Ливия предпочла «мировую» с США

В.Куделев

20 января стало определенным поворотным пунктом в остававшихся достаточно долго весьма сложными отношениях между Ливией и США. В этот день президент Джордж Буш заявил, что последовавшее месяцем ранее решение Джамахирии отказаться от реализации программ создания оружия массового поражения /ОМП/ оправдывает его приказ начать войну против Ирака. «Девять месяцев интенсивных переговоров с участием США и Великобритании принесли положительный результат там, где двенадцать лет дипломатии с Ираком провалились. Причина ясна: для того, чтобы дипломатия была эффективной, слова должны быть весомыми и никто больше не должен сомневаться в словах Америки», - сказал хозяин Белого дома.

Такое заявление Вашингтона прозвучало после того, как в декабре 2003г.Триполи отказался от программ создания ОМП и согласился принять соответствующие международные инспекции. Остается только выяснить, что же подтолкнуло Ливию к такому неординарному шагу?

К настоящему времени известно, что секретные переговоры между Ливией – с одной стороны, США и Великобританией – с другой, начались сразу после того, как в марте 2002г.разразилась война в Ираке. Одним из предлогов для начала боевых действий были не подтвердившиеся вплоть до настоящего времени утверждения о том, что Багдад якобы продолжает реализацию своих программ создания ОМП.

В августе Триполи сделал важный шаг в направлении нормализации отношений с Вашингтоном и Лондоном, заключив с ними соглашение о выплате примерно 2,7 млрд долларов компенсаций родственникам лиц, погибших в результате теракта в небе над шотландским городком Локерби в декабре 1988 года, когда погибли 270 человек. К настоящему времени каждая семья пострадавших в результате теракта получила по 4 млн долларов. Согласно трехстороннему соглашению, Триполи может отказаться от выплаты оставшейся суммы, если американские санкции не будут сняты до 12 мая. «Мы будем действовать в полном соответствии с соглашением», - предупредил глава ливийского правительства Шукри Ганем.

Однако похоже, что «лед тронулся» лишь после того, как в рамках запущенной США 31 мая 2003г.Программы по борьбе против распространения /ПБПР/ ОМП в октябре после прохождения через Суэцкий канал в Средиземное море было перехвачено германское судно, на борту которого находилось оборудование, необходимое для обогащения урана. Детали этой операции до сих пор держатся в секрете. Известно, что опасный груз стоимостью свыше 10 млн евро был выгружен в одном из Итальянских портов. Как утверждала германская «Шпигель» и позднее подтвердил официальный Вашингтон, к поставке такого оборудования были причастны ядерщики из Пакистана, действовавшие как частные лица «с целью личного обогащения». По данным газеты, не разгласившей источник информации, речь шла о центрифугах, созданных в одной из стран Юго-Восточной Азии по пакистанским технологиям. К сделке были причастны несколько пакистанских физиков и предприниматели из нескольких стран. В частности, был назван и «отец» пакистанской атомной бомбы Абдул Кадир Хан. Последний только что признался в передаче технологий Ливии, Северной Корее и Малайзии. В ходе расследования было установлено, что подобное «сотрудничество» ведет отсчет с начала 90-х годов. Более того, появились обвинения Ливии в том, что она создала на своей территории международный «черный рынок» всего того, что может быть использовано при производстве ядерного оружия.

Со своей стороны газета «Зютдойчецайтунг» назвала национальность одного из бизнесменов – он оказался британским подданным. Этот груз, полученный в Дубае, предназначался для Ливии. Один его перехват мог послужить предлогом для атаки Джамахирии. Поэтому Триполи продемонстрировал невиданную для него торопливость, объявив 19 декабря об отказе от реализации программ создания ОМП при том, что ранее Ливия неоднократно заявляла об отсутствии у нее подобного оружия.

Целью ПБПР было найти доказательства того, что государства-«изгои» /Северная Корея, Иран и Ливия/ стремятся получить доступ к ОМП. В Программе участвуют 16 государств – Австралия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Канада, Норвегия, Польша, Португалия, Сингапур, США, Турция, Франция и Япония.

Масла в огонь подлил другой перехват, совершенный испанскими ВМС в Индийском океане близ Йеменского побережья в декабре 2003г. Тогда испанские моряки задержали транспорт, перевозивший 15 северокорейских ракет «Скад», такое же число головных частей в обычном снаряжении и 23 цистерны с ракетным топливом. Этот груз также предназначался Ливии. По мнению испанской газеты «Эль-Мундо», однако в то время США закрыли глаза на этот перехват, поскольку вели с Джамахирией переговоры на предмет возможного перемещения в эту страну Саддама Хусейна.

Дипломатические отношения между Ливией и США были разорваны в 1981 году. Уже почти 25 лет действуют американские экономические и политические санкции против Джамахирии. Что касается международных санкций, то они были сняты 12 сентября 2003 года после того, как Ливия признала свою ответственность за уничтожение в небе над шотландским городком Локерби самолета американской авиакомпании «ПанАм». В том же месяце Шукри Ганем заявил, что его страна ищет пути открытия перед иностранными компаниями, и в первую очередь – нефтяными, а также возобновления отношений с США в ближайшие «восемь месяцев». «Американские компании пытаются вернуться в Ливию, однако правительство США мешает им. Возвращение американских нефтяных компаний будет выгодным как для них, так и для нас», - сказал он. Уже в январе 2004г.Ганем слегка «откорректировал стрельбу». Он утверждал, что возвращение американских нефтяных компаний в Ливию состоится в ближайшие 12 месяцев.

