Президент США Джо Байден принял в Белом доме президента Израиля Ицхака Герцога, который заверил своего американского коллегу в том, что израильская демократия «сильна и устойчива». Ключевым моментом визита И.Герцога было выступление 19 июля с. г. на совместной сессии Конгресса США в честь 75-летия Израиля, в ходе которого он превозносил израильскую демократию и независимую судебную систему, связи между еврейским государством и США, а также подтвердил несогласие израильского руководства с ядерной программой Ирана.
Независимый сенатор от Вермонта Берни Сандерс и семь демократов из Палаты представителей США бойкотировали выступление И.Герцога. Это Ильхан Омар (Миннесота), Александрия Окасио-Кортес (Нью-Йорк), Кори Буш (Миссури), Рашида Тлаиб (Мичиган), Джамаал Боуман (Нью-Йорк), Нидия Веласкес (Нью-Йорк) и Рауль Грихальва (Аризона).
В Республиканской еврейской коалиции (RJC), американской политической лоббистской группе евреев-республиканцев, заявили, что «бойкот Герцога, бывшего лидера Партии Труда, который представляет Государство Израиль, а не политическую партию, фракцию или политику, показывает, что они действительно выступают против Израиля». Законодатели, отказавшиеся присутствовать, «разрушают двухпартийную поддержку, которой Израиль всегда пользовался»[i].
К.Буш и Р.Тлаиб заявили, что «Израиль — это государство апартеида. Утверждать обратное перед лицом колоссального массива свидетельств… значит отрицать эту реальность». По словам Окасио-Кортес: «В настоящее время в Израиле кризис демократии и апартеид»[ii].
На фоне усиления кризиса в отношениях между Соединенными Штатами и Израилем эксперты Института исследований национальной безопасности (INSS) исходят из того, что «стратегическое значение Израиля для Соединенных Штатов актуально только до тех пор, пока общие для них ценности неприкосновенны. В настоящее время особые отношения между двумя странами находятся в опасности, особенно с учетом все больших расхождений в восприятии демократии, политики израильского руководства в отношении палестинцев и растущего отчуждения между американской еврейской общиной и государством Израиль».
В INSS полагают, что об углублении разногласий между Соединенными Штатами и Израилем свидетельствует тот факт, что «даже после встречи в Белом доме между президентом Байденом и президентом Герцогом, а также телефонного разговора между американским президентом и премьер-министром Биньямином Нетаньяху 17 июля, администрация США не смягчила тон и выражает глубокую озабоченность политикой нынешнего правительства Израиля в отношении судебной реформы и палестинской проблемы. Несмотря на обещание Байдена встретиться с Нетаньяху в Соединенных Штатах в ближайшие месяцы, именно события в Израиле повлияют на то, состоится она или нет, и, конечно, каковы будут ее результаты».
К таким выводам экспертов INSS подтолкнуло то, что после переговоров с израильским премьер-министром и президентом Байден посчитал важным подчеркнуть (согласно статье обозревателя New York Times Тома Фридмана) свое уважение к продолжающимся протестам в Израиле, поскольку они демонстрируют «динамизм израильской демократии», которая лежит в основе отношений США и Израиля. В INSS обратили внимание на высказывание Байдена: «Найти консенсус в противоречивых областях политики означает, что вам [Израилю] нужно время. Это важно в случае значительных изменений». Он добавил: «Поэтому моя рекомендация израильским лидерам – не торопиться. Я считаю, что лучший результат – продолжать стремиться к наиболее широкому консенсусу по этому вопросу».
Израильские эксперты также указывают на предыдущее интервью президента США, в котором он назвал нынешнее израильское правительство «одним из самых экстремистских», и некоторых из министров в коалиции «частью проблемы», особенно в контексте палестинского вопроса. В своем телефонном разговоре с Б.Нетаньяху президент США вновь призвал Израиль и палестинцев принять меры для возможности реализации решения конфликта на основе создания двух государств и поддержания стабильной ситуации с безопасностью на местах.
Позиция INSS заключается в том, что, «во-первых, без наличия общих ценностей у Израиля и США не будет общих интересов и каких-либо особых отношений. Соединенные Штаты – это глобальная сверхдержава, которая действует исключительно в своих интересах. Важность Израиля для США заключается в двух основных областях: технологии и возможностях в сфере безопасности. Но значение Израиля в этих областях останется актуальным только до тех пор, пока он остается приверженным общим ценностям, которые определяют его особые отношения с Вашингтоном. Если Израиль изменится и дистанцируется от американских демократических ценностей, то его усиление в этих двух областях начнет противоречить американским интересам». При этом израильские эксперты с пониманием относятся к тому, что «Соединенные Штаты могут поддерживать обширные связи со странами, с которыми они не имеют ничего общего с точки зрения прав человека, демократии, либерализма и капиталистической экономики». Отмечается, что «это происходит только тогда, когда у таких стран есть ресурсы или активы, которые жизненно важны для национальной безопасности США или их экономики. Израиль же не обладает какими-либо редкими природными ресурсами, его географическое местоположение не имеет решающего значения для Соединенных Штатов, он не является частью оборонительного альянса, и даже человеческий и технологический капитал Израиля, независимо от степени его важности, не является исключительным».
