12 сентября 2003 г. Совет Безопасности ООН проголосовал за проект резолюции, предложенный Великобританией, и тем самым официально прекратил действие введенных 11 лет тому назад санкций против Ливии, обвиненной в организации взрыва пассажирского самолета компании «Пан Америкэн» над шотландским местечком Локерби в декабре 1988 г., в результате чего погибло 270 человек («Дело Локерби»). За резолюцию проголосовали 13 из 15 членов СБ ООН: представители США и Франции воздержались.
Серия санкций, введенных Советом Безопасности в отношении Джамахирии в период 1992-1994 гг., предусматривала запрет на любые формы военно-технического сотрудничества с ливийским правительством, запрещала международное воздушное сообщение с Ливией, снижался уровень дипломатического представительства иностранных государств в стране, блокировались ливийские авуары в иностранных банках, запрещалась продажа некоторых видов нефтяного оборудования. В то же время Ливии не запрещался экспорт нефти, благодаря чему она ежегодно получала доходы на сумму до девяти млрд долларов.
Резолюция от 12 сентября предусматривает также расформирование комитета Совета Безопасности, созданного для мониторинга санкций, и исключение соответствующего пункта из повестки дня СБ ООН.
Принятие данного решения стало возможным после того, как Триполи официально выполнил все требования соответствующих резолюций СБ ООН: разрешил экстрадировать двух ливийцев, подозреваемых в организации теракта, которые предстали перед судом; отказался от поддержки терроризма; обещал выплатить компенсации семьям жертв катастрофы и взял на себя ответственность за действия своих граждан в «деле Локерби». При этом ливийское руководство признало лишь гражданскую ответственность за совершенное преступление. Это подразумевает, что теракт был совершен при участии сотрудников государственных структур Ливии. Одновременно Триполи отказывается брать на себя уголовную ответственность за совершенное преступное деяние. Отмена санкций открыла дорогу для выплаты компенсаций семьям пассажиров взорванного самолета на общую сумму 2,7 млрд. долларов. В настоящее время предпринимаются конкретные шаги по началу выплаты компенсаций.
Путь к снятию международных санкций был долгим и трудным. Первоначально ливийское руководство отвергало обвинения в свой адрес в причастности к трагедии в Локерби и отказывалось выдавать шотландскому правосудию ливийских граждан, подозреваемых в совершении теракта. Подобная позиция властей Ливии послужила поводом для введения СБ ООН соответствующих международных санкций.
Лишь после того, как при посредничестве ЮАР и Саудовской Аравии 5 апреля 1999 г. два ливийца, подозреваемые в организации взрыва самолета, были доставлены в Нидерланды, действие международных санкций против Ливии было приостановлено, а затем должен был быть рассмотрен вопрос об их окончательной отмене.
Один из ответчиков - Абдель Бассет аль-Меграни - был признан судом виновным в убийстве в 2001 г., а в 2002 г. шотландский апелляционный суд поддержал вынесенный ему обвинительный приговор. В настоящее время Меграни отбывает пожизненное заключение в одной из шотландских тюрем. Второй обвиняемый был оправдан.
Окончательная договоренность о сумме и порядке выплаты денежной компенсации родственникам погибших над Локерби была достигнута в марте 2003 г. В итоге Ливия согласилась выплатить каждой семье по 10 млн долларов на следующих условиях: первые четыре миллиона выплачиваются после снятия Советом Безопасности международных санкций, вторые четыре миллиона - после того, как США отменяют введенные ими в 1982 г. в одностороннем порядке антиливийские санкции, и последние два миллиона - после того, как Госдепартамент США официально исключит Ливию из своего списка стран, поддерживающих терроризм.
Казалось бы, что препятствия на пути отмены международных санкций в отношении Ливии были сняты. Однако в последний момент в ход дела вмешалась Франция, пожелавшая (причем в категорической форме) увеличения суммы компенсаций семьям лиц, погибших в результате взрыва французского пассажирского самолета над Нигером в сентябре 1989 г., унесшего жизни 171 человека (в совершении этого преступления также обвинили Ливию). В противном случае Париж угрожал наложить вето на резолюцию об отмене санкций. Первоначально Ливия и Франция договорились о том, что сумма компенсаций составит 33 млн дол., которые и были выплачены семьям погибших в 1999 г. Ливийский лидер М. Каддафи, не желая портить отношения с Францией, согласился на требования Парижа и 11 сентября стороны достигли согласия о значительном увеличении суммы компенсаций (конкретная цифра пока не оглашена).
