом доходы государственного бюджета составят 248 млрд 759 млн турецких лир, а расходы запланированы на уровне 262 млрд 218 млн лир, что приведет к формированию бюджетного дефицита в размере 13 млрд 459 млн лир. Если обратиться к государственному бюджету Турецкой Республики 2008 г., то можно увидеть, что доходы составляли 204 млрд 500 млн лир, расходы — 222 млрд 300 млн лир, а дефицит бюджета — 17 млрд 756 млн лир. Сообщается, что на переговорах с МВФ о кредитовании представители Турции делают акцент на четком выполнении Турцией требований Европейского союза, связанных с бюджетной дисциплиной.

Акцент на достижениях в сфере бюджетной политики был также сделан в ходе выступления министра финансов К. Унакытана перед депутатами Великого национального собрания Турции. По словам министра, тот факт, что Турция испытывает на себе минимальное воздействие глобального финансового кризиса, является следствием укрепления банковской и финансовой систем страны, достигнутого за счет проведения грамотной бюджетной политики, соблюдения финансовой дисциплины, проведения структурных реформ и приватизации.

Говоря о воздействии мирового финансового кризиса на экономику Турции, К. Унакытан выделил два важнейших направления негативного влияния:

— уменьшение возможности внешних заимствований и рост стоимости обслуживания долга;

— падение темпов экономического развития и рост безработицы.

В числе мер, которые правительство планирует принять для противодействия деструктивным тенденциям, министр финансов подчеркнул возможность отмены налога на доходы, полученные турецкими гражданами и организациями за рубежом, что позволит увеличить приток денежных средств в Турцию, а также возможность отмены налога на биржевые операции с ценными бумагами для турецких инвесторов. Средством поддержания жизнеспособности компаний, столкнувшихся с финансовыми проблемами, станет поощрение их слияния с более успешными компаниями. Для поощрения к слиянию предусматривается облегчение налогового бремени данных объединений сроком на 1 или 2 года. Одновременно с введением налоговых льгот правительство для обеспечения наполнения бюджета намерено в 2009 г. усилить борьбу с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов.

В то же время К. Унакытан отметил, что мировой кризис привел к некоторым позитивным для Турции последствиям: рост курса доллара и евро по отношению к лире будет способствовать усилению позиций турецких экспортеров, а падение цен на нефть позволит Турции сэкономить 45 млрд долларов на ее импорте за год. Наряду с этим министр финансов продемонстрировал наличие у него оптимистичного взгляда на будущность турецкой экономики в целом, заявив, что Турция, занимающая 17-е место среди крупнейших экономик мира, в ближайшее время достигнет еще более высокого уровня развития.

На фоне подобных заявлений переговоры Турции с МВФ о крупном займе можно расценить, как стремление обезопасить экономику от внезапного ухудшения ситуации. Но нельзя исключать, что оптимистичные высказывания турецкого руководства объясняются предвыборной борьбой (в марте 2009 г. в Турции пройдут выборы в местные органы власти) и стремлением подчеркнуть экономические достижения Партии справедливости и развития, находящейся у власти в течение последних шести лет. Возможно, Турция и не окажется в списке стран, наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса, но, без сомнения, экономические угрозы все же достаточно серьезны.

В распределении бюджетных ассигнований министерствам на 2009 г. лидирует Министерство финансов, получившее 57 млрд 812 млн лир (по сравнению с 38 млрд 243 млн лир в 2008 г.). Выделенные ему средства показали наибольший относительный рост, что, очевидно, связано с угрозой дестабилизации финансовой системы. На втором месте по величине ассигнований находится Министерство национального образования — 27 млрд 883 млн лир (в 2008 г. — 22 млрд 915 млн лир), а на третьем — Министерство труда и социальной безопасности, получившее 26 млрд 401 млн лир (в 2008 г. — 28 млрд 967 млн лир).

В 2009 г. в экономической жизни Турции должно произойти еще одно событие: сменит свое название турецкая денежная единица. Точнее говоря, ей будет возвращено прежнее наименование — «турецкая лира» вместо введенного после деноминации 2005 г. названия «новая турецкая лира». В течение нескольких лет в Турции имели хождение оба варианта денежных купюр, различавшихся только наличием или отсутствием дополнительных нулей. Теперь, когда «старые» турецкие лиры полностью изъяты из оборота, пришло время вернуть национальной денежной единице традиционное название. По этой причине бюджет Турции 2009 г. уже составлен в «турецких лирах».

Начало