Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Основные итоги 2006г. для экономики Судана

М.А. Хмелинин

2006 г. стал очередным этапом быстрого роста экономики Судана. На фоне многочисленных политических кризисов и плохо реализуемых мирных соглашений экономика страны, прежде всего ее центральной и северной части, уже пятый год подряд показывает очень неплохие темпы роста, значительно опережая средние показатели стран региона Ближнего Востока и Северной Африки (табл. 1).

По итогам 2006 г. рост ВВП Судана, по предварительным оценкам, составил 9,6%, что вполне приемлемо для любого государства, а тем более для страны, ряд регионов которой не является образцом политической стабильности. ВВП Судана, в 2005 г. составлявший 29,6 млрд долл. (7204,9 млрд суд. дин.), по итогам 2006 г. оценивается в 39,7 млрд долл. (8609,1 млрд суд. дин.). Более высокие абсолютные показатели роста в долларовом выражении обусловлены сильным укреплением динара в отчетном году, о чем будет говориться ниже.

Табл. 1. Рост ВВП Судана и стран Ближнего Востока и Северной Африки: 2002–2006 гг.[1]

Рост суданской экономики, естественно, основывается прежде всего на постепенно растущей добыче и экспорте нефти. Если в 2005 г. в Судане в среднем добывалось 282,1 тыс. баррелей в день, то в 2006 г., согласно оценкам, — уже 309,3 тыс. баррелей. По прогнозам Economist Intelligence Unit, уровень добычи в 2007 г. значительно возрастет и может составить в среднем 509,6 тыс. баррелей в день, а в 2008 г. – 660[2]. Официальные оценки суданского правительства намного оптимистичнее. В начале декабре прошедшего года министр энергетики Ахмед аль-Джаз заявил, что суданское руководство планирует к 2008 г. достичь уровня добычи нефти в 1 млн баррелей в день.

В сентябре 2006 г. министр финансов и национальной экономики Судана Зубейр Мухаммед Хасан представил кабинету министров доклад о росте экономики за первое полугодие. По данным суданской статистики, прямые иностранные инвестиции за отчетный период выросли на 69% — с 1,064 млрд долл. США до 1,799 млрд. Министерство разработало пятилетний план экономического развития, согласно которому в 2007–2012 гг. предполагается сохранять среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 8-10%. При этом приоритет отдается вложениям в развитие инфраструктуры страны, повышению производительности в сельском хозяйстве и промышленности.

В Судане быстро развиваются телекоммуникационный и строительный секторы, повышаются, хотя и медленно, темпы дорожного строительства. Правительство планирует не только расширение крайне недостаточной сети шоссейных дорог, но и модернизацию существующих, но находящихся в крайне плачевном состоянии железных дорог.

Однако, несмотря на быстрый рост, в 2006 г. сохранялись прежние, традиционно характерные для суданской экономики проблемы и появились новые. Традиционно большим остается внешний долг – в 2006 г. он увеличился 1,5 млрд. долл. до 29,2 млрд. При этом позитивным моментом стали опережающие темпы роста ВВП по отношению к росту долга, что позволило значительно сократить показатель отношения долга к ВВП, составивший 73,5%.

Одним из негативных последствий увеличения в стране денежной массы, в том числе и свободно конвертируемой валюты, стало нарастание потребительского спроса. Вследствие неспособности суданских производителей покрыть потребности растущего слоя обеспеченных людей резко – на 42% в первом полугодии – возрос импорт. Во внешнеторговом сальдо Судана, на протяжении практически всей полувековой истории независимого развития являвшегося дефицитным, существует значительная пропасть между стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров. В 2006 г. доходы от экспорта в условиях высоких нефтяных цен составили 6 млрд долл. (львиная доля экспорта приходится на сырую нефть), а расходы на импорт составили 8,7 млрд.

Согласно прогнозам, в ближайшие годы дефицит внешнеторгового сальдо останется значительным: в 2007 г. экспорт может составить 8,6 млрд долл., импорт – 10,9 млрд; в 2008 г. экспорт оценивается в 9,7 млрд долл., а импорт — в 12,5 млрд[3]. Таким образом, дефицит будет сохраняться на уровне 2,4–2,7 млрд долл., что в условиях укореняющейся привычки обеспеченных слоев суданского населения к высокому уровню потребления, относительной слабости национальной экономики и зависимости экспорта от нестабильных цен на нефть ставит определенные вопросы.