Как известно, экспорт нефти и газа приносят Ливии до 90 проц.валютных поступлений. Джамахирия является участником Организации стран – экспортеров нефти /ОПЕК/ с квотой 1,3 млн баррелей в день. Разведанные резервы запасов углеводородов в стране составляют 40 млрд баррелей, что составляет 3 проц.от общемировых запасов. Ливия способна в настоящее время обеспечивать уровень добычи в 1,7 млн баррелей в день. Она стремится изменить отведенную ей квоту ОПЕК с тем, чтобы к 2010 году добывать 2 млн баррелей в день, а в долгосрочной перспективе – 3 – 4 млн баррелей в день. В планах Джамахирии – стать и крупнейшим в мире экспортером газа, причем развитие газового сектора сдерживается в первую очередь сохраняющимся американским эмбарго. Ливия рассчитывает привлечь в сектор добычи углеводородов до 2010 года до 30 млрд иностранных инвестиций.

Вслед за декабрьским демаршем Триполи тут же попытался получить определенные политические выгоды от своего решения. 4 января глава ливийского кабинета министров Шукри Ганем заявил, что теперь отсутствуют какие-либо основания для сохранения в силе антиливийских санкций. Тем не менее американцы решили «додавить» Ливию, тем более, что у них есть время – до 12 мая. 5 января президент Буш продлил американские санкции против Джамахирии, подчеркнув, что Триполи должен «конкретными делами» продолжить свою политику открытости в вопросах неконвенциональных вооружений. «Кризис в отношениях между США и Ливией, приведший к введению санкций 7 января 1986 года, урегулирован не полностью, хотя имеются позитивные подвижки», - отметил Буш. В то же время он не указал, на какой срок продлевается действие санкций. Возможно, одна из причин подобной ситуации – сохранение американских обвинений в адрес Ливии в части, касающейся поддержки терроризма.

В то же время у Триполи и Вашингтона по этой части есть и общее. Обе столицы считают – причем американцы сделали это сравнительно не очень давно – своим главным врагом «Аль-Каиду». При этом Ливия утверждает, что объявила в международный розыск Усаму Бен Ладена по меньшей мере за шесть лет до трагических событий в США 11 сентября 2001 года.

Дальше – больше. Израильские дипломатические источники сообщили о небывалом – о серии встреч между представителями Израиля и Джамахирии, причем на одной из них Ливию представлял сын Муамара Каддафи – Сейф аль-Ислам Каддафи. Правда, официальный Триполи поторопился опровергнуть эту информацию, дабы не будоражить общественное мнение в арабских странах. По данным источников, одна из таких встреч состоялась в Париже 10 дней спустя после ливийского демарша от 19 декабря. Израиль на ней представлял Рон Прозор - главный советник министра иностранных дел Сильвана Шалома. Утверждалось, что на переговорах речь шла о возможности установления дипломатических отношений между Израилем и Ливией. Другая встреча состоялась еще в августе 2003г.в Афинах, где проходил международный форум по ближневосточной проблематике. В ней, в частности, участвовал сын Каддафи.

Уже в первых числах января депутат Кнессета Гила Гамлиэль призвал Муамара Каддафи разрешить израильтянам ливийского происхождения совершить паломничество на их историческую родину. Официальный Триполи тут же положительно ответил на эту просьбу. Как известно, в 1948г.в Ливии проживали 38 тысяч евреев, в том числе 20 тыс. – в Триполи. Почти все они позднее выехали из этой страны.

Симптоматичные изменения во внешней политике Ливии произошли и на арабском направлении. Еще 4 октября 2003г.М.Каддафи заявил, что его страну никогда не интересовали догматы арабского единства и национализма. Одновременно он призвал к окончательному разрыву между его страной и Лигой арабских государств /ЛАГ/. Ему было что припомнить арабским руководителям, давно сделавшим свой выбор в конфликте между Ливией и западными союзниками. «Арабы вступили в союз с американцами и израильтянами против Ливии», - утверждал он, сообщив в очередной раз, что отныне внешнеполитическим приоритетом Джамахирии будет Африка.

К 20 января 2004г.в Ливии уже работала группа американских инспекторов, которая должна проверить искренность намерений Джамахирии относительно уничтожения химического и бактериологического оружия. Одновременно в стране работают специалисты МАГАТЭ при поддержке со стороны США и Великобритании, проверяющие ливийские ядерные установки. Еще в последние дни 2003г. инспектора ООН проверили девять из 10 ливийских объектов, относящихся к военной ядерной программе Джамахирии. 10-й объект – склад природного урана – Ливия обязалась представить в позднее. После первой инспекции представитель МАГАТЭ Марк Гроздецки отметил, что его ведомство пока не сделало окончательного заключения о том, что Триполи полностью отказался от реализации своей военной ядерной программы. Он также выразил сомнение в том, что Ливия задекларировала все без исключения свои объекты, подлежащие контролю. Тем не менее Гроздецки выразил удовлетворение тем, что Ливия действует так, как если бы она была среди участников дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия. Этот протокол позволяет инспекторам МАГАТЭ проводить внезапные проверки присоединившихся к нему стран.