Институт Ближнего Востока |
Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12-18 мая 2008 года)
Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ливане, а также были связаны с визитами президента США Дж. Буша в ряд стран Ближнего Востока. Правящая коалиция и оппозиционные силы Ливана согласились начать диалог с целью поиска путей урегулирования острого внутриполитического кризиса в стране. Встреча ливанских политиков началась 16 мая в столице Катара Дохе. Дж. Буш посетил Израиль, Саудовскую Аравию и Египет. В ходе встреч с руководством этих стран, а также другими лидерами региона обсуждались вопросы, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке, борьбой с терроризмом, арабо-израильским урегулированием, политикой Ирана, положением дел на мировом рынке нефти.
12 мая семь арабских государств (Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ) объявили о том, что разработали совместный план развития ядерной энергетики. Кроме того, этот документ касается сокращения отходов при производстве энергии и охраны окру-жающей среды в Персидском заливе, в Средиземном и Красном морях. По оценке экспертов, растущая активность арабских стран в ядерной сфере во многом вызвана их стремлением не отстать от Ирана, который быстрыми темпами реализует собственную ядерную программу.
США предупредили КНР, о том, что китайское оружие используется исламистскими боевиками в Ираке и Афганистане. В Вашингтоне заявили, что продолжающаяся продажа Китаем обычных вооружений Ирану является «неприемлемой». Кроме того, американцы выразили неудо-вольствие не прекращающимся сотрудничеством КНР и ИРИ в нефтегазовой отрасли.
Напряженность обстановки в Ливане на прошедшей неделе заметно снизилась. Вооруженное противостояние боевиков «Хизбаллы» со сторон-никами правящей коалиции прекратилось. 14 мая правительство официально отменило свои меры против «Хизбаллы», ставшие причиной резкого обострения обстановки в стране. В ответ лидеры оппозиции 15 мая объявили о прекращении гражданского неповиновения властям.
При посредничестве прибывшей в Бейрут посреднической миссии ЛАГ во главе с премьер-министром и министром иностранных дел Катара шейхом Хамадом бин Джасимом бин Джабером аль-Тани конфликтующие ливанские стороны согласились провести в столице Катара Дохе перего-воры по урегулированию внутриполитического кризиса. В Доху с этой целью прибыли ведущие лидеры правящей коалиции, в т. ч. премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора, один из руководителей оппозиции, лидер шиитского движения «Амаль» и спикер ливанского парламента Н. Берри. В то же время глава «Хизбаллы» Х. Насрулла отказался от поездки в Катар «по причинам безопасности» и группировку представляет депутат парламента Д. Нора. На переговорах некоторый прогресс наметился в вопросе о принятии нового закона о выборах. Вместе с тем, представители «Хизбаллы» отказались обсуждать вопрос о сдаче оружия боевиками группировки. К числу наиболее острых проблем, обсуждаемых в Дохе, остаются взаимоотношения «Хизбаллы» с ливанским государством, где также не отмечено подвижек.
Сирия сообщила о поддержке усилий ЛАГ по поиску выхода из политического кризиса в Ливане. Саудовская Аравия, поддерживающая правящую коалицию, заявила, что условия окончательного политического урегулирования в Ливане должны гарантировать «важнейшее суверенное право государства, а именно – поддержание мира и объявление войны». Кроме того, государство «должно обладать всеми законными средствами, позволяющими ему выполнять эти обязанности». Президент США Дж. Буш вновь подтвердил полную поддержку Вашингтоном нынешнего ливанского правительства и действиям ВС Ливана в ходе последних событий. Американцы планируют ускорить поставки Ливану военной техники и снаряжения. С этой целью исполняющий обязанности главы Объединенного центрального командования ВС США генерал М. Дэмпси провел в Бейруте переговоры с командующим ливанской армии генералом М. Сулейманом.
В целом, как видится, нынешний диалог между правящей коалицией и силами оппозиции будет очень трудным. Причем нельзя исключать того, что он может окончиться безрезультатно или достижением договоренностей лишь по отдельным вопросам, как это уже не раз было в прошлом.
В Израиле, куда президент США Дж. Буш прибыл на празднование 60-летия создания еврейского государства, он заверил израильтян в неиз-менной поддержке со стороны Соединенных Штатов, подчеркнув, что Израиль имеет право на безопасность и самооборону и при этом не обязан вести переговоры с теми, кто желает уничтожить еврейское государство. Буш подтвердил, что США совместно с Израилем продолжат проти-востоять иранской ядерной угрозе. Глава Белого дома также назвал Израиль главным союзником Америки в борьбе с экстремистскими силами региона. Заявление Буша о безоговорочной поддержке Израиля вызывало широкий негативный резонанс в арабском мире.
