Когда политика нокаутирует науку: израильские университеты и британский бойкот

Алек Д. Эпштейн

Достаточно неожиданно, в том числе, и для них самих, израильские вузы оказались недавно в центре международного скандала: 22 апреля 2005 г. Ассоциация университетских преподавателей Великобритании (The Association of University Teachers), объединяющая, по крайней мере, формально, сорок восемь тысяч научных работников и лекторов, проголосовала за «академический бойкот» двух израильских университетов: Хайфского и Университета Бар-Илан[1]. Хотя инициаторы бойкота, палестинские интеллектуалы из Университета Бир-Зейт во главе с Лизой Тараки (Lisa Taraki) и Омаром Баргути (Omar Barghouti)[2] и группа британских неомарксистов и «борцов с колониализмом» во главе с Сьюзан Блэкуэлл (Sue Blackwell) и Моной Беккер (Mona Baker), требовали распространить его на все восемь израильских университетов (и в особенности – на Еврейский университет в Иерусалиме, якобы изгоняющий палестинских арабов из своих домов с целью строительства новых зданий общежитий для студентов), принятое решение касалось только двух из них, и объяснялось разными поводами.

Университет Бар-Илан, созданный в 1955 г. американскими религиозными сионистами по модели существующего с 1886 г. нью-йоркского Yeshiva University и сочетающий передовые научные исследования с верностью традициям иудаизма, был обвинен в том, что оказывает поддержку находящемуся в городе Ариэль, на «оккупированных палестинских территориях», Академическому колледжу Иудеи и Самарии[3]. Не вдаваясь сейчас в вопрос о том, насколько Израиль имеет или не имеет права создавать и развивать вузы на территориях, принадлежавших в 1949–1967 гг. Иордании (и никогда не находившихся под суверенитетом палестинских арабов), само по себе «обвинение» бесспорно. Действительно, Академический колледж Иудеи и Самарии (как и целый ряд других колледжей, не находящихся, впрочем, вне пределов «зеленой черты»*, в том числе, Колледж в Цфате, Колледж в Иорданской долине и другие) был основан в 1982 г. при деятельном участии и под эгидой Бар-Иланского университета, хотя впоследствии и приобрел определенную академическую самостоятельность. Сегодня в Колледже Иудеи и Самарии существуют девятнадцать кафедр и подготовительное отделение, на которых учатся восемь с половиной тысяч студентов.