Выступая на торжествах по случаю очередной годовщины революции 1969 г., Муаммар Каддафи заявил, что с отменой санкций «страна вступает в новую эру отношений с Западом». В этой связи руководство Джамахирии делает все возможное, чтобы перестать быть международным изгоем. В Триполи на самом высоком уровне неоднократно заявляли о приверженности делу борьбы с международным терроризмом и нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ).
В 2001 г. Ливия осудила террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне, а действия США против режима талибов в Афганистане М. Каддафи охарактеризовал как «законный акт защиты». После событий 11 сентября ливийское руководство проявляет все большую заинтересованность к сотрудничеству с Западом в сфере борьбы с терроризмом. Так, власти страны передали западным спецслужбам информацию о ливийцах - членах международной террористической организации «Аль-Каида».
Здесь следует отметить, что позитивные перемены в ливийской внешней политике начали происходить еще в первой половине 1990-х гг.
Международная изоляция и осложнение экономической ситуации в стране после введения режима санкций вынудили М. Каддафи произвести существенные коррективы во внешнеполитическом курсе страны. Значительно снизились возможности руководства Ливии для резких маневров и спонтанных решений, что было характерным явлением для ее внешней политики в 70-е - 80-е гг. прошлого столетия. Заметно сократилась помощь исламистским и националистическим движениям в различных странах мира. Была прекращена помощь Ирландской республиканской армии. Закрылись многие лагеря подготовки боевиков на территории Джамахирии. В 1997 г. ливийское руководство прекратило помощь различного рода исламистским организациям и группировкам в странах Африки и Ближнего Востока.
В последние годы улучшаются отношения Ливии с соседними государствами. В Триполи, по всей видимости, будет стремиться не создавать острых конфликтных ситуаций в отношениях с ними. В первую очередь, это относится к Египту, который в годы действия санкций являлся для Ливии источником дипломатической поддержки на международной арене, своеобразным мостом для экономических и политических связей с остальным миром. В целом в настоящее время и на обозримую перспективу возникновение конфликтной ситуации в отношениях с Египтом маловероятно. Вместе с тем между двумя странами имеется ряд спорных территориальных вопросов.
В 1994 г. Ливия завершила вывод своих войск из Чада и вернула ему спорную полосу Аузу. М. Каддафи заверил руководство Чада в том, что Ливия не будет поддерживать повстанцев, действующих в северных районах страны. Тем не менее, имеются данные о том, что некоторые антиправительственные группировки в Чаде пользуются поддержкой Ливии.
Произошло улучшение отношений с Тунисом. Через эту страну в условиях эмбарго проходили основные внешние транспортные связи Ливии. Однако между двумя странами сохраняются нерешенные территориальные проблемы, в частности, по вопросам раздела богатого нефтью континентального шельфа.
Сложный, неровный характер носят ливийско-алжирские отношения. На протяжении 1990-х гг. обе страны выступали с взаимными обвинениями в поддержке действий оппозиционных сил. И хотя в 1995 г. было подписано соглашение о проведении демаркации границы между двумя странами, в Триполи по-прежнему не снимают с повестки дня вопрос о претензиях на некоторые участки территории АНДР.
Далеко не просто развиваются отношения Суданом. В соседней стране ливийского лидера считают "слишком левым" и недостаточно религиозным. Ни одна из крупных политических сил Судана не желает идти на углубление отношений с Ливией, т. к. им явно не импонирует чересчур активное навязывание ливийцами "дружбы и союза". М. Каддафи неоднократно предпринимал попытки посредничества между правящим в Судане режимом и различными оппозиционными силами, прежде всего с южными сепаратистами. Однако все они не привели к конкретным практическим результатам.
На протяжении 1980-х гг. многие африканские страны неоднократно высказывали руководству Ливии свою озабоченность тем, что оно вмешивается в их внутренние дела, а на ливийской территории проходят подготовку вооруженные формирования оппозиционных группировок. В середине 1990-х гг. М. Каддафи в попытках поиска путей прорыва режима международных санкций пошел улучшение отношений с официальными властями африканских стран южнее Сахары, стал оказывать им посильную финансовую помощь (в большинстве случаев для бедных, экономически слаборазвитых стран ее получение являлось весьма существенным подспорьем). Одновременно руководитель Ливии заявил, что этап национально-освободительных войн в Африке завершился и необходимо сосредоточить все усилия на подъеме экономики и благосостояния населения. Каддафи также настоятельно советовал африканцам выселять белое население и заставить европейцев выплатить компенсацию за колониальную эксплуатацию континента, избавиться от культурного наследия белых, включая язык.
