Институт Ближнего Востока |
Куда и кому везла оружие "Фаина"?
В.В. Куделев
25 сентября действующие с побережья Сомали пираты сделали самое громкое напоминание о себе из числа совершенных за последние два года. Они захватили шедшее под флагом Белиза украинское судно "Фаина", в экипаже которого значились 17 украинцев, трое россиян и один литовец. Самим по себе фактом захвата судна в зоне, прилегающей к побережью Сомали, сейчас вряд ли можно удивить — слишком часто происходят подобные инциденты. Самая большая интрига возникла в связи с тем, какой груз перевозило судно и куда оно шло.
Сразу было объявлено, что "Фаина" перевозила военную технику, и в частности, 33 танка Т-72, некие зенитные установки и 150 гранатометов РПГ-7. Изначально утверждалось, что оно шло в порт Момбаса /Кения/, а партия оружия якобы предназначалась для кенийской армии. Однако тут же возникла новая версия, которую выдвинули американцы, — оружие якобы было предназначено для одной из суданских группировок.
"Мы располагаем информацией, согласно которой судно с грузом военной техники направлялось в Судан", — заявил официальный представитель 5-го флота США Натан Кристенсен, не уточнив при этом, для кого конкретно предназначался груз. Среди возможных получателей груза значатся правительственная армия Судана, действующие на юге страны Силы обороны /бывшее Народное движение освобождения Судана, долгое время находившееся в состоянии войны с центральным правительством/, а также многочисленные повстанческие группировки в провинции Дарфур, находящиеся в состоянии гражданской войны как между собой, так и с центральным правительством.
В любом случае, такая поставка была бы явно незаконной, поскольку действует эмбарго ООН на поставки оружия суданским группировкам. Эта версия была сразу же опровергнута Киевом и Найроби, но эти опровержения лишь усилили подозрения. Определенную пикантность скандалу вокруг "Фаины" придало то обстоятельство, что он разворачивался на фоне другого скандала, связанного с поставками украинского оружия Грузии.
По оценке Стокгольмского международного института проблем мира /СИПРИ/, несмотря на предпринятые за последние годы на Украине меры по ужесточению контроля за экспортом оружия, эта страна остается "слишком уязвимой" в части, касающейся нарушений экспортного законодательства при экспорте вооружений.
Со своей стороны, представитель Сил обороны Южного Судана Питер Парнианг Даниэль заявил, что эти формирования не были получателем груза "Фаины". Однако близкий к суданской разведке Центр суданских СМИ заявил, что танки якобы предназначались именно Силам обороны Южного Судана.
Эту информацию подтвердил и "официальный представитель" сомалийских пиратов Сугюль Али, находящийся на борту "Фаины", — с ним корреспондент АФП связался по спутниковому телефону. "Мы подтверждаем, что это оружие принадлежит не правительству Кении, а /властям полуавтономного/ Южного Судана, — сказал он. — Однако кто владеет этим оружием — не наша проблема. Наша проблема — это 20 млн долларов". По его словам, "члены экипажа и сомалийцы, находящиеся на борту судна, в безопасности и их жизни ничто не угрожает". Представитель корсаров справедливо заметил, что "настоящие пираты — это те, кто перевозит оружие через воды Сомали, и поэтому их было необходимо обложить штрафом".
С учетом опасности груза "Фаины" для региональной стабильности судно вместе с экипажем и пиратами сразу же было взято в плотное кольцо находившимися в Аденском заливе боевыми кораблями США и НАТО. К 28 сентября "Фаину", располагавшуюся на траверсе прибрежного городка Харардере, стерегли один американский корабль и два европейских. Уже на следующий день командование 5-го флота США усилило группировку своих кораблей, стерегущих "Фаину". "Мы собираемся внимательно следить за "Фаиной" и находиться рядом с ней все время, пока будут идти переговоры /с пиратами/", — заявил вице-адмирал Кендал Кард, который возглавил операцию по контролю за украинским судном. С этой целью корабли западных стран постоянно находятся на расстоянии прямой видимости от "Фаины".
Опасения американцев и европейцев были вполне оправданы — район города Харардере, по имеющимся данным, контролируется близкими к "Аль-Каиде" вооруженными формированиями исламистов, ведущих вооруженную борьбу против переходного правительства Сомали и помогающих ему эфиопских войск.