Бойкот Хайфского университета, пятую часть студентов и немалый процент преподавателей которого, кстати, составляют арабы Галилеи и так называемого «треугольника» (район Тиры – Бака-эль-Гарбия – Умм-эль-Фахма), ни в коей мере не был объяснен его географическим месторасположением. Здесь речь идет о том, чтобы «защитить» израильского историка и политолога д-ра Илана Паппе (Ilan Pappe) и студента магистратуры Тедди Каца (Teddy Katz) (оба – евреи по национальности) от притеснений, якобы имевших место со стороны руководства Хайфского университета в силу того, что ими было обнародовано исследование (в оригинале проведенное в 1998 г. Т. Кацем под руководством профессора-друза Кейса Фиро) о якобы имевшем место массовом убийстве двухсот и более арабов в деревне Тантура бойцами бригады «Александрони» в ходе первой арабо-израильской войны в конце мая 1948 г.[4] После того, как ветераны той войны, члены бригады «Александрони», оспорили в суде утверждение о якобы имевшем место «массовом убийстве» ими арабов Тантуры, оказалось, что в магистерской диссертации Тедди Каца в заведомо искаженной форме приведены фрагменты многочисленных собранных им аудиозаписей. Против работы Т. Каца высказались некоторые известнейшие израильские историки, в частности, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Алон Кадиш (Alon Kadish) и профессор Хайфского университета Йоав Гельбер (Yoav Gelber). После того, как Тедди Кац в суде отказался от своих первоначальных утверждений и признал, что никакого массового убийства арабов в деревне Тантура не было, а 19 декабря 2000 г. принес письменные извинения ветеранам бригады «Александрони» (опубликованные впоследствии также в широкой печати), руководством Хайфского университета была сформирована комиссия в составе четырех профессоров – Амации Бар-Ама, Рафи Тальмона, Йосефа Небо и Ибрахима Джерайса (хотя только последний – араб по национальности, все члены комиссии свободно владеют арабским языком), принявшая решение аннулировать утверждение его магистерской диссертации; соискателю было предложено переработать и заново подать ее (впрочем, 9 апреля 2003 г. Департамент по делам магистратуры и аспирантуры Хайфского университета отклонил и вторую версию работы). Несмотря на очевидные расхождения между аудиозаписями и собранными материалами, с одной стороны, и их «цитировании» в тексте диссертации Т. Каца, с другой, Илан Паппе отказался признать оправданным решение о ее аннулировании. С тех пор, вот уже на протяжении пяти лет, он ведет борьбу против своих коллег из Хайфского университета, и если изначально он призывал международное научное сообщество бойкотировать персонально тех ученых, которые входили в комиссию по делу Т. Каца, то впоследствии призвал к полному бойкоту всех израильских университетов. Этот его призыв был опубликован, в частности, в британской газете «Guardian» за двое суток до голосования по данному вопросу, 20 апреля 2005 г.[5], и как можно предположить, оказал влияние на умонастроения членов Ассоциации по этому вопросу. Следует отметить, что несмотря на его борьбу с коллегами, собственным университетом и израильскими научными учреждениями в целом, сам И. Паппе продолжает работать в Хайфе на отделении международных отношений кафедры политологии, и, вопреки его утверждениям, университетская администрация ни разу не поставила официально вопрос о его увольнении[6]. Решив активно выступить в поддержку якобы нарушаемого Хайфским университетом принципа академической свободы, Ассоциация университетских преподавателей Великобритании объявила ему бойкот – до тех пор, пока он «не прекратит преследования научных сотрудников и студентов, стремящихся исследовать и обсуждать историю возникновения государства Израиль» [дословный перевод с английского]. Едва ли имеет смысл тратить силы на то, чтобы оспаривать заведомо абсурдное утверждение, будто Хайфский университет, в профессорско-преподавательском составе которого состоят такие известные историки и обществоведы, специалисты по истории Государства Израиль, как Йоав Гелбер, Йехиам Вайц, Йосси Гольдштейн, Яаков Барнаи, Оз Альмог, Моти Голани, Габриэль Бен-Дор, Ури Бар-Йосеф, Дан Шифтан и другие, препятствует проведению исследований и обсуждений, касающихся «истории возникновения государства Израиль». Гораздо интереснее другое: если в случае с объявленным бойкотом Университета Бар-Илан и пока не объявленном, но и не отклоненным бойкотом Еврейского университета в Иерусалиме (к рассмотрению этого вопроса было решено вернуться в будущем еще раз), аргументация сторонников этих мер основывается на защите палестинских арабов, нормальному ходу жизни которых якобы угрожают Академический колледж Иудеи и Самарии и Еврейский университет, то бойкот Хайфского университета был объявлен в прямом смысле слова по призыву одного из его преподавателей-евреев, отстаивающего таким нетривиальным образом свои леворадикальные политические взгляды. Именно борьба Илана Паппе (который говорит о себе: «После смерти Эдуарда Саида я считаюсь одним из основных людей, выступающих от имени трагедии палестинцев»[7]) и Тедди Каца с «израильской оккупационной военщиной», борьба, щедро оплаченная Палестинской администрацией (перечислившей Т. Кацу восемь тысяч долларов[8]), при безграничной толерантности со стороны ректората Хайфского университета, его администрации и научных работников, значительная часть из которых разделяет многие из их убеждений, и привела к решению британской Ассоциации о бойкоте. Как ни трудно в это поверить, именно изучение и обсуждение истории Государства Израиль превратилось в причину для бойкота научных учреждений самого Государства Израиль. При этом важно понимать: борьба Илана Паппе с университетом, в котором он работает, и с государством, в котором он живет, не была и не есть борьба одиночки – напротив, в ней проявляются (пусть и в несколько более крайней форме) те тенденции, которые на протяжении двух последних десятилетий превратили социально-историческое изучение успехов и неудач сионистского движения и Государства Израиль из плюралистической научной дисциплины (или дисциплин) в не более чем эхо леворадикальной идеологии, получившей название пост-сионизм[9]. Борьба с «мифологией сионизма» – и в Израиле, и в США – превратилась едва ли не во входной билет в сообщество, называющее себя научным.