Положительный для Ливии результат подобной политики не заставил себя ждать: целый ряд африканских стран своими практическими шагами продемонстрировали нежелание соблюдать антиливийские санкции в полном объеме. В 1998 г. очередной саммит Организации африканского единства (ОАЕ) призвал международное сообщество к незамедлительной отмене режима санкций в отношении Ливии, а страны-члены ОАЕ получали свободу выбора в отношении их соблюдения.
Данные события происходили на фоне соблюдения международного эмбарго подавляющим большинством арабских стран и нежелания Лиги арабских государств (ЛАГ) рассматривать вопрос об отказе от соблюдения режима санкций. Фактически это означало полный провал арабской политики М. Каддафи. В этих условиях летом 1998 г. Ливия принимает решение переориентировать свою внешнюю политику с арабского мира на Африку. Был снижен уровень ливийского представительства в ЛАГ, ликвидирован Высший народный комитет (министерство) по вопросам арабского единства, а радиостанция «Голос арабской нации» переименована в «Голос Африки».
В 1999 г. М. Каддафи выдвигает идею создания Соединенных Штатов Африки - межгосударственного объединения с единым центральным банком, валютой, парламентом, вооруженными силами и другими общими атрибутами. В качестве первого шага на пути к созданию единого африканского государства руководитель Ливии предложил создать вместо ОАЕ новую организацию - Африканский Союз, которая будет более эффективно действовать в вопросах создания единого государства на Черном континенте.
На саммите ОАЕ в июле 2000 г. руководители большинства африканских государств приняли решение о преобразовании Организации африканского единства в Африканский Союз.
Ливия в ряде случаев оказывает правящим режимам африканских стран военную помощь, в т. ч. путем направления воинских подразделений. Так, с самого начала гражданской войны в Демократической Республике Конго в августе 1998 г. ливийцы начали поставки оружия для правительственной армии. В 2001 г. подразделения ливийской армии и военное снаряжение были переброшены по воздуху в Центрально-Африканскую Республику для оказания помощи президенту этой страны А. -Ф. Патиссе в подавлении попытки военного переворота.
Вместе с тем, имеются данные и о том, что ливийцы не отказались окончательно от оказания различного рода содействия оппозиционным силам в ряде стран Африки. Так, Триполи, по данным СМИ, предоставляет помощь повстанцам в Сьерра-Леоне. Нельзя назвать корректной оказание поддержки, в т. ч. финансовой, мусульманской общине в Нигерии, что способствует сохранению и без того сложной обстановке в этой стране.
В октябре 2002 г. ЛАГ получила официальный меморандум от Ливии, в котором эта страна заявила о своем намерении прекратить членство в организации. Основной причиной для подобного решения стало, согласно официальным источникам, уже давно открыто высказываемое Каддафи недовольство деятельностью ЛАГ. В 2003 г. в Триполи подтвердили свое намерение выйти из Лиги арабских государств.
Многолетний режим действия санкций нанес Ливии, ее экономике и финансам ощутимый ущерб. В денежном исчислении за период с 1992 по 1999 год он оценивается местными экспертами в 29 млрд долларов.
Преодоление последствий международных санкций ливийское руководство видит, прежде всего, на пути интенсивного развития национального нефтегазового сектора. На сегодняшний день запасы нефти в стране оцениваются в 13,8 млрд т, и эта цифра далеко не является окончательной. Добыча нефти в 2001 г. составила 67 млн т. Мощность нефтеперерабатывающих предприятий страны составляет 17 млн т в год, причем до половины их продукции экспортируется, главным образом в Германию, Италию, Испанию, Великобританию, Грецию и Швейцарию.
В нефтегазовом секторе Ливии в настоящее время действует более 20 иностранных компаний - итальянских, канадских, швейцарских, саудовских, британских, южнокорейских, испанских, французских, немецких и малайзийских. В последнее время ливийская сторона проявляет заинтересованность к участию Украины в развитии национальной углеводородной отрасли. Так, в августе 2003 г. компания «Нефтегаз Украины» официально получила приглашение направить в страну группу специалистов с целью отбора перспективных площадей для разведки и добычи нефти и газа.
