Институт Ближнего Востока |
Саудовская Аравия: фетва шейха Салеха бен Мухаммеда Аль-Ляхейдана
Г.Г. Косач
Сообщая 13 сентября с.г. о новой фетве шейха Салеха бен Мухаммеда Аль-Ляхейдана, эр-риядская газета «Аль-Ватан» писала: «Глава Высшего совета юстиции Королевства шейх Салех Аль-Ляхейдан своей фетвой подтвердил “справедливость” убийства владельцев арабских спутниковых телевизионных каналов, поскольку они сеют порок и призывают к смутам. Об этом говорилось в ежедневной программе “Свет в пути”, появившейся в эфире саудовской радиостанции “Благородный Коран” в прошлую среду (10 сентября 2008 г. — Г.К.), когда шейх отвечал на вопрос одного из слушателей».
Это слова не никому неизвестного проповедника в какой-либо захудалой провинциальной мечети, а видного представителя саудовского религиозного истеблишмента (являющегося в том числе и членом Совета высших улемов страны), произнесенные в одной из, разумеется, государственных программ. Уже поэтому они заслуживают самого серьезного внимания. Но стоит вернуться к контексту, в котором разворачивалась драма.
По сообщению все той же «Аль-Ватан», вопрос, заданный одним из слушателей (газета приводит инициалы его имени), звучал следующим образом: «Владельцы спутниковых телевизионных каналов сеют множество смут в их отвратительных программах как раз в то время, когда наступил месяц рамадан. Эти программы они обрушивают на мусульман, когда наступает вечер, и мусульмане вкушают пищу. Что бы вы посоветовали как зрителям этих программ, так и владельцами этих каналов?»
Небольшое пояснение: время, когда мусульмане начинают после дневного поста вкушать пищу, становится для телевидения временем, которое можно назвать primetime, поскольку именно тогда у телевизионных экранов в своих домах собираются семьи, отдыхающие и развлекающиеся после утомительного дня. Что же ответил шейх С. Аль-Ляхейдан своему слушателю?
Его слова, цитируемые ныне всеми ведущими саудовскими средствами массовой информации, звучали так: «Тех, кто призывает к смутам, хотя и они могут воздержаться от этих призывов, но не воздержались, допустимо убить, поскольку сеющие порок, высказывая мнение или совершая действие, если совершаемое ими зло не может быть наказано ничем иным, кроме убийства, могут быть убиты с точки зрения юридического права. Ведь их дело – опасно, поскольку Господь Всевышний, когда Он говорил об убийстве души, добавлял и “за порок на земле”. Человека допустимо убить за порок на земле, за нанесение ущерба вере, за содействие упадку нравов, за призыв к этому, — ведь сфера земных пороков огромна». Далее шейх С. Аль-Ляхейдан добавил: «Но, быть может, владельцы этих каналов могут стать благочестивыми, как того требует Всевышний, может быть, они способны покаяться, сделав эти каналы проповедниками добра, предостерегающими мусульман от совершения греха, требующими, чтобы мусульмане сохраняли ислам незамутненным, охраняли свою религию. Может быть, владельцы этих каналов смогут прекратить распространение порока и содействовать его распространению, отказаться от ереси. Тогда Господь им поможет!»
По сообщению «Аль-Ватан», слова С. Аль-Ляхейдана «вызвали широкую дискуссию на сайтах Интернета и в электронных газетах». Сразу же после завершения радиопередачи “Благородный Коран” точка зрения шейха была процитирована в качестве первой новости одним из крупнейших арабских спутниковых телевизионных каналов (финансируемым из саудовских источников) «Аль-Арабийя» (впрочем, слова шейха цитировал и катарский телевизионный канал «Аль-Джазира»), вызвав, как отмечала все та же эр-риядская газета, «беспокойство владельцев государственных и частных телевизионных каналов». Впрочем, это «беспокойство», имея в виду значение шейха С. Аль-Ляхейдана в религиозных кругах как страны, так и мусульманского мира в целом, стоило бы квалифицировать как, по меньшей мере, оправданное.
