Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Всемирный день Иерусалима в Иране

В.И. Месамед

В пятницу 20 октября с.г. во многих городах Ирана прошли массовые демонстрации в честь Всемирного дня Иерусалима (Руз-э джаhани-йе Кодс). Как и в прежние годы, в преддверии этого события в стране состоялись различные мероприятия, широко разрекламированные печатными и электронными СМИ. Все политические и общественные организации страны, государственные учреждения, учебные заведения, авторитетные религиозные деятели выступили со специальными обращениями по этому поводу. В Тегеране и многих центрах провинций экспонировались различные выставки, прошли семинары на тему «Сущность сионизма». Не оставили в стороне и школьников. Для них была организована олимпиада по литературе. Ее участникам предлагалось написать письмо воображаемым сверстникам в Палестинской автономии и на конкретных примерах раскрыть суть сионизма, показать ту зловещую роль, которую играет «сионистское образование» (то есть Израиль. – В.М.) в судьбе их родины. Сам президент Махмуд Ахмадинежад, не сумевший из-за болезни выехать в плановую поездку в Верамин и ряд населенных пунктов неподалеку от Тегерана, объявил 18 октября, за два дня до события, что все же выступит с политическим заявлением перед началом пятничного намаза в соборной мечети столицы.

Но уже в четверг М. Ахмадинежад выехал в город Исламшахр в провинции Тегеран и там разразился очередным антиизраильским заявлением, рассматривая это, как представляется, в качестве генеральной репетиции перед пятничными торжествами. Выступая на центральной площади города, где собрались несколько десятков тысяч местных жителей, иранский президент сказал: «Мы, народ Ирана, уже не раз говорили, что сионистский режим незаконен по самой своей сути. Он фальшив, его навязали народам нашего региона, и он не имеет права на продолжение своего существования. От вашего имени я хочу заявить главарям этого режима, лидерам всех стран, которые его поддерживают: народы Ближнего Востока никогда не смирятся с его существованием, пусть даже это потребует долгих лет борьбы».

В пятницу иранский президент лично прошел во внушительной колонне демонстрантов по Тегерану. Интересно отметить, что, по сообщению информационного агентства ИРНА, М. Ахмадинежад присоединился к участникам манифестации на пересечении центральных улиц Палестины и Исламской революции, выразив такой символикой свою поддержку палестинскому народу. Многотысячные колонны демонстрантов пересекли громадный — с численностью населения примерно 14 миллионов человек — Тегеран во всех направлениях. Зрелище было столь масштабным, что дало возможность газете «Кейхан» в своем субботнем номере заявить в главном заголовке: « На улицы вышли все».

Выступая перед началом недельной проповеди на пятничном намазе в мечети Тегеранского университета, являющейся де-факто соборной мечетью иранской столицы, президент М. Ахмадинежад повторил с большим, чем обычно, воодушевлением весь набор антиизраильских штампов, начиная от обычного отрицания Катастрофы восточноевропейского еврейства и кончая пожеланиями скорейшего конца еврейскому государству. Он заявил, что выражает мнение своего народа и надеется, что его разделяют все мусульмане планеты. «Дни сионистского режима сочтены, — сказал М. Ахмадинежад. — Это доказала 33-дневная ливанская война, в ходе которой был развенчан миф о непобедимости израильской армии. Бойцы палестинского сопротивления день за днем приближают конец этого незаконного правительства. Сегодня я во всеуслышание заявляю: сионистский режим лишился идеологической основы своего бытия».

Выступивший на пятничном намазе бывший президент Ирана Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани поблагодарил своих соотечественников за то, что они близко к сердцу принимают идею солидарности с палестинским народом — это показал их выход на демонстрации и праздничные шествия по улицам иранских городов. «Мы благодарим мусульман всего мира, — сказал он, — ежегодно откликающихся на призыв имама Хомейни и демонструющих свою верность идеям исламской солидарности».

Этот праздник, который спикер иранского парламента Голам-Али Хаддад-Адель определил на истекшей неделе как Всемирный день солидарности с палестинским народом в борьбе с сионистским режимом, был основан в 1979 году лидером Исламской республики Иран аятоллой Рухоллой Хомейни и имеет значительное пропагандистское значение. По инициативе Хомейни День Иерусалима отмечается в четвертую пятницу священного для мусульман месяца Рамадан, которую они именуют «пятницей сирот». Именно в этот день Иран заявляет о себе как о главном защитнике и опекуне «порабощенного сионистами и испытывающего неимоверные трудности палестинского народа». Выражение в кавычках взято из тегеранской газеты «Джомхурийе эслами», но, на самом деле, это клише, которое постоянно приводится в иранских СМИ, звучит в речах иранских руководителей, начертано на транспарантах во время уличных шествий. Слово «всемирный» в названии не вполне отражает его размах. За истекшую четверть века этот праздник практически не вышел за пределы Ирана, шиитских районов Ливана и иранских общин в странах Ближнего Востока. Небольшие колонны демонстрантов организуются в тех соседних с Ираном странах, где работают иранские культурные центры. В нынешнем году его широко отметили и в тех шиитских регионах Ирака, где в последнее время усиливается иранское влияние. И хотя иранское информационное агентство ИСНА 21 октября с.г. сообщило о праздновании Дня Иерусалима в Сербии, на Украине и в других европейских странах, это говорит лишь об успешной работе там иранских дипломатических представительств, до сих не отказавшихся от идеи экспорта исламской революции. В этом контексте Иран должно удивить полное безразличие к помпезному празднику тех, на кого он более всего рассчитан – жителей Палестины, где никаких серьезных шествий и демонстраций отмечено не было.

