Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Наркоситуация в Ливии и вопросы ее урегулирования

А.Ж. Хасянов

Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД) не относится к числу государств, на территории которых культивируются наркосодержащие растения. Однако проблема наркотиков не обошла эту североафриканскую страну стороной. Нелегальные поставки наркотиков из-за рубежа постепенно сформировали внутренний рынок их потребления. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДС), к середине 90-х годов прошлого века к числу наиболее востребованных в Ливии наркотиков относились гашиш, героин и сильнодействующие лекарственные препараты. Как показывает статистика, проблема нелегального оборота наркотических веществ за последние 15 лет имела явную тенденцию к ухудшению. Согласно исследованию, проведенному ливийским профессором Раджебом Мухаммедом Буйна в 2004 году, в 1991 году было зарегистрировано 716 случаев, связанных с употреблением наркотиков. Число официально выявленных наркоманов достигало 1331 человека. Через десять лет, в 2001 году, официально называемое число наркоманов уже возросло до 2253 человек, а количество выявленных случаев употребления запрещенных наркотических веществ достигло 1469. Таким образом, за десять лет произошло удвоение как случаев, связанных с нелегальным оборотом наркотиков и установленных властями, так и числа зарегистрированных наркозависимых людей.

Примечательно, что к известному перечню наиболее широко распространенных в стране наркотических веществ (гашиш, героин) в последние годы добавился еще один наркотик — кокаин, который становится все более востребованным на внутреннем «черном» рынке.

Кроме того, наркомания становится все более молодежным явлением за счет увеличения числа подростков, подверженных этому заболеванию. В частности, в работе Р.М. Буйна отмечается, что в настоящее время средний возраст ливийских подростков, только начинающих принимать галлюциногенные медицинские препараты, составляет 14 лет. Тревожным представляется и тот факт, что постепенно увеличивается число женщин, попадающих в наркозависимость.

Еще одной характерной для Ливии чертой наркомании является то обстоятельство, что она наиболее динамично нарастает в городских районах на севере страны.

Разрастанию наркомании сопутствует еще одна проблема, которая заключается в расширении числа ВИЧ-инфицированных больных в Ливийской Джимахирии. Так, по информации Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу, «эпидемия ВИЧ, развивающаяся среди взрослого населения в Ливии, была в основном обусловлена употреблением инъекционных наркотиков — 90 процентов всех известных случаев ВИЧ-инфекции были отмечены среди потребителей инъекционных наркотиков». При этом делается ссылка на данные одного из ливийских наркологических учреждений, которые свидетельствуют о том, что за первые три года нынешнего столетия 49 процентов всех новых пациентов были ВИЧ-инфицированными.

Не имея сколько-нибудь обширных площадей, отведенных под возделывание наркосодержащих растений, и занимая выгодное географическое положение, Ливия представляет собой территорию, через которую проходят маршруты нелегальной транспортировки гашишной смолы, производимой в странах Магриба, прежде всего в Марокко, и иных производных каннабиса, произрастающего в Судане, до внешних потребителей. Однако конечным пунктом ливийского наркотрафика является не Европа, а соседний Египет, откуда наркотик переправляется в Европу или поступает на внутренний египетский рынок. Организационно эти маршруты в качестве постоянных каналов незаконной перевозки наркотических веществ сформировались, как признал секретарь Главного народного комитета юстиции (министерства) Ливии Мухаммед Али аль-Мусрати, в конце 80-х годов ХХ века.

О масштабах наркотрафика позволяют судить цифры, приводимые ливийскими властями. За 1991–2001 годы ими задержано более 25,5 т гашиша, 59 кг героина и 21 кг кокаина. Среди относительно недавних успешных антинаркотических операций, проведенных в Ливии сотрудниками Главного народного комитета общественной безопасности СНЛАД в ноябре 2005 года, выделяются арест банды, занимавшейся транспортировкой наркотиков, и задержание 1800 кг гашиша.

Несколько ранее, в конце июня 2005 года, на тунисско-ливийской границе был арестован ливийский предприниматель, который неоднократно по делам своего бизнеса посещал соседнюю арабскую страну и пытался ввезти в Ливию 50 кг гашиша. Тунисские пограничники обнаружили наркотик в тайнике, оборудованном в бензобаке автомобиля.

Национальный наркобизнес в его нынешних масштабах не носит характера, угрожающего безопасности и стабильности Ливийской Джамихирии на современном этапе ее развития. Однако потенциальная опасность этого по-прежнему сохраняется, тем более что любая противоправная деятельность, не встречающая достойного противодействия со стороны властей, развращает общество и постепенно расшатывает устои государства. При этом даже эксперты внешнеполитического ведомства США отмечают, что растущая доступность наркотиков в Ливии служит одной из причин роста криминализации ливийского общества, прежде всего молодежной среды, в последние несколько лет. Не удивительно, что правящий в стране режим всегда ответственно и серьезно воспринимал проблему наркобизнеса и предпринимал разнообразные меры по его ограничению и ликвидации.