Сообщая также 13 сентября о последствиях его заявления, лондонское саудовское издание «Аль-Хайят» отмечало, что предпринятые после 10 сентября попытки высших руководителей саудовского государства, а также некоторых влиятельных богословов этой страны оказать давление на шейха С. Аль-Ляхейдана и заставить его отказаться от «произнесенной им фетвы» не «увенчались успехом». В свою очередь, источник, «близкий к шейху», сообщил этой газете, что «фетва шейха ясна и не содержит каких-либо двусмысленностей». Далее все тот же «источник», связанный с канцелярией шейха, добавил: «Юридически оправданное лишение жизни — это итог соответствующего судебного постановления. Порочность владельцев некоторых спутниковых телевизионных каналов требует, чтобы шейх высказал им свой совет и осуждение, за которым может последовать их привлечение к суду и вынесение приговора об осуждении со стороны правителя. Во всяком случае, слова шейха не могут рассматриваться как призыв к их убийству без суда, как это подчеркивают некоторые средства массовой информации».
Впрочем, вечером того же дня первый канал саудовского телевидения провел встречу с шейхом С. Аль-Ляхейданом, полный текст которой на следующий день был опубликован, в частности, газетой «Аль-Ватан». В ходе этой встречи шейх сказал: «Если лица, ответственные за работу спутниковых каналов, а также ведущие на этих каналах вещание не откажутся (от пропаганды греха. – Г.К.), если они продолжат свою деятельность, то они должны быть наказаны. Те же из них, кто не подвергнется наказанию, кто будет и далее проповедовать среди людей порок, то в отношении них власть должна принять юридическое решение об их убийстве… Такое решение отвечает смыслу Книги (Корана. – Г.К.) и Сунны, с ним согласны улемы нации (мусульманской. – Г.К.)». Конечно, рассказывая о своей позиции, шейх С. Аль-Ляхейдан говорил о том, что соответствующее «решение» не означает, что к «преступникам» придет «судья с мечом в руке, чтобы на месте осуществить наказание». Он описывал длительную процедуру, конечным итогом которой станет соответствующее «наказание».
Но кого же из его «благодарных» слушателей интересовали эти юридические «тонкости» и «подробности»? Интересовали ли они сторонников антисистемного подполья, против которых, например, в 2005 г. в провинции Аль-Касым (в том числе в Анайзе и Бурейде) была применена военная сила?
Иными словами, шейх С. Аль-Ляхейдан ни в коей мере не отказывался от тех слов, которые были восприняты его слушателями как, по сути дела, правовое суждение авторитетного законоучителя, своего рода фетва. Более того, он открыто выступил с призывом к тому, чтобы на его стороне выступило саудовское государство в лице его высшего сановника — короля Абдаллы. А если учесть, что объективно шейх С. Аль-Ляхейдан заставлял саудовского монарха делать выбор между последовательным обновлением и сторонниками консерватизма, если он заставлял его учитывать ту позицию, которая на этот раз (хотя сам шейх всегда выступал против антисистемного джихада и попыток его сторонников «отлучить» высших представителей политического истеблишмента его страны от ислама) слишком близка к позиции тех, кого саудовская власть называет «заблудшей сектой», то слова шейха действительно серьезны.
Конечно, позиция шейха С. Аль-Ляхейдана можно понять — те развлекательные программы, которые вечерами в течение месяца рамадан на саудовского зрителя телевизионных программ обрушивают спутниковые каналы, пусты и, конечно же, пошлы. Но вряд ли это относится к каналу «Аль-Арабийя» с его серьезной политической аналитикой, рассказами о религиозных неисламских доктринах и цивилизациях, с его целенаправленной деятельностью, благодаря которой саудовский зритель вводится в круг мировых и региональных проблем. Этот канал, по сути дела, пропагандирует основополагающие идеи саудовского монарха — ликвидировать конфликтные зоны в регионе Ближнего Востока, содействовать выработке понимания «единства в многообразии» современного мира, диалога между религиями и цивилизациями. Слова «порок», «грех», защита «незамутненности ислама», «призыв к смуте» относятся, конечно же, не к вульгарной развлекательности бесконечных танцев живота и живущим только один день песенкам, а к линии, на стороне которой стоит сам король. Собственно, поэтому-то канал «Аль-Арабийя» и был первым, кто выразил свою «обеспокоенность» в связи с заявлением шейха С. Аль-Ляхейдана.
Но кто этот человек? Шейх С. Аль-Ляхейдан родился в 1931 г. в недждийском городе (ныне провинция Аль-Касым) Аль-Букейрийя неподалеку от основных центров этого региона — городов Анайза и Бурейда. Официальный сайт этого города сообщает, что Аль-Букейрийя была основана почти за сто лет до рождения шейха, и описание этого основания выглядит как история начала перехода местного кочевого населения к оседлости: «Аль-Букейрийя — старый населенный пункт, название которого происходит от имени человека, которого звали Мухаммед Аль-Бакри, купившего землю, где ныне расположен город… Став владельцем земельного участка, Аль-Бакри вырыл колодец, а затем посадил пальмы, обработал землю и построил себе жилище. Затем число жителей стало расти, а Аль-Букейрийя превратилась в известную деревню, обладавшую защитными стенами, в которых имелось несколько ворот».