Именно аятолла Рухолла Хомейни заложил основы жесткой конфронтации, и именно ему приписывают знаменитую фразу: «Израиль – раковая опухоль на теле Ближнего Востока, которая должна быть удалена». Она обильно цитируется во Всемирный день Иерусалима всеми иранскими СМИ, тиражируется на многочисленных транспарантах. Уже более четверти века иранская пропаганда постоянно внушает мысль о том, что именно ИРИ является главным защитником арабского народа «порабощенной сионистами Палестины».

Все началось в феврале 1979 г., когда первое после победы исламской революции в Иране заседание Революционного совета страны выпустило специальное постановление, где констатировалось, что «...исламский Иран считает важным для себя максимально содействовать полному освобождению народа Палестины от гнета сионистских поработителей». Причем уже тогда ставилась задача не только помочь палестинским братьям создать собственное независимое государство, но и способствовать уничтожению Израиля. Иранская оппозиционная газета «Арзешха» писала по этому поводу в 2001 г.: « Лидеры Исламской республики более палестинцы, нежели сам Ясир Арафат». Все послереволюционные годы это доказывалось ежедневной и ежечасной информационно-пропагандистской трескотней, нескончаемыми демонстрациями в поддержку страдающих и обездоленных палестинцев.

Лозунги Всемирного дня Иерусалима все эти годы не меняются: «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!» Десять лет назад, в середине – конце 1990-х гг., в периоды интенсификации мирного процесса, к главным лозунгам присоединялся и третий: «Смерть предателю!» Он означал недовольство иранского руководства тогдашним палестинским лидером, который в своем миротворческом порыве отступал от перманентно конфронтационной политики, более устраивающей нынешний Иран. Тогда демонстранты в Тегеране и других иранских городах жгли и топтали чучело Арафата, а сам руководитель Палестинской национальной администрации реально становился в Иране персоной нон-грата.

Парадокс иранского варианта Дня Иерусалима – а этот праздник есть и в самом Иерусалиме, где он посвящен объединению этого древнего города под суверенитетом Израиля в результате победы в Шестидневной войны в июне 1967 года, – состоит в том, что его главная цель – в очередной раз обратить внимание иранского народа, народов соседних арабских стран, а в идеале исламского мира и всего мирового сообщества на то, что, пока продолжает существовать Израиль, палестинская проблема не будет решена. Контуры ее решения набросал в свое время сам аятолла Хомейни, который в первые годы существования исламского режима в Иране высказал мысль о том, что любые попытки решения палестинской проблемы без учета фундаментальных принципов ислама обречены на неудачу. Подлинно исламское решение палестинской проблемы предполагает не ограничиваться борьбой за возвращение оккупированных Израилем территорий. Это – задача-минимум. Насущно необходимо выполнить программу-максимум, состоящую в полном освобождении Палестины путем джихада. Предельно ясно выразился по этому поводу бывший иранский президент, а ныне председатель могущественной Ассамблеи определения блага исламского строя ходжат-оль-ислам Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани: «Даже если Израиль пойдет на уступки и будет создано палестинское государство, это никоим образом не будет означать для нас решения палестинской проблемы. В этом густонаселенном районе нет места, чтобы принять всех палестинцев, которые пожелают вернуться домой. В таких условиях признать право Израиля на существование означало бы потерять все». Объявив себя защитниками и покровителями палестинского народа, иранские руководители построили на этом целостную внешнеполитическую концепцию борьбы с Израилем, которая по своей сути не приемлет мирного пути решения палестино-израильского противостояния. Вот почему все положительные процессы наведения мостов на этом направлении подвергаются мощнейшей обструкции со стороны Тегерана.

Пропагандистская идея Всемирного дня Иерусалима дополняется в течение последних лет проведением самых различных мероприятий подобного же содержания. В их числе можно отметить регулярно проводимые с 2000 г. международные конференции «В поддержку палестинской интифады». За эти годы сложилась традиция проведения и специальных фестивалей дружбы, недель поддержки интифады, научно-практических конференций «Палестина: иранских взгляд» и др. Главными их иностранными участниками являются активисты и функционеры «Хизбаллы», ХАМАСа, «Исламского джихада», «Народного фронта освобождения Палестины», других экстремистских организаций Ближневосточного региона. Так было и на этот раз. По сообщению интернет-сайта www.IranPressNews.com, в иранской столице в торжественной обстановке чествовали представителей ХАМАСа, «Исламского джихада» и «Хизбаллы». На встречу с ними на электротехническом факультете Университета имени Хадже Насреддина Туси пришли ветераны ирано-иракской войны, депутаты иранского парламента. Тегеран для гостей — привычное место, ибо здесь расположены иранские штаб-квартиры ХАМАСа и «Исламского джихада». Весьма симптоматично, что они базируются рядом с проспектом Халеда Исламбули – исламского фанатика, убившего четверть века назад в Каире тогдашнего египетского президента Анвара Садата, сделавшего первый шаг в направлении налаживания арабо-израильского диалога.