Сложные переговоры провел Дж. Буш в Саудовской Аравии, которые главным образом касались положения дел на мировом рынке нефти. В итоге американскому президенту удалось убедить саудовцев увеличить ежесуточную добычу нефти на 300 тыс. баррелей в сутки. На большее в Эр-Рияде идти отказались. Кроме того, Буш обсудил с королем Абдаллой ситуацию в Ливане и иранскую политику в регионе. По итогам визита американского президента стороны подписали меморандум о взаимопонимании в сфере мирного использования ядерной энергии и других энергетических областях. США окажут Саудовской Аравии помощь в обеспечении безопасности ее нефтяных объектов.
В египетском Шарм эш-Шейхе Дж. Буш провел переговоры с прези-дентом АРЕ Х. Мубараком, которые касались в основном палестино-израильского мирного процесса и ситуации в Ливане. Эти же вопросы обсуждались главой американской администрации с руководителем ПНА М. Аббасом и королем Иордании Абдаллой II. Дж. Буш вновь выразил уверенность в том, что палестино-израильское мирное соглашение можно достичь до конца 2008 г., а также повторил свои призывы к демократизации арабского мира. Глава Белого дома призвал арабские страны «изолировать» Иран, который имеет ядерные амбиции и усиливает свою активность на Ближнем Востоке. На встрече с премьер-министром Пакистана Ю. Р. Гилани и президентом Афганистана Х. Карзаем Дж. Буж обсудил вопросы взаимодействия двух стран в борьбе с терроризмом, ситуацию в районе пакистано-афганской границы. Президент США принял участие в работе ближневосточной сессии Всемирного экономического фо-рума.
Сложная обстановка сохраняется в Ираке. В Мосуле - крупнейшем городе на севере страны американские и иракские войска продолжали мас-штабную операцию «Рев льва» против боевиков иракского отделения «Аль-Каиды». Сообщается, что в ходе этого мероприятия уже арестовано свыше 1000 экстремистов. Несмотря на подписание соглашения о перемирии между правительством и сторонниками радиального имама М. ас-Садра в шиитском районе Багдада Садр-Сити продолжаются вооруженные столкновения.
Палата представителей американского Конгресса отказалась предоставить администрации денежные средства на продолжение военных действий в Ираке и потребовала вывода войск США из этой страны до конца 2009 г. На следующей неделе вопрос о войне в Ираке рассмотрит Сенат Конгресса. Президент Дж. Буш ранее заявил, что наложит вето на любой законопроект, предусматривающий конкретные сроки вывода американских войск из Ирака.
Напряженность сохранялась в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа продолжали ракетные обстрелы приграничных районов Израиля, в т. ч. городов Сдерот и Ашкелон. В ответ израильская армия наносила удары по объектам боевиков и проводила рейдовые операции на территории палестинского анклава. С обеих сторон имеются человеческие жертвы.
12 мая Израиль возобновил поставки дизельного топлива в сектор Газа.
Руководитель египетской разведки генерал О. Сулейман провел консультации с премьер-министром Израиля Э. Ольмертом, министрами обороны и иностранных дел Э. Бараком и Ц. Ливни относительно инициативы Каира по перемирию с палестинцами и последующему снятию блокады с сектора Газа. В настоящее время эти вопросы египтяне обсуждают с делегацией ХАМАСа в Каире.
В Иордании завершили подготовку 420 бойцов Президентской гвардии М. Аббаса, где их обучали ведению боевых действий в городе, «правильному применению силы», способам противодействия массовым беспорядкам, действиям по поддержанию общественного порядка, со-блюдению прав человека.
Обострилась обстановка в нефтеносном районе Абьей на границе между севером и югом Судана. Подразделения южной Народно-освободительной армии Судана (НОАС) совершили здесь нападение на подразделения войск центрального правительства. Произошедшие боестолкновения стали самыми крупными после подписания между Хартумом и повстанцами-южанами мирного соглашения в январе 2005 г. Как известно, принадлежность района Абьей оспаривают обе стороны, что в последнее время усилило напряженность между ними. По оценке экспертов, нерешенность проблемы богатого нефтью региона может привести к масштабному вооруженному противостоянию между центральным правительством и властями юга Судана.
13 мая в Вашингтоне госсекретарь США К. Райс и министр иностранных дел Афганистана Р. Д. Спанта подписали Декларацию о двустороннем стратегическом сотрудничестве. Документ «вновь подтверждает важность укрепления на долгосрочную перспективу безопасности, демократии и благосостояния людей в Афганистане». В Декларации говорится, что США намерены и впредь оказывать поддержку Афганистану с целью «реализации в полной мере его потенциала как сухопутной перемычки между Средней и Южной Азией». Ранее афганский МИД официально представил проект внешнеполитической доктрины страны, в котором, в частности, говорится об особых отношениях с США. Проект доктрины и подписанная в Вашингтоне Декларация вызвали неоднозначную реакцию в афганском обществе.