Более того, Аль-Букейрийя стала одним из ведущих центров мусульманской (апеллировавшей к ханбалитскому мазхабу) учености. Список выдающихся выходцев из этого города впечатляет: 25 уже умерших и ныне живущих (включая и шейха С. Аль-Ляхейдана) законоучителей. Среди них те, кто был (или остается) имамами Главной мечети Мекки, кто был или является кадиями в городах провинции Аль-Касым, Эр-Рияде, Медине, Хаиле, Даммаме и других городах Восточной провинции, а также ныне действующими членами высших юридических (естественно, религиозных) институтов — Высшего совета юстиции, Высшего апелляционного суда, Высшего кассационного суда. Они представляют прежде всего семьи Аль-Ляхейдан, Ан-Нимла, Аль-Хадиси и Ар-Раджхи. Среди этих выдающихся выходцев из Аль-Букейрийи есть и преподаватели религиозных дисциплин многих саудовских высших учебных заведений и университетских центров.
С другой стороны, Аль-Букейрийя (как также свидетельствует сайт этого города) гордится и теми своими уроженцами, которые занимали или занимают высшие посты в иерархии саудовского государственного истеблишмента. Их 35, и абсолютное большинство этих государственных деятелей ныне живы. Среди них, в частности, нынешний министр труда и общественных дел Али бен Ибрагим Ан-Нимла и его сын бригадный генерал Абдалла бен Али Ан-Нимла, ныне возглавляющий королевскую гвардию. Но среди них также выходцы из семейства Ан-Нимла (как и из других семей нотаблей Аль-Букейрийи — Аль-Хадиси, Аль-Ляхейдан и Ар-Раджхи), играющие важную роль (находясь во главе принципиально важных департаментов) в рядах королевской гвардии и в подчиненном нынешнему наследнику престола принцу Султану бен Абдель Азизу Министерстве обороны и авиации. Это также высшие офицеры саудовской пограничной службы, государственной безопасности и иных силовых структур страны. Немалое число из этих 35 уроженцев Аль-Букейрийи занимали или занимают посты мэров городов провинции Аль-Касым или чиновников из окружения губернаторов центральных провинций страны, в частности, тех, высшие управленцы которых представляют королевскую семью.
Принципиально вместе с тем и другое обстоятельство. Выходцы из всех четырех ведущих семей Аль-Букейрийи (Аль-Ляхейдан, Ан-Нимла, Ар-Раджхи и Аль-Хадиси, разбогатевшие на караванной торговле еще досаудовского времени) входят в высший сегмент саудовского бизнес-сообщества — их в общей сложности 17 человек, и все они сегодня живы. В их числе владельцы крупнейших частных банков, промышленных предприятий, известные негоцианты и посредники в торговых сделках между саудовскими предпринимателями и крупнейшими фирмами и торговыми домами Соединенных Штатов, Европы, а теперь уже и Китая, Индии и Японии.
Аль-Букейрийя, как и Аль-Касым, в целом были частью рашидидского эмирата Джебель-Шаммар. Аннексия этого эмирата Ибн Саудом вводила местные семьи нотаблей в структуру саудовской власти, где они занимали важное место, используя те пути наверх, которые и сделали выходцев из маленького города «гордостью» Аль-Букейрийи, — религию, службу в силовых структурах и предпринимательство. Но чтобы этот процесс был успешным, они нуждались в покровительстве тех, кто создавал или придавал законность существованию государства, созданного королем-основателем Абдель Азизом.
Окончив в начале 1950-х гг. Эр-риядский институт шариатских наук, С. Аль-Ляхейдан стал секретарем саудовского верховного муфтия шейха Мухаммеда бен Ибрагима Аль Аш-Шейха, он стал близок к одному из потомков Мухаммеда Абдель Ваххаба, семья которого составила основу саудовской религиозной элиты. Далее началось стремительное восхождение к вершине карьеры — помощник председателя Верховного суда, его председатель, член Высшего совета юстиции, глава этого совета, член Совета высших улемов с момента основания этого органа и член руководства Лиги исламского мира. Свои идеи шейх С. Аль-Ляхейдан активно проповедует, создав журнал «Райя аль-ислям — Знамя ислама», руководя им, выступая проповедником (в том числе и в Главной мечети Мекки), читая публичные лекции и, наконец, осуществляя руководство магистерскими и докторскими диссертациями в области шариатских наук в столичном Университете имени имама Мухаммеда бен Сауда.