Еще одной проблемой экономики Судана, тесно связанной с двумя вышеуказанными, является значительный дефицит платежного баланса, который, по прогнозам, в ближайшие годы в связи с ростом капиталовложений и увеличения расходов на социальные нужды будет плавно нарастать. В 2005 г. дефицит платежного баланса составил 3 млрд долл., а в 2006 г. в абсолютном выражении увеличился почти вдвое — до 5,5 млрд долл. В 2007 г. прогнозируется показатель дефицита на уровне 6,7 млрд, в 2008 г. – уже 7,1%.

Характерной чертой суданской экономической жизни в 2006 г. стало резкое ослабление доллара и укрепление динара[4]. Это явление, разумеется, не оказалось ни для кого новостью: Банк Судана, следуя рекомендациям МВФ, с 2004 г. проводит линию на укрепление национальной валюты. Если в 2004 г. средний курс доллара США к динару составлял 258, то в 2005 г. – уже 244. 2006 г. стал обвальным для доллара – к концу года курс упал до 200 динаров за доллар, при этом средний курс за год составил 217. Среднегодовое укрепление динара составило 12%.

Кроме финансовой политики суданских властей, падение курса было обусловлено рядом других факторов: ослаблением доллара на мировых валютных рынках, массовым притоком в Судан нефтедолларов и прямых иностранных инвестиций. Дальнейшее изменение курса прогнозировать сложно. При сохраняющемся росте иностранных инвестиций в Судан и потоке нефтедолларов, большая часть которых оседает в Хартуме, дальнейшее падение вряд ли будет столь же быстрым, как в 2006 г.: укрепление национальной валюты может негативно сказаться на экспортно ориентированных отраслях экономики, не связанных с нефтью.

Одновременно с укреплением динара 2006 г. характеризовался высоким уровнем инфляции, что было во многом вызвано августовским решением правительства на 30% повысить цены на топливо и сахар. Несмотря на многочисленные протесты оппозиции, которая вывела на улицы значительные массы людей, решение пересмотрено не было.

Что касается реального сектора экономики, то основными его проблемами являются крайне низкая квалификация суданских рабочих – как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, что затрудняет не только внедрение новых технологий, но и подчас эксплуатацию простейшего оборудования. Например, закупаемая в рамках государственных инвестиционных проектов сельскохозяйственная техника, по словам очевидцев, часто даже не доходит до полей. У суданских сельскохозяйственных рабочих не хватает навыков провести элементарные профилактические или ремонтные мероприятия и в итоге трактора и комбайны просто разбирают на запчасти и бросают на дорогах. Определенную роль в сдерживании экономического роста играет и психологическая непривычка суданцев к труду, мотивировка на то, чтобы «не устать», а не на то, чтобы сделать дело.

Острейшим препятствием для развития страны служит плачевное состояние дорожной сети, практически исключающее подавляющую часть страны из сферы современного хозяйственного развития. Несмотря на растущее внимание к проблеме инфраструктуры, современные дороги с твердым покрытием имеются только в центральной и северо-восточной части Судана. На юге проблема вообще стоит чрезвычайно остро: например, в столице Южного Судана г. Джубе всего несколько асфальтированных улиц. За пределами города дороги грунтовые, в сезон дождей передвижение по большей части Южного Судана крайне ограничено. В качестве приоритета развития транспортной сети на юге страны декларирован воздушный транспорт, но на практике это пока остается делом далекого будущего.

Вместе с тем Судан располагает одной из наиболее протяженных в Африке сетей железных дорог (более 4,5 тыс. км), большая часть которых была построена еще в колониальный период и сейчас находится в крайне плачевном состоянии. Модернизация суданских железных дорог широко обсуждается в правительстве, существует несколько приоритетных участков работ. Прежде всего, это ветка Хартум – Порт-Судан, которая сейчас функционирует с перебоями. Ее модернизация позволила бы значительно ускорить движение грузов на основном экспортно-импортном направлении и стало бы колоссальным стимулом экономического развития.

1) Источник: Economist Intelligence Unit. Sudan, Country Report. December 2006.

2) Economist Intelligence Unit. Sudan, Country Report. December 2006. P. 11.

3) Economist Intelligence Unit. Sudan, Country Report. December 2006. P. 11.

4) С 1 января 2007 г. в оборот введена новая валюта – новый суданский фунт. 100 суданских динар = 1 фунту.

Начало