До конца 2003 г. в Триполи намерены подписать восемь крупных международных контрактов на разведку на территории Джамахирии и в районе континентального шельфа запасов нефти и газа.
Основные инвестиции в ливийскую экономику поступают из стран ЕС. Именно это обстоятельство во многом определяет внешнеполитическую активность руководства страны на западноевропейском направлении. Еще в 1999 г. были восстановлены дипломатические отношения с Великобританией, а с 2002 г. происходит заметное улучшение двусторонних отношений. В 2000 г. в Ливии побывал премьер-министр Италии С. Берлускони, а в июле 2003 г. стороны подписали соглашение о совместной борьбе с нелегальной эмиграцией в Европу.
Важное значение для укрепления международных позиций Ливии имел визит в Триполи в сентябре 2003 г. главы испанского правительства Х. М. Ансара, который заявил о том, что его страна довольна вкладом Ливии в борьбу с терроризмом после событий 11 сентября 2001 г. Стороны также обсудили перспективы дальнейшего развития экономического сотрудничества между двумя государствами.
Несмотря на в целом благоприятное развитие многоплановых связей Ливии со странами Западной Европы, ее отношения с главной державой Запада - Соединенными Штатами - остаются негативными. В Вашингтоне продолжают считать, что Джамахирия представляет угрозу региональной стабильности и является страной, которая препятствует достижению целей внешней политики США в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Американская политика направлена на блокирование возможности обладания Ливией ОМУ, воспрепятствование наращиванию потенциала ее обычных вооружений, что, по американским утверждениям, создает угрозу соседним государствам. США настаивают на полном и окончательном отказе Триполи от поддержки терроризма. В то же время американская администрация полагает, что Джамахирия не представляет для США такой опасности как Ирак во время правления С. Хусейна.
Исходя из этого, в Вашингтоне считают, что американские санкции против Ливии останутся в полной силе до тех пор, пока Триполи не отреагирует на озабоченности США по широкому кругу серьезных вопросов, начиная от прав человека и заканчивая оружием массового поражения. Об этом на заседании СБ ООН заявил 12 сентября заместитель постоянного представителя США в ООН Дж. Каннингэм, подчеркнувший, что «…мы не хотели бы, чтобы наше голосование по резолюции об отмене санкций было неверно истолковано как решение пересмотреть двусторонние меры США независимо от будущего поведения Ливии. В конце концов, Ливии потребовалось почти 15 лет, чтобы отреагировать на требования по делу о взрыве самолета авиакомпании "Пан Америкэн" № 103. По этой причине и в силу выраженных мной озабоченностей США при голосовании по этой резолюции воздержались». В Вашингтоне заявляют, что решение не применять права вето в отношении резолюции о снятии санкций с Ливии не должно восприниматься ее руководством как молчаливое согласие США с тем, что оно реабилитировало себя.
Вместе с тем Вашингтон уже давно ищет пути нормализации отношений с Триполи. При этом американская администрация испытывает растущее давление со стороны нефтяных компаний, стремящихся не упустить возможностей получения для себя выгодных контрактов в ливийском нефтегазовом секторе. Со своей стороны, ливийцы отчетливо дают понять, что готовы к возобновлению сотрудничества, в т. ч. принять американские инвестиции. Ливия также всячески подчеркивает свое желание нормализовать политические отношения с США, в частности, заявлено о намерении Триполи начать соответствующие переговоры уже в октябре 2003 г.
В то же время серьезные разногласия имеются между двумя странами по вопросу об Ираке, ливийской политике в Африке, соблюдению прав человека в Джамахирии и др. Ливия продолжает требовать выплаты компенсаций за ущерб, нанесенный американскими бомбардировками Ливии в марте-апреле 1986 г.
Наибольшую озабоченность у США вызывает стремление Триполи (по американской оценке) приобрести различные виды ОМУ и средства его доставки, в т. ч. баллистические ракеты. По мнению официальных лиц США, «в этих своих усилиях Ливия получает иностранную помощь - в том числе от стран-спонсоров терроризма. Вызывает озабоченность и продолжающаяся модернизация ядерной инфраструктуры Ливии. Триполи активно разрабатывает биологическое и химическое оружие. США будут активизировать свои усилия по прекращению создающих угрозу действий Ливии».