Во-вторых, в истории отношений между двумя странами в первый раз возникает беспокойство по поводу того, что Израиль перестает быть демократией. Напряженность в особых американо-израильских отношениях не нова, но сомнения в таких фундаментальных вещах как демократический характер государства, являются беспрецедентными.
В-третьих, особые отношения с Соединенными Штатами определяют, является ли Израиль региональной державой или небольшой страной с ограниченными возможностями. Предполагается, что «Израиль может выжить с более низким уровнем американской поддержки и продолжить существовать, но изменение такого рода существенно повлияет на его безопасность, экономическое благосостояние и качество жизни, которое удается обеспечивать своим гражданам». При этом отмечается, что на данный момент «речь не идет о том, что Соединенные Штаты вскоре прекратят поддерживать Израиль, но продолжающаяся и долгосрочная тенденция чрезвычайно негативная. Это связано не только с израильской политикой, но и с изменением самого американского общества и политики».
«В-четвертых, администрация Байдена решительно выступает против изменения судебной системы и израильской политики на Западном берегу р. Иордан. Позиция Вашингтона по этим вопросам не нова, но есть различия в резкости тона и ее трансляции. Белый дом делает все возможное, чтобы подчеркнуть, насколько он против как поведения израильского правительства в отношении судебной реформы, так и его политики на Западном берегу р. Иордан, что, как там полагают, угрожает двухгосударственному решению палестино-израильского конфликта».
«В-пятых, Соединенные Штаты разочарованы позицией Израиля в отношении Китая и войны между Россией и Украиной». В INSS считают, что «напряженность с Израилем отвлекает внимание администрации от вопросов внешней политики, которые гораздо выше в ее списке приоритетов – в первую очередь, Китай и война на Украине. У чиновников администрации растет разочарование по поводу политики Израиля и того факта, что израильское руководство в их понимании не разделяет обеспокоенность по поводу китайском проблемы».
«В-шестых, на внутреннем политическом фронте США избиратели -демократы больше поддерживают палестинцев, а не Израиль. Об этом свидетельствует недавно опубликованный опрос общественного мнения. Это отражает заявления некоторых высокопоставленных членов Демократической партии во время президентской избирательной кампании 2020 г., когда они призвали администрацию США связать военную помощь Израилю с его политикой на Западном берегу р. Иордан. Такая позиция пользуется повышенным вниманием, даже если в Демократической партии она не является преобладающей».
«В-седьмых, значительные демографические изменения приводят к еще большему отдалению Соединенных Штатов от Израиля. Америка становится менее религиозной, все больше людей определяют себя как атеисты, в то время как Израиль движется в обратном направлении».
В-восьмых, американское еврейство отдаляется от Израиля. Отчасти это связано с политикой Израиля в подавлении неортодоксальных течений иудаизма. Отказ израильского руководства признать реформистские и консервативные течения иудаизма, к которым принадлежит большинство американских евреев, усиливает чувство отчуждения, которое они испытывают по отношению к Израилю. Эти течения называются либеральными; их последователи придерживаются того же базового мировоззрения, что и администрация США, включая опасения по поводу израильско-палестинского конфликта.
Эксперты делают ряд политических рекомендаций.
— Правительство Израиля должно остановить одностороннее принятие законов и действовать на основе широкого национального консенсуса. От этого зависит – ухудшатся или улучшатся отношения Израиля с Соединенными Штатами. Администрация воздержится от активного вмешательства в судебную реформу, если вводимые изменения будут основаны на консенсусе различных политических лагерей. Институт исследований национальной безопасности настаивает на том, что достигнутое согласие должно основываться на позициях обеих сторон политического раскола, и что Израиль не может допустить ситуации, когда какая-либо одна сторона окажется притесненной. Вместо этого стороны (коалиция и оппозиция) должны совместно стараться уменьшить напряженность в обществе.
— На палестинской арене Израилю необходимо воздерживаться от односторонних шагов, которые изменяют статус-кво на местах, и упреждающей инициативы. В INSS опасаются, что «продолжение нынешней политики Израиля в конечном итоге заставит Соединенные Штаты признать концепцию одного государства, пусть и не в ближайшие несколько лет. Однако далеко не факт, что будущее, в котором Израиль станет «государством всех своих граждан», совпадает с национальными чаяниями большинства израильтян, которые считают себя сионистами».
— Необходимо переломить тенденцию и принять, а не отчуждать, различные течения иудаизма. Эксперты объясняют это тем, что «продолжение нынешней тенденции наносит серьезный ущерб, усугубляя раскол в еврейском народе и способствуя тому, что молодое руководство американского еврейства все более становится безразличным к Израилю. Представители поколения двухтысячных, которые родились в смешанных еврейских семьях и воспитаны с пониманием принадлежности к еврейскому народу, перестанут считать себя сионистами и отрекутся от своих еврейских корней. Это может привести к тому, что Израиль потеряет следующую элиту в Соединенных Штатах».
— Израиль должен обозначить пределы применения силы. По мнению экспертов INSS, использование значительной военной силы должно быть в тесной координации с Соединенными Штатами. Это называется «особенно важным, учитывая две основные угрозы безопасности Израиля – со