Трудно сказать, насколько резолюция №3579 израильского правительства, принятая 2 мая с.г., была ответом на решение о бойкоте, принятое десятью днями ранее Ассоциацией университетских преподавателей Великобритании, однако факт остается фактом: впервые за тридцать лет в Израиле было решено увеличить численность местных университетов, и именно Академическому колледжу Иудеи и Самарии в Ариэле (одному из 53 существующих в стране колледжей) было решено придать «университетский» статус. Практически незаметным прошло то, что одновременно было объявлено о создании на базе существующих на севере страны колледжей «Университета Галилеи» (резолюция №3578). Министры от входящей в коалицию левоцентристской Партии Труда, поддержав создание Университета Галилеи, утверждали, что вопрос об Ариэльском колледже был представлен правительству без предварительного обсуждения, и голосовали «против». Министр строительства Ицхак Герцог опосредованно упомянул британское решение о бойкоте, сказав: «Создание университета в Ариэле осложнит статус Израиля в международном академическом сообществе»[10]. Однако, кроме семи министров от Партии Труда, голосовавших «против» и воздержавшихся не было. Правительство поручило министру образования, культуры и спорта Лимор Ливнат, являющейся в силу своей должности также и председателем Комитета по делам высшего образования, детально проработать данный вопрос, принимая во внимание «национальные, академические, плановые, финансовые и иные соображения»[11]. Особую поддержку принятому решению высказал министр здравоохранения Дани Наве, предложивший основать в новом университете медицинский факультет.

Британские преподаватели едва ли знают о том, что среди студентов Академического колледжа Иудеи и Самарии есть и 320 арабов - граждан Израиля.. Три мэра арабских израильских городов отправили поздравления руководству колледжа в связи с повышением его статуса: Кассам Халиль, мэр города Тира, Уда Фаик, председатель местного совета Джалджулии и Сами Иса, председатель местного совета Кфар-Касем[12]. В страстном желании защитить арабов от Израиля Ассоциация университетских преподавателей Великобритании значительно превзошла самих израильских арабов. Впрочем, более ярыми защитниками прав арабов, чем сами арабы, вновь проявили себя и представители израильского «пост-сионистского» академического истеблишмента: проф. Анат Билецки, заведующая кафедрой философии Тель-Авивского университета, вместе с группой преподавателей и студентов приняла участие в демонстрации против создания университета на «оккупированных территориях», назвав решение правительства «незаконным и противоречащим нормам международного права»[13]. Ее коллега из того же университета, проф. истории Шломо Занд, опубликовал на иврите статью под названием «Клеймо позора академии», английский заголовок которой был еще более красноречивым: «Бойкотируйте Ариэльский колледж»[14]. Выступив против британского бойкота, автор предложил израильской интеллигенции в массовом порядке объявить бойкот Ариэльскому колледжу – и чтобы внести свой вклад в «борьбу с оккупацией», и чтобы доказать коллегам из Соединенного Королевства насколько ошибочно обвинять израильских ученых в «бесчувственности к страданиям палестинского народа». По мнению Ш. Занда, такой бойкот первыми должны были объявить сами израильские ученые, а не их британские коллеги. Еще дальше пошла профессор литературы и лингвистики все того же Тель-Авивского университета Таня Рейнхардт, заявившая о легитимности бойкота всех израильских университетов, не занимающих четкой и недвусмысленной позиции против «оккупации палестинских земель» [15].