С этой целью в стране разрабатываются специализированные программы, ориентированные на последовательное сокращение внутреннего спроса на наркотики. Так, в Ливии идет подготовка национальной программы профилактики наркомании в школах, которая включает широкую работу по разъяснению подросткам и молодежи опасности злоупотребления наркотическими средствами, в том числе угрозы распространения ВИЧ-инфекции.

Активную поддержку этим мерам оказывают различные общественные, прежде всего молодежные, организации. К их числу относится ливийское неправительственное объединение «Всемирная организация джамахирийской молодежи», чья деятельность охватывает всю Северную Африку. Энергично в антинаркотической кампании действуют еще несколько общественных структур, в том числе «Ливийское национальное общество по контролю над наркотиками». Совместно с органами государственной власти они организуют и проводят митинги, встречи и массовые форумы, пропагандируя в ходе их работы здоровый образ жизни без наркотиков.

Особое внимание уделяется вопросам реабилитации наркоманов и принятию действенных мер по предупреждению распространения эпидемии ВИЧ/СПИД. В стране создана сеть наркологических учреждений. Несмотря на ограниченное количество этих учреждений, они находятся на серьезном государственном финансировании. Примером такого наркологического учреждения может служить реабилитационный центр в г. Таджуре к югу от ливийской столицы. В его стенах лечение проходят около 200 пациентов, которые получают необходимую медицинскую и психологическую помощь. Тем не менее эффективность работы этих медицинских учреждений снижается вследствие непродуманности системы постлечебного обустройства бывших наркоманов. Попадая в прежние условия жизни, в старый круг знакомств, многие из них вновь начинают употреблять наркотики. Кроме того, по информации международных организаций, в последние годы отмечается тенденция обращения ливийских граждан, страдающих наркоманией, в медицинские центры соседнего Туниса. Вероятно, это обусловлено более продуманной системой реабилитации наркоманов и доступностью получения лечения в Тунисе.

Одновременно с этим еще в 1990 году в СНЛАД был принят закон № 7, регулирующий борьбу с незаконным оборотом наркотических веществ на ливийской территории. В 2001 году он был дополнен законом № 19, который детализирует положение о судебном преследовании преступников, занимающихся транспортировкой и реализацией наркотиков. Согласно этим законодательным актам, преступления, связанные с перевозкой и распространением наркотиков, жестко караются длительными сроками тюремного заключения, крупными денежными штрафами и даже различными формами физического воздействия, например, поркой. Все эти меры могут быть применены как к ливийским гражданам, так и к иностранцам.

В целом, вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков находятся в компетенции Главного департамента по контролю за наркотиками, созданного в недрах ливийского аналога министерства внутренних дел. На это подразделение возлагаются функции эффективного применения положений национального антинаркотического законодательства и обеспечения результативного взаимодействия всех государственных структур СНЛАД, вовлеченных в борьбу с наркобизнесом.

О серьезности подхода официального Триполи к противодействию нелегальному рынку наркотических средств на ливийской территории говорит тот факт, что власти страны следом за своим лидером Муамаром Каддафи относятся к наркотикам как к «оружию массового уничтожения». И он находит отклик в мире. Так, Международный комитет по контролю за наркотиками в своем докладе за 2004 год особо отметил «результаты, достигнутые Ливийской Арабской Джамахирией в укреплении национального и институционально-правового потенциала в областях контроля над запрещенными наркотиками и обеспечения соблюдения законов о наркотиках».

Эту работу ливийские власти ведут, тесно сотрудничая со специализированными международными организациями. Примечательно, что Ливия не свернула свои контакты с этими структурами, прежде всего входящими в систему ООН, даже в период действия международного эмбарго, объявленного Советом Безопасности ООН в 1992 году и продлившегося до 1999 года. Единственным отпечатком введения экономических санкций против официального Триполи стал отказ ливийского режима от перечисления ежегодного взноса в бюджет Управления ООН по наркотикам и преступности. Это произошло в 1994 году. Однако предполагается, что Региональное бюро ЮНОДС по странам арабского мира, расположенное в Каире, в ближайшее время поставит перед руководством СНЛАД вопрос о пересмотре данного решения.

Во всем остальном взаимодействие ливийских компетентных органов со специализированными структурами ООН шло в полном объеме. Представители этой страны участвовали во всех международных форумах по линии борьбы с нелегальным оборотом наркотических веществ, включая сессии Комиссии по наркотическим средствам, Международного комитета по контролю за наркотиками, Управления ООН по наркотикам и преступности. Ливия также является активным участником обмена информацией по этой тематике, отвечает на запросы, поступающие от различных международных организаций, в том числе правоохранительной направленности.

На качественно новый уровень развития вышло сотрудничество между СНЛАД и Управлением ООН по наркотикам и преступности после посещения этой страны исполнительным директором ЮНОДС Антонио Мариа Коста, которое состоялось 21–23 января 2004 года. Проведя переговоры с руководством Ливийской Джамахирии и посетив объекты, связанные с производством наркосодержащих и медицинских препаратов, А.М. Коста констатировал: «Ливия хочет присоединиться к международным усилиям в борьбе против международного терроризма, организованной преступности и нелегального распространения наркотиков в XXI веке». Так, в частности, Ливия подписала все конвенции ООН по борьбе против распространения наркотиков. Высокопоставленный чиновник ООН особо подчеркнул способность Триполи сыграть значительную роль в этом направлении в Северной Африке и на Ближнем Востоке в целом. Тем самым исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности отразил стремление руководства СНЛАД к повышению уровня участия своей страны во всех антинаркотических мероприятиях, проводимых под эгидой ООН в этой части мира.