В этой связи хотелось бы отметить следующее. Ливия является участником Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), но не подписала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении (1993 г.). Однако в декабре 2001 г. ливийское руководство выразило готовность подписать Конвенцию 1993 г. В этом случае появится возможность проведения международных инспекций ливийских объектов химической промышленности. В августе 2003 г. М. Каддафи заявил о готовности принять международных инспекторов, в том числе из МАГАТЭ, на предмет проверки наличия в стране ОМУ.
В целом представляется, что процесс восстановления нормальных отношений между Ливией и США будет сложным и достаточно длительным по времени. Негативно на этом процессе скажутся следующие основные факторы: насаждавшиеся на протяжении нескольких десятилетий в обеих странах взаимные образы врага, обоюдные недоверие и подозрительность, наличие как в Вашингтоне, так и в Триполи влиятельных противников нормализации двусторонних связей, неурегулированность взаимных претензий и споров в политической и экономической сферах. К тому же для США в преддверии предстоящих в 2004 г. президентских выборов нынешней вашингтонской администрации будет очень непросто найти наиболее удобную и объяснимую для общественного мнения страны форму объяснения необходимости нормализации отношений с давним и одним из наиболее злостных противников.
Россия, а ранее СССР, никогда не были в числе главных экономических партнеров Ливии. Весьма непростыми были и политические отношения между нашими странами. При этом наибольшее развитие получили советско-ливийские связи в военно-технической сфере.
Россия в марте 1992 г. проголосовала в СБ ООН за введение санкций против Ливии, а вскоре отозвала из этой страны своих военных специалистов. В ответ ливийцы в июле 1992 г. прекратили выплаты по военным поставкам. Более того, Джамахирия первоначально выступила в поддержку таджикской оппозиции и чеченских сепаратистов. Общие потери России от введения эмбарго против Ливии только в 1992-1996 гг. достигли 18 млрд дол. Во второй половине 1990-х гг. российско-ливийские отношения начали улучшаться. РФ стала выступать за снятие с Ливии международных санкций. Со своей стороны, Ливия заявила о необходимости развития всестороннего сотрудничества между нашими странами. В Триполи на самом высоком уровне стали подчеркивать свою приверженность сохранению единства и территориальной целостности России, осуждать чеченских и других сепаратистов.
В то же время приостановка в 1999 г. режима действий санкций не привела к заметной активизации двусторонних отношений. До настоящего времени не решен вопрос о сроках объявленных визитов В. Путина в Ливию и М. Каддафи в Россию. Не оправдались надежды российских оборонщиков на полноценное восстановление военно-технических связей. Товарооборот между нашими странами вырос с 1.7 млн дол в 1997 г. до 155 млн в 2001 г., однако эти цифры не очень впечатляют на фоне динамично растущих торгово-экономических связей Джамахирии со странами Западной Европы.
Конечно, ливийцы очень разборчивы в деле заключения контрактов с зарубежными партнерами. Подводит и не всегда высокая конкурентоспособность наших компаний, их в целом ряде случае нежелание настойчиво работать с Ливией. Но многое здесь зависит и от политического желания сторон развивать взаимное сотрудничество. В частности, чтобы российский бизнес мог активнее, шире работать на ливийском экономическом пространстве требуется не только повысить конкурентоспособность наших фирм и компаний, но и принятие руководством Ливии политического решения о сотрудничестве с РФ.
Примеры позитивных сдвигов имеются. Причем в этом вопросе тон задают некоторые российские регионы. Так, пытаются активно развивать экономические связи с Джамахирией Республика Татарстан и Нижегородская область. В ноябре 2002 г. в Казани находилась делегация во главе с командующим ВВС и ПВО Ливии, которая посетила авиационный и вертолетный заводы и провела переговоры с президентом Татарстана М. Шаймиевым. При этом ливийцы проявили интерес к новому пассажирскому лайнеру Ту-214. Настойчиво действуют в направлении развития сотрудничества с Ливией компания «Татнефть» и ОАО «Камаз».
В Триполи была организована выставка изделий промышленности Нижегородской области, а авиационное предприятие «Сокол» намерено предложить провести модернизацию состоящих на вооружении ВВС Ливии самолетов МиГ-25 (до 80 ед.), а также предложить приобрести партию более современных истребителей МиГ-31.
