Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Госдеп США о ситуации с правами человека в Ливии

В.В. Куделев

11 марта Государственный департамент США опубликовал очередной доклад о ситуации с правами человека в Ливии, на сей раз — за 2007 г. В преамбуле доклада отмечается, что Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД) — страна "с авторитарным режимом, которую с 1968 г. возглавляет полковник Муамар Каддафи". "Теоретически ливийцы управляют страной через пирамиду властных структур — народных конгрессов, коммун и комитетов. Однако на практике Каддафи и его ближайшее окружение монополизировали политическую власть", — отмечают авторы доклада.

В качестве основных проблем в сфере прав человека в Ливии они отмечают невозможность для граждан менять правительство страны, а также использование властями пыток, внесудебных арестов и содержания под стражей. "Государство ограничивает гражданские права и свободу волеизъявления, прессы, собраний и ассоциаций. Оно не защищает в полном объеме права мигрантов, беженцев и лиц, обратившихся за убежищем", — пишут они. Среди других проблем названы, в частности, тяжелые условия содержания в тюрьмах, безнаказанность представителей власти, большие сроки заключения по политическим мотивам, отрицание принципа свободы вероисповедания, коррупция, отсутствие гласности, дискриминация женщин, этнических меньшинств и иностранных рабочих.

По данным авторов доклада, в 2007 г. "не было данных о том, что власти или их агенты совершали внесудебные или незаконные убийства". Тем не менее они отмечают, что "не получило никакого развития дело об убийстве в 2005 г. оппозиционного журналиста Даифа аль-Газзаля". В докладе отмечается, что еще 16 февраля 2007 г. спецслужбы арестовали Абдельрахмана аль-Кутиви и Джумаа Буфайяда, вернулувшегося в Ливию в сентябре 2006 г. после 16-летней эмиграции. 12 человек, арестованных вместе с ними, позднее предстали перед судом. По данным оппозиции, до этого они находились по два человека в камерах, каждая из которых не превышала по объему 4 кубометров. Судьба двух указанных лиц вплоть до конца 2007 г. оставалась неизвестной.

Формально применение пыток запрещено законами, однако "для сотрудников спецслужб это обычная практика в ходе допросов либо в качестве наказания". В докладе подчеркивается, что получить информацию о пытках чрезвычайно сложно, поскольку "часто узники содержатся без какой-либо связи с внешним миром". В документе перечисляются приемы, используемые палачами: подвешивание на стене на многие часы, избиение дубинками, использование электрошокеров, связывание рук за спиной на длительное время, поливание открытых ран лимонным соком, ущемление пальцев, надевание пластиковых пакетов на голову, лишение заключенных сна, еды и воды, подвешивание за запястья, привязывание к колу, вставленному между коленями и локтями, прижигание тела сигаретами, травля собаками, удары по подошвам ног. В докладе напоминается, каким пыткам были подвергнуты шестеро болгарских медработников в период их нахождения в ливийских застенках с 1999 г. по 24 июля 2007 г., и в частности, о том, что женщины были подвергнуты изнасилованию. Факт использования пыток в отношении болгарской "шестерки" признал 8 августа в интервью телеканалу "Аль-Джазира" сын Муамара Каддафи — Сейф аль-Ислам.

"В течение года поступали сообщения о том, что спецслужбы использовали психиатрические лечебницы для содержания там политических активистов, чья деятельность могла представлять угрозу режиму", — отмечается в документе. В нем напоминается, что 7 ноября 2007 г. группа ливийских оппозиционеров, проживающих вне Ливии, потребовала расследования обстоятельств бунта в 1996 г. в тюрьме Абу Салим, в котором, как утверждает оппозиция, погибли 1200 политзаключенных. "В 2005 г. власти учредили комиссию для расследования инцидента, — напоминают авторы доклада. — Однако, согласно правозащитной организации Хьюман Райтс Уотч, правительстве не предоставило своевременно информацию о результатах расследования и не ответило на запрос этой организации". Согласно ливийским правозащитникам, заключенный Мухаммед Босадра, который вел переговоры с тюремщиками во время инцидента в 1996 г., с 2005 г. содержится в изоляции от внешнего мира после того, как его перевели из Абу Салима в неизвестное место заключения.