Данный курс официального Триполи на повышение своего регионального статуса, в том числе в вопросах борьбы с наркотиками, отчетливо прослеживается на протяжении уже многих лет. Так, Ливия участвовала в трех последних международных конференциях по сокращению спроса на наркотические средства, прошедших под эгидой ООН и Лиги арабских стран с участием экспертов государств Северной Африки. На подобном форуме, который состоялся в Тунисе в 1996 году, ливийская делегация представила обстоятельный доклад о состоянии нелегального оборота наркотиков в стране, по вопросам наркомании и скрытого транзита наркотических средств через территорию СНЛАД.

В настоящее время взаимодействие Ливии со структурами ООН обрело четкие черты и конкретное практическое наполнение. С 2001 года в этой арабской стране реализуется двусторонний проект по подготовке специалистами Управления ООН по наркотикам и преступности местных сотрудников по наркоконтролю. На первом этапе предполагалось, что обучение в рамках этого международного проекта пройдут 85 ливийцев. Ее стоимость составила 2,8 млн долл. США, которые выделила Ливийская Джамахирия. Помимо проведения семинаров и практических занятий ЮНОДС оказало техническое содействие и осуществило поставку специального оборудования, которое было установлено в пунктах пропуска на ливийской границе, предоставило экспресс-лаборатории по выявлению наркотических веществ и медицинскую аппаратуру для наркологических реабилитационных учреждений по лечению наркоманов. Специалистами Управления ООН по наркотикам и преступности оказывается содействие в подготовке ливийской стороной национальной стратегии по сокращению спроса на наркотические средства. Более того, ЮНОДС активно привлекает ливийские неправительственные организации, такие, например, как Всемирная организация джамахирийской молодежи, для реализации региональных проектов ООН в государствах Северной Африки.

Еще одним направлением сотрудничества между СНЛАД и ЮНОДС стал долгосрочный проект по предупреждению использования каналов международной почтовой связи для нелегальной транспортировки наркотиков. С ливийской стороны в нем участвует Национальная служба почт и телекоммуникаций. Проект стоимостью 1,4 млн долл. США изначально предусматривал оказание Управлением ООН по наркотикам и преступности технической помощи в сфере усиления контрольных и инспекционных функций почтовой службы Ливии. При этом, согласно информации Международного комитета по контролю за наркотиками, «правительство Ливийской Арабской Джамахирии ведет работу по усовершенствованию действующих процедур применения законов о наркотиках в отношении международных почтовых отправлений, в том числе систем почтовой и курьерской связи».

Параллельно с этим ливийские власти проводят курс на укрепление региональных партнерских связей с арабскими странами в области антинаркотической борьбы. В частности, ливийский Главный департамент по контролю за наркотиками, выступающий в роли главного координатора национальных усилий по противодействию наркотической угрозе, является постоянным участником ежегодных совещаний Арабского бюро по вопросам наркотиков, входящего в состав Совета министров внутренних дел арабских государств. В связи с этим не представляется случайным, что в июле 2003 года именно ливийская столица Триполи была выбрана в качестве места проведения встречи глав министерств внутренних дел государств западного Средиземноморья. В числе прочих вопросов в повестку дня этого регионального форума был внесен пункт об усилении сотрудничества в борьбе с нелегальным оборотом наркотических веществ на севере африканского континента.

Большое внимание руководство СНЛАД уделяет развитию двусторонних связей с соседними странами, прежде всего с Египтом. Об уровне этих отношений свидетельствует хотя бы то, что, по информации Главного управления по борьбе с наркотиками Египта, именно в египетских учебных центрах в 2003 году прошла специализированную подготовку группа ливийских наркополицейских.

Однако официальный Триполи не готов к полномасштабному сотрудничеству со всеми государствами региона. В число исключенных из этого процесса попал Израиль. В марте 2004 года на 47-й сессии Управления ООН по наркотикам и преступности в Вене глава этой международной организации А.М. Коста инициировал проведение встречи генерального директора Совета по борьбе с наркотиками Израиля Хаима Месинга с делегатами Ирана, Ливии и Алжира. Эта встреча состоялась. По информации израильской прессы, на ней обсуждался целый ряд вопросов, касающихся противодействия международному наркотрафику. По итогам обсуждения ливийский представитель Махмуд Абу Азиз даже не исключил возможность дальнейших контактов с израильскими коллегами в сфере борьбы с нелегальным распространением наркотиков и запрещенных лекарственных препаратов. Однако их перспективы были поставлены под сомнение, учитывая обвинения лидера СНЛАД М. Каддафи в адрес израильтян, которые якобы поставляют гашиш в некоторые страны Северной Африки.

Начало