Отдельно остановимся на вопросе военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Ливией. Традиционно основным партнером Ливии в этой сфере был Советский Союз (поставки на сумму ок. 10 млрд дол. в 1970-1991 гг.). Часть вооружений закупалась во Франции, бывших странах Варшавского договора, Югославии, Бразилии, Италии, Китае, КНДР, Пакистане. В настоящее время многие государства, принимая во внимание наличие у ливийской стороны необходимых финансовых возможностей по оплате спецпоставок, готовы к возобновлению с ней ВТС. Выбор основных партнеров остается за Триполи. Причем, казалось бы, что учитывая то обстоятельство, что основная масса вооружения и военной техники (В и ВТ) была в свое время поставлена из бывшего СССР, Россия имеет неплохие шансы на восстановление прежних связей с Ливией в военной области. Но на деле значительных сдвигов не происходит. В 2001 г. РФ возобновила военные поставки оружия в Ливию на сумму в 100 млн дол. В то же время новых закупок российского оружия Ливией не намечается. Подписанные контракты предусматривают только ремонт или модернизацию полученного ранее вооружения и военной техники. Это предусматривает также и подготовленный в МО РФ проект договора о возобновлении военно-технических связей с Ливией.
Вопрос о состоянии и перспективах российско-ливийских ВТС достаточно сложен. Главным здесь видится то, что само ливийское руководство еще окончательно не определилось с приоритетными направлениями восстановления боеспособности вооруженных сил и военного строительства в целом.
Введение международных санкций самым негативным образом сказалось на боеспособности и боеготовности национальных ВС: уехали иностранные советники и специалисты, прекратились поставки новой техники и запчастей к уже поставленной, осложнились проблемы с ремонтом и эксплуатацией вооружения. Сократились военные расходы, численность вооруженных сил и количество боевой техники в войсках.
На сегодняшний день значительная часть В и ВТ изношена, многократно выработала положенные ресурсы и нуждается в ремонте. Коэффициент технической готовности вооружения постоянно снижается из-за отсутствия нужного количества и ассортимента запасных частей, износа оборудования ремонтной базы, нехватки квалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию вооружения. Кроме того, многие образцы В и ВТ, поставленные еще в конце 70-х - середине 80-х гг. прошлого века, морально устарели, требуют серьезной модернизации или замены.
В то же время в условиях новых политических реалий, сложившихся в мире и регионе Ближнего Востока и Северной Африки в начале XXI столетия, а также учитывая сложное экономическое положение страны и имеющуюся определенную напряженность в ливийском обществе, руководство Ливии, по всей вероятности, вряд ли пойдет на обострение отношений как с ведущими государствами Запада, так и со своими непосредственными соседями. В этом случае внешние военные угрозы Ливии существенно уменьшатся, что, по логике вещей, не предполагает наличие многочисленных вооруженных сил, оснащенных большим количеством сложных (и дорогостоящих) видов вооружений, которые, кстати, всегда очень трудно осваивались ливийцами. Остается, однако, такой немаловажный на Востоке фактор как престижные соображения (у соседа есть, а почему у меня нет), к которому М. Каддафи весьма чувствителен. Но здесь что-то прогнозировать очень трудно. У ливийского руководства остаются опасения и насчет возможной военной акции США против Джамахирии.
И еще одно обстоятельство негативно влияющее на перспективы ВТС между РФ и Ливией, да и на общее состояние наших двусторонних отношений. В Триполи не забыли то, что Россия, считавшаяся дружественным государством, в 1992 г. резко изменила свое отношение к Ливии и фактически полностью поддержала введение режима международных санкций. Через несколько лет, как известно, российская позиция изменилась. Но первая, очень сильная обида осталась, как сохранилось и недоверие к политике нашей страны. Преодолеть все это очень и очень непросто. Так что перспективы налаживания по-настоящему дружественных отношений между нашими странами все еще остаются достаточно неопределенными.
В заключении отметим, что ливийское руководство попытается сделать все возможное, чтобы использовать факт полной отмены международных санкций для возвращения стране статуса полноправного члена мирового сообщества. Конечно же путь к этому будет нелегок и одного желания Триполи тут явно недостаточно. Ливия должна будет не только на словах, но и своими практическими действиями доказать, что она окончательно отказалась от негативных, порой авантюристических деяний не столь уж далекого прошлого.