Насколько Академический колледж Иудеи и Самарии может в полном смысле слова считаться университетом – вопрос небесспорный. В качестве аргументов «против» можно отметить, что на сегодняшний день он имеет право присуждать своим выпускникам только степень «бакалавра», и только по достаточно ограниченному списку специальностей: по биотехнологии и химической инженерии, электронике, инженерии и менеджменту, физиотерапии, гражданской инженерии, архитектуре, экономике и управлению бизнесом, социальной работе и управлению медицинскими учреждениями. Любой из существующих в Израиле университетов предлагает абитуриентам значительно больший выбор, причем не только на степень «бакалавра», но и на степени «магистра» и «доктора». Признанные Комитетом по высшему образованию учебные программы колледжа в Ариэле едва ли соответствуют университетскому профилю: в колледже не готовят молодых ученых, в нем нет ни гуманитарного, ни юридического, ни медицинского, ни педагогического факультетов. С другой стороны, в качестве аргумента «за» стоит напомнить о разветвленной научной деятельности сотрудников Колледжа Иудеи и Самарии: еще в 1990 г. в нем было создан Департамент по научно-исследовательской работе, начиная с 1991 г. им проводится ежегодная междисциплинарная научная конференция (в конференции, состоявшейся в 2003 г., приняли участие около 300 ученых из разных стран, представившие 75 докладов), в 1992 г. под эгидой колледжа возникла так называемая «Технологическая теплица», с 1994 г. выпускается журнал «Дифференциальные уравнения»; затем появились и другие издания в области естественных и общественных наук[16]. Колледж имеет и вполне достойную библиотеку.

Однако в данном случае вопрос о том, какой научной базой располагает тот или иной вуз, очевидным образом, отходит на второй план. Главный вопрос здесь – политический, и ответ правительства Израиля на провокацию Ассоциации университетских преподавателей Великобритании представляется вполне адекватным. Едва ли не более сложная задача состоит в том, чтобы найти адекватный ответ на антиизраильскую деятельность леворадикальных представителей пост-сионистской интеллигенции, но здесь уже свое слово должно сказать гражданское общество, а не правительство. В данном случае правительство, что было в его силах, уже сделало. Тот факт, что британские марксисты и «борцы с колониализмом» извращают принцип академической свободы, ни в коей мере не отменяет важности этого принципа как основы основ любой научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

 

 

 

Примечания



* «Зеленой чертой» в Израиле называют границы с соседними арабскими государствами (Египтом, Иорданией, Ливаном и Сирией), сложившиеся в результате подписания на о. Родос в январе – июле 1949 г. соглашений о прекращении боевых действий. Хотя арабские страны отказывались признать Израиль и заключить с ним мирные договора, которые бы включали в себя и соглашения о взаимно признанных границах, «зеленая черта» была признана международным сообществом в качестве израильской государственной границы. В ходе Шестидневной войны (1967 г.) израильские силы заняли территории общей площадью почти 70 тыс. кв. км за зеленой чертой; 91% этих территорий – Синайский полуостров – был полностью возвращен Египту после подписания мирного договора между двумя странами в 1979–1982 гг. Судьба остальных территорий (Иудеи, Самарии, сектора Газа и Голанских высот) остается предметом переговоров.



[1] Polly Curtis, Matthew Taylor, and Conal Urquhart, “Lecturers vote to boycott Israeli universities”, Guardian, April 23, 2005; см.:

http://education.guardian.co.uk/higher/news/story/0,9830,1468513,00.html.

[2] Cм., например, призыв группы палестинских интеллектуалов к академическому и культурному бойкоту Израиля на официальном сайте Университета Бир-Зейт:

http://right2edu.birzeit.edu/news/article178 [на английском языке].