Представители НАТО выразили свою обеспокоенность в связи со значительным «усилением насилия» на востоке Афганистана, что, по их мнению, связано с мирными переговорами и договоренностями между правительством Пакистана и исламистскими боевиками. Афганские власти также выступают против переговоров Исламабада с исламистскими экстремистами.
Между тем министр обороны Пакистана К. А. Мухтар заявил, что переговоры с талибами «отвечают интересам страны».
Партия мусульманская лига (Н), возглавляемая Н. Шарифом, заявила о своем выходе из правительственной коалиции (партия имела 9 из 24 министерских портфелей). Причиной этого шага стали разногласия с ведущей силой коалиции - Пакистанской народной партией (ПНП) по вопросу о восстановлении на своих постах судей Верховного суда страны, уволенных в 2007 г. президентом П. Мушаррафом. Сторонники Шарифа требуют восстановления полномочий судей в полном объеме, тогда как ПНП выступает за ряд ограничений.
Страны Содружества 12 мая решили вернуть Пакистану статус полноправного члена этой организации. Членство Пакистана в Содружестве было приостановлено в ноябре 2007 г. после введения президентом П. Мушаррафом чрезвычайного положения в стране.
Президент Ирана М. Ахмадинежад 15 мая заявил, что его страна не откажется от работ по обогащению урана в обмен на предлагаемые ИРИ международным сообществом экономические стимулы.
17 мая в Тегеране сообщили, что Иран не намерен увеличивать объем добычи нефти и негативно расценили решение Саудовской Аравии пойти на рост добычи углеводородного сырья.
Большинство мест в парламенте Кувейта (26 из 50) на состоявшихся 17 мая выборах получили местные исламисты, укрепившие свои позиции в законодательном органе страны.
Приложение
Национальная гвардия Саудовской Аравии
Правящая в стране династия Саудидов, учитывая ту важную роль, которую играли военные в арабских государствах, постоянно опасалась политической активности собственной армии, возможности совершения в королевстве военного переворота. Во многом именно с этой целью в Коро-левстве Саудовская Аравия (КСА) наряду с регулярными войсками в 1930-е – начале 1950-х гг. существовала так называемая «армия джихада», а затем «белая армия», комплектовавшаяся из верных монархии бедуинских племен. На базе «белой армии» в 1958 г. создается Национальная гвардия (НГ), формирования которой разместили вблизи крупных городов и в районе нефтепромыслов.
Отметим, что до начала 1970-х гг. Национальная гвардия представляла собой малочисленное племенное ополчение, отличавшееся слабой дисциплиной и устаревшим вооружением. В 1973 г. КСА и США подписывают меморандум о взаимопонимании, по которому американцы обязались провести модернизацию НГ, включая обучение личного состава, поставки вооружения, содействие в формировании 18 мотопехотных батальонов и артиллерийского дивизиона. В 1975 г. при участии американской Vinnell Corporation началась реализация этой программы. В Саудовскую Аравию прибыло примерно 1000 ветеранов спецподразделений армии США, прошедших войну во Вьетнаме. Тогда же в распоряжение Национальной гвардии начали поступать современные виды оружия и военной техники: бронетранспортеры, зенитные орудия, ПТРК, средства связи. Строились новые военные городки, мастерские по ремонту и обслуживанию техники, склады. Для подготовки командного со-става открыли специальные офицерские училища и Академию Национальной гвардии. Была также сформирована бригада специального назначения № 1 им. Фейсала бин-Турки. Главная задача этого соединения заключалась в подавлении возможных антимонархических выступлений. Программа реорганизации НГ была в основном выполнена к началу 1980 г.
На протяжении 1980-х гг. был реализован новый этап модернизации саудовской Национальной гвардии, в ходе которого совершенствовались ее тыловые структуры, улучшалась система подготовки личного состава, была создана современная система управления и сформировано четыре новых батальона.
В настоящее время Национальная гвардия КСА (100 тыс. чел.) состоит из регулярных формирований (75 тыс. чел.) и отрядов племен (25 тыс. чел.). По своей численности НГ вполне сопоставима с вооруженными силами (126,5 тыс. чел., из них сухопутные войска – 75 тыс. чел.). Более того, гвардейцев по-прежнему продолжают рассматривать в качестве противовеса армии.
Национальная гвардия подчиняется непосредственно королю и управляется главнокомандующим (наследным принцем), имеющим свой штаб в Эр-Рияде. Штаб НГ координирует свои действия с Министерством обороны и авиации, генеральным штабом ВС, силами безопасности МВД и полиции. Национальная гвардия является самостоятельной структурой, имеющей свой устав, знамя, бюджет и материально-технические средства. Все ведущие командные должности в Национальной гвардии занимают члены королевской семьи.