Прекрасная карьера! Но не стала ли она возможной в первую очередь потому, что в составе саудовской религиозной, военно-силовой и предпринимательской элиты существует и скорее всего активно действует тесно сплоченное лобби тех, кем «гордится» город Аль-Букейрийя?
Однажды в публикации (на сайте Института Ближнего Востока) автор этой статьи уже писал о негативной позиции шейха С. Аль-Ляхейдана в связи с предложением короля Абдаллы определять время начала месяца рамадан не с помощью визуального наблюдения за сменой фаз луны, а на основе астрономических наблюдений. Еще раньше автор обращался к позиции того же видного представителя саудовского религиозного истеблишмента в связи с так называемым делом девушки из Аль-Катыфа. Более того, среди фетв этого законоучителя есть немало суждений, доказывающих интеллектуальную «ограниченность» женщин, что предполагает их «невозможность» участвовать в общественно-политической и экономической жизни королевства. Иными словами, шейх С. Аль-Ляхейдан, по определению одной из статей автора, принадлежит к тому лагерю в рядах высших чиновников саудовского религиозного корпуса, который (даже в самой Саудовской Аравии) обычно называют (при всей условности этого термина) «традиционалистским».
Этот лагерь требует в полном объеме сохранять традицию. Ставя монарха перед выбором, обращаясь к нему как к защитнику этой традиции, шейх С. Аль-Ляхейдан, выражая интересы этого лагеря (опирающегося в том числе на силы и возможности лобби из Аль-Букейрийи, но, равным образом, и на множество других таких же «консервативных» лоббистских групп), пытается идти против чрезвычайно медленного курса короля Абдаллы, направленного на последовательную модернизацию страны.
Не повторяя, однако, того, что автор этой статьи говорил раньше в статьях на сайте Института Ближнего Востока, он хотел бы сейчас представить иной срез современного облика Саудовской Аравии, ставший возможным благодаря тому «этапу реформ», который ныне, в эпоху правления короля Абдаллы, стал реальностью королевства. Этот срез современного саудовского облика, как представляется, может значительно ярче, чем собственные слова автора, оттенить то, что уже было сказано выше в связи с фетвой шейха С. Аль-Ляхейдана.
10 сентября (по странному стечению обстоятельств, в тот же день, когда прозвучали слова шейха С. Аль-Ляхейдана) был осуществлен пробный запуск большого адронного коллайдера, строительство которого было инициировано Европейским советом по ядерным исследованиям. Среди многих представлявших различные страны мира ученых, участвовавших в этом выдающемся научном событии, были и два саудовских исследователя — мужчина и женщина, занимающиеся вопросами ядерной физики. По сообщению «Аль-Ватан», помещенному в этой газете, как и материал о фетве шейха С. Аль-Ляхейдана, 13 сентября, речь идет, в частности, об Ибтисам Базурейс, готовящей докторскую диссертацию на кафедре физики элементарных частиц Женевского университета (ее коллега-мужчина занимается там же вопросами, связанными с ядерными ускорителями). И. Базурейс вместе с пятью другими молодыми саудовками (обучающимися в Женевском университете на основе соглашения между Саудовской Аравией и Европейским советом по ядерным исследованиям) принимала участие в исследованиях, предварявших пробный запуск коллайдера. Она же стала и непосредственной участницей осуществленного эксперимента.
В телефонном интервью лондонской «Аль-Хайят», помещенном в этой газете 12 сентября, И. Базурейс отметила, что «счастлива работать в составе огромного интернационального коллектива, занимающегося осуществлением проекта, волнующего все человечество». Она подчеркнула, что «счастлива и потому, что представляет в этом коллективе женщин-мусульманок, всех граждан Саудовской Аравии, доказывающих, что они способны быть на переднем рубеже передовой науки». Конечно же, она благодарила и своего монарха — короля Абдаллу.
И последнее замечание. Внутренне автору этой статьи хотелось бы писать в первую очередь о том аспекте современной эволюции Саудовской Аравии, который представляет эта молодая исследовательница! Это замечание связано прежде всего с тем, что число откликов, оставленных читателями «Аль-Ватан» на электронном сайте этой газеты в связи с сообщением об И. Базурейс, значительно превышает число комментариев, появившееся там же в отношении ее соотечественника — шейха С. Аль-Ляхейдана.