[3] Целиком резолюцию, принятую Ассоциацией университетских преподавателей Великобритании о бойкоте Университета Бар-Илан, можно прочесть на официальном сайте Ассоциации: http://www.aut.org.uk/index.cfm?articleid=1203 [на английском языке].

[4] Целиком резолюцию, принятую Ассоциацией университетских преподавателей Великобритании о бойкоте Хайфского университета, можно прочесть на официальном сайте Ассоциации: http://www.aut.org.uk/index.cfm?articleid=1202 [на английском языке].

[5] См.: Ilan Pappe, «To boldly go», Guardian, April 20, 2005, на официальном сайте газеты: http://education.guardian.co.uk/higher/news/story/0,,1464206,00.html.

[6] См. официальные разъяснения администрации Хайфского университета по этому вопросу на сайте: http://research.haifa.ac.il/~eden/univ_response/html/html_eng/response_f.htm [на английском языке].

[7] Цитируется по: Мирон Раппопорт, «Бойкотируемый» (интервью с Иланом Паппе) // Ха’арец [«Страна»], еженедельное приложение, 6 мая 2005 г. [на иврите]. Английская версия интервью вышла под названием «Alone on the Barricades».

[8] См.: Давид Ратнер, «Магистерская диссертация с утверждением о массовом убийстве в Тантуре будет подана заново» // Ха’арец [«Страна»], 30 сентября 2002 г. [на иврите].

[9] См. об этом: Moshe Lissak, «‘Critical’ Sociology and ‘Establishment’ Sociology in the Israeli Academic Community: Ideological Struggles or Academic Discourse?» // Israel Studies, vol. 1, no. 1 (1996), pp. 247–294; Alek Epstein, «The Decline of the Israeli Sociology» // Azure. Ideas for the Jewish Nation, 16 (2004), pp. 78–108. См. также: Laurence Silberstein, The Post-Zionism Debates (New York: Routledge, 1999).

[10] Цитируется по: Атила Шомплаби, «Правительство: Ариэльский колледж станет университетом» // Интернет-сайт газеты Едиот ахронот [«Последние известия»] за 2 мая 2005 г., см.: http://www.ynet.co.il/Ext/Comp/ArticleLayout/CdaArticlePrintPreview/1,2506,L-3080084,00.html [на иврите].

[11] Цитируется по тексту решения правительства №3579, размещенному на сайте Администрации главы правительства Израиля;

см.: http://www.pmo.gov.il/PMO/Government/Decisions/2005/05/des3579.htm [на иврите].

[12] См.: Гидеон Леви, «Что арабам до Ариэльского колледжа» // Ха’арец [«Страна»], 8 мая 2005 г., на сайте http://www.haaretz.co.il/hasite/objects/pages/PrintArticle.jhtml?itemNo=573429 [на иврите].

[13]  Цитируется по: Моран Заликович, «Ариэль: демонстрация против превращения колледжа в университет» // Интернет-сайт газеты Едиот ахронот [«Последние известия»] за 4 мая 2005 г., см.:  http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3081051,00.html [на иврите].

[14]  См.: Шломо Занд, «Клеймо позора академии» // Ха’арец [«Страна»], 3 мая 2005 г., стр. Б2 [на иврите], английскую версию статьи см. на Интернет-сайте газеты:  http://www.haaretz.com/hasen/spages/571476.html.

[15]  Интервью Шломо Занда и Тани Рейнхардт см. в статье Яэль Цубари, «Мы должны были бы бойкотировать сами» // Тель-Авивская газета, 29 апреля 2005 г., см. на Интернет-сайте:  http://www.tam.co.il/29_4_2005/chdashot2.htm [на иврите].

[16] См. сайт Департамента по исследовательской работе Академического колледжа Иудеи и Самарии: http://www.yosh.ac.il/rnd/ [на иврите].