Летом 2002 г. А.А. Хашеми-Рафсанджани выдвинул инициативу расширения представительства ХАМАСа, «Хизбаллы» и «Исламского джихада» во всех странах исламского мира. Иран был готов профинансировать открытие отделений и их оснащение самым современным оборудованием. Их деятельность, считают в Тегеране, поможет интенсифицировать разъяснительную работу и привлечь необходимые средства для антиизраильской деятельности этих организаций. В Иране имеются и другие возможности для помощи Палестинской национальной администрации, достающейся в основном террористическим организациям. В последние годы основано множество фондов, собирающих ежегодно сотни миллионов долларов. Наиболее активно работает самый мощный из них — «Фонд помощи палестинским жертвам израильского террора». В январе 2002 г. открылось «Агентство помощи Святому городу», получившее за один только первый день своего существования 1 миллион 300 тысяч долларов в качестве добровольных пожертвований.

Однако идеи прагматизма, осознание необходимости более трезвого и взвешенного подхода в поддержке палестинцев постепенно пробивают себе дорогу в Иране. Либеральная и эмигрантская пресса в последние годы не раз писала о том, что в обстановке переживаемых страной экономических трудностей вряд ли целесообразно выделять десятки миллионов долларов на поддержку деятельности таких организаций откровенно террористического толка, как ХАМАС и «Исламский джихад». Ряд иранских деятелей реформистского лагеря высказывались о том, что слепая и не всегда мотивированная поддержка террористических акций во время последней интифады нанесла колоссальный вред как национальным интересам Ирана, так и самой Палестинской национальной администрации. Так, популярный при прежнем президенте Хатами либеральный деятель, работавший в те годы директором Центра политической стратегии ИРИ, д-р Мохаммад-Реза Таджик, высказал мысль о том, что в условиях, когда в среде самих палестинцев не так уж редки сторонники мирного решения этого застарелого конфликта, Тегерану необходимо проявить государственную гибкость и попытаться отойти от зашоренности догм, сформулированных «исламскими романтиками на заре революции».

Популярный в среде студенческой молодежи религиозный диссидент Мохсен Кадивар считает, что Ирану как поднимающейся региональной державе отнюдь не прибавляет авторитета невероятная упорность в поддержке всего, что может быть названо экстремистским в Палестинской автономии. Странно то, считает Кадивар, что иранская политическая элита не замечает, что в мире все слаженней звучит хор голосов, осуждающих государственный терроризм. Резким диссонансом в Тегеране прозвучали и слова депутата иранского парламента прежнего, шестого созыва, авторитетного религиозного деятеля Абулфазла Шокури. Израиль, по его словам, стал ощутимой геополитической реальностью, не связанной с волей иранского руководства. И это невозможно отрицать. В таком ракурсе конфронтация между Ираном и этой страной носит не религиозный, а политический характер. В политической же плоскости, считает Шокури, лежит и выход из этого противостояния. Главная ошибка иранского политического истаблишмента заключается в том, что, отстаивая в последние годы идею приоритета мирного пути в сфере международных и региональных конфликтов, в Тегеране не пытаются приложить такой подход к палестино-израильской реальности. Шокури констатирует, что у иудеев, мусульман и христиан одинаковые права на Святую землю, поэтому они изначально обречены жить в мире. Дело только за реализмом и житейской мудростью.

Такой подход не распространен в Иране и находится в стране под прицелом постоянной и бескомпромиссной критики. Ультраконсервативная «Джомхурийе Эслами» парировала «неконвенциональные» подходы к палестино-израильскому урегулированию следующим доводом: «Мы расцениваем такие суждения как идущие вразрез с принципами исламской революции». В коллективном письме студентов Тегеранского политехнического университета, направленном Мохсену Кадивару, его призывали «снять американские очки, мешающие разглядеть истинно исламские ценности, и осознать, что такое подлинная исламская солидарность».

Поддержка Тегераном экстремистских палестинских организаций не находит понимания и в арабских странах. Выходящая в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) газета «Аль-Иттихад» писала, что интересы иранцев лежат в сугубо политической сфере, и вряд ли стоит считать достоверными лозунги освобождения оккупированных арабских земель страной, уже 35 лет продолжающей удерживать три острова, незаконно аннексированных у ОАЭ. По мнению ливанской «Ас-Сафир», противостояние ближневосточному мирному процессу, квинтэссенция которого отражается в праздновании Всемирного дня Иерусалима, является непреходящей возможностью снизить уровень противоборства различных политических сил в Иране, ибо лишь в этом вопросе они проявляют постоянное единство.

Начало