На формирования Национальной гвардии возложено решение следующих основных задач: поддержание внутренней безопасности и стабильности в королевстве, включая проведение специальных операций по обеспечению порядка; защита и охрана жизненно важных объектов - правительственных учреждений, религиозных центров, нефтепромыслов и других предприятий нефтяной отрасли, важнейших морских портов и аэродромов; обеспечение безопасности и прикрытие государственных границ. Одной из главных функций НГ является охрана членов королевской семьи.
В административно-территориальном отношении соединения и части Национальной гвардии распределены по трем округам: Центральному (Эр-Рияд), Восточному (Даммам) и Западному (Джидда). Соединения и части НГ дислоцированы вблизи Эр-Рияда и летней резиденции короля в Эт-Таифе, в Мекке и Медине, во всех провинциальных центрах страны, вдоль Трансаравийского нефтепровода, в районах нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов в Восточной провинции.
Организационно Национальная гвардия состоит из 9 бригад (механизированных – 4, пехотных – 5), 15 отдельных батальонов, кавалерийского эскадрона (для церемониальных целей). На вооружении имеется 70 артиллерийских орудий, минометы, противотанковые ракетные комплексы и противотанковые орудия, 730 бронетранспортеров и 1117 легких бронированных автомобилей LAV. Основная часть боевой и вспомогательной техники представлена образцами американского производства.
Иррегулярные формирования Национальной гвардии (26 полков) выполняют задачи по охране государственных границ и обеспечению по-рядка и безопасности в наиболее важных населенных пунктах и районах.
Отличительной чертой саудовской НГ является способность к развертыванию в нужном районе в короткие сроки. С этой целью особе внимание в ходе боевой учебы уделяется совершению маршей на большие расстояния. Отметим, что уровень интенсивности боевой подготовки формирований НГ в целом несколько выше, чем в армии и, соответственно, уровень подготовки личного состава Национальной гвардии лучше, чем в сухопутных войсках. Гвардейцы обучаются борьбе с террористами, боевым действиям в городских условиях, ведению противопартизанских операций. Национальная гвардия располагает хорошей учебно-материальной базой. В частности, с помощью специалистов из США созданы и действуют учебные мини-центры, оснащенные самыми современными тренажерами и другим учебным оборудованием.
Слабой стороной Национальной гвардии является отсутствие собственной тяжелой бронетехники (танков), средств авиационной поддержки, самоходной артиллерии.
В 2002 г. с помощью американских специалистов разработана программа модернизации саудовской Национальной гвардии, предусматривающая, прежде всего, значительное улучшение ее технического оснащения. Рассматривается возможность формирования в составе НГ нескольких дивизий. В 2005 г. администрация США согласилась продать для нужд Национальной гвардии КСА 144 БТР, 25 машин управления и связи. 3600 штурмовых винтовок, 12 водометных пушек. Общая стоимость сделки оценивается в 910 млн долл. Планируется также закупить во Франции семьдесят шесть 155-мм самоходных гаубиц, подписан контракт на приобретение ЗРК «Мистраль-2».
Рядовой и унтер-офицерский Национальной гвардии набирается из представителей бедуинских племен, известных своей лояльностью трону (преимущественно из региона Неджд).
Постоянным поставщиком наиболее благонадежных офицерских кадров для Национальной гвардии, остается племенная аристократия, выходцы из «благородных» племен, известных своей преданностью королю и династии. Офицеров для Национальной гвардии готовят в колледже им. короля Халеда. В него принимают только саудовских подданных, родившихся и воспитывавшихся на территории страны. Ежегодный набор составляет 300 человек. При колледже действуют курсы для подготовки офицеров из числа выпускников гражданских вузов, а также курсы переподготовки офицерского состава. Высшие командные кадры обучаются в Академии НГ. Ежегодно до 80 офицеров Национальной гвардии направляются на подготовку в Соединенные Штаты. В НГ работает до 500 инструкторов и советников из числа военнослужащих (действующих и находящихся в запасе) сил специальных операций ВС США.
Ежегодно Национальная гвардия совместно с армией оказывают значительную помощь властям в деле организации и проведения хаджа к святым местам ислама. Гвардейцы и военные развертывают полевые госпитали, помогают полиции в регулировании движения, участвуют в мероприятиях по культурному и информационному обеспечению паломников.
Таким образом, Национальная гвардия КСА на сегодняшний день представляет собой высокомобильную, хорошо вооруженную и обученную силу. Она остается важнейшим и самым надежным силовым инструментом в руках правящей династии в деле защиты монархического режима и поддержания внутриполитической стабильности в королевстве, на которую власти вполне могут опереться в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.