Представители исламистов неоднократно высказывались в поддержку пиратов, захвативших "Фаину". "Захват торговых судов — это преступление. Но это понятие не распространяется на захваты судов, перевозящих оружие для врагов Аллаха", — заявил, в частности, представитель исламистского движения "Шабаб" шейх Мухтар Робоу. По его версии, груз "Фаины" якобы предназначался Эфиопии, войска которой ведут бои с исламистами в Сомали. По его мнению, "если пираты не получат требуемых денег, мы призываем их либо сжечь судно, либо утопить его". Как известно, движение "Шабаб" с февраля с.г. фигурирует в американском списке террористических организаций, поскольку поддерживает контакты с "Аль-Каидой".
Изначально пираты заломили очень высокую цену выкупа за освобождение "Фаины" и ее экипажа — 20 млн долларов. Эта сумма в 10 раз превосходила то, что обычно требуют корсары. Судя по всему, такая цена была связана с характером груза. Пока шел торг, от гипертонического криза скончался один из моряков, россиянин Владимир Колобков.
30 сентября украинский продавец оружия, компания "Укрспецэкспорт", в очередной раз подтвердил, что груз "Фаины" предназначался для Кении, а не для некоего клиента из Судана. "Заказчиком груза было Минобороны Кении, — утверждалось в заявлении компании. — Поставка осуществлялась в соответствии с украинским законодательством и при соблюдении международных норм". Понятно, что одно не противоречит другому — Минобороны Кении действительно могло быть "бумажным" заказчиком, но заказанное оружие могло предназначаться и другим.
К 1 октября близ "Фаины" уже находились шесть иностранных боевых кораблей, в том числе три — американских. Американские военные не вмешивались в ход переговоров между пиратами и судовладельцем. Однако США при этом заняли достаточно странную, но обычную двуличную позицию — по имеющимся данным, они через посредников пытались убедить пиратов разгрузить "Фаину" на побережье Сомали. Как известно, этот участок побережья, близ которого стоит "Фаина", контролируют заклятые "друзья" американцев — исламисты. Можно только представить, как изменится ситуация в многострадальном Сомали в случае, если исламисты получат эту боевую технику.
Чтобы подкрепить свои "права" на груз "Фаины", 8 октября Кения объявила об отправке к месту нахождения судна своего боевого корабля. Однако иная версия назначения груза, возможно, получила документальное подтверждение, когда «Би-би-си» представила генеральную декларацию груза, заполненную 1 сентября с.г. В этом документе имелись две ссылки на аббревиатуру GOSS, что общеупотребительно означает на английском Government of South Sudan /правительство Южного Судана/. Со своей стороны, Кения разъяснила, что GOSS означает General Ordnance Supply and Security — Общая служба материально-технического обеспечения. Однако власти этой страны — несмотря на многочисленные требования прессы и гражданского общества — до сих пор не представили сертификат конечного получателя. Этот документ должен подтвердить, что именно Кения являлась заказчиком груза "Фаины".
К 12 октября сумма выкупа уменьшилась до 10 млн долларов, при этом пираты отказались от услуг сомалийских посредников в переговорах несмотря на то, что обе стороны пользовались их услугами в течение недели. Все это время на "Фаине" находились до 50 пиратов, вооруженных легким стрелковым оружием.
И в завершение — "крайняя новость". 23 октября находящийся на прямой телефонной связи с экипажем "Фаины" главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко опроверг появившуюся в украинских СМИ информацию о том, что экипажу "Фаины" грозит смерть. "Сейчас переговоры ведутся через юридическую компанию в Лондоне, — сообщил он. — Переговоры идут, можно сказать, достаточно успешно". "Переговоры и переговорщики — британская юридическая компания и судовладелец — обладают всей возможной поддержкой правительства Украины, — сказал он. — В общем можно достаточно уверенно говорить, что дело завершится благополучно, и бог даст, достаточно быстро, и скоро выкуп будет уплачен. Это будут не те сумасшедшие деньги, о которых говорилось". Но, как представляется, история с "Фаиной" вряд ли завершится простой выплатой выкупа — слишком многим теперь невыгодно, чтобы судно дошло до порта назначения.