В качестве положительного момента авторы доклада отмечают, что в 2005 г., впервые после 15-летнего перерыва, представители Хьюман Райтс Уотч получили возможность посетить в сопровождении представителей властей один из полицейских участков и пять тюрем с находившимися в них заключенными.

Относительно проблемы внесудебных арестов отмечается, что формально они запрещены законом, "однако власти не соблюдают этот запрет". "Как и в предыдущие годы, были сообщения, что власти прибегали к внесудебным арестам и тюремному заключению", — подчеркивается в документе. Там напоминается, что 14 октября 2007 г. в международном аэропорту Триполи был арестован оппозиционер Фуад Насер аль-Махмуди. До этого он долгое время проживал в Великобритании и вернулся в Ливию, получив гарантии безопасности от представительства Джамахирии в Лондоне. По состоянию на начало 2008 г., он находился в заключении без связи с внешним миром. Аналогичный случай произошел с другим ливийским оппозиционером — Камелем Масудом аль-Килани. Под гарантии безопасности он вернулся в Ливию в 2005 г. и затем десять месяцев провел в заключении без связи с внешним миром. Его освободили в апреле 2006 г., не выдвинув против него каких-либо обвинений. По состоянию на начало 2008 г., он формально находился на свободе, однако власти не вернули ему загранпаспорт, изъятый при аресте. Никаких известий, по состоянию на начало 2008 г., не было и о судьбе Махмуда Мухаммеда Бушимы. Этот оппозиционер с 1981 г. проживал в Великобритании, однако в июле 2005 г. зачем-то приехал в Ливию. После этого от него нет никаких известий.

В докладе представлен подробный анализ деятельности ливийских спецслужб, к которым в условиях Джамахирии относятся «полиция, несколько специальных служб, революционные комитеты, народные комитеты и комитеты по "очищению"». В результате их деятельности в Ливии работает "многоуровневая всеобъемлющая система наблюдения и контроля за жизнью ливийцев". "Сотрудники всех этих структур безнаказанно совершали серьезные нарушения прав человека и уголовно преследуемые акты в ходе своей служебной деятельности", — отмечают авторы доклада. Так, хотя законом определен срок предварительного задержания в восемь дней, "в реальности это может продолжаться бесконечно".

В качестве одной из проблем Ливии авторы доклада называют "заключение без связи с внешним миром". Они утверждают, что жертвами такого заключения являются "многочисленные политзаключенные", находящиеся в "тайных центрах заключения, контролируемых спецслужбами". По данным некоторых правозащитных организаций, их численность может достигать 2 тыс. человек.

По оценкам авторов доклада, в течение 2007 г. «большое, однако неизвестное число лиц было брошено в тюрьмы за участие в мирной политической деятельности или принадлежность к нелегальным политическим организациям», поскольку «закон запрещает деятельность каких-либо групп, основанных на любой политической идеологии, не совпадающей с принципами революции 1969 г.».

Среди многочисленных политзаключенных американцы выделяют яростного критика режима Каддафи Фатхи аль-Джами. "Дело" на него было заведено в 2002 г., когда его арестовали за публичный призыв к проведению демократических реформ. В марте 2004 г. его освободили, но через две недели вновь бросили в тюрьму после того, как он дал несколько интервью зарубежным СМИ. В мае 2005 г. представители Хьюман Райтс Уотч посетили Аль-Джами. Он сообщил правозащитникам, что ему предъявлены три обвинения: попытка свержения существующих властей, оскорбление Каддафи и поддержание несанкционированных отношений с зарубежными официальными лицами.

Формально в Ливии закон запрещает нарушение принципа неприкосновенности жилища, а также частной переписки. На деле, отмечается в докладе, "спецслужбы часто нарушают первый принцип, а прослушивание телефонных разговоров и контроль переписки в Интернете стали рутинным делом". Авторы доклада отмечают, что спецслужбы и революционные комитеты "насадили в стране широкую сеть информаторов, ведущих слежку за ливийцами в интересах властей". "Власти угрожают изъятием собственности или ее разрушением для тех, кого они относят к "врагам народа", либо к тем, кто "сотрудничает" с зарубежными странами", — напоминают они.

В целом, доклад Госдепа о ситуации с правами человека в Ливии можно назвать полным и объективным. Именно эти его качества, по понятным причинам, вызвали резкую критику авторов документа со стороны официального Триполи, избегающего даже упоминать проблему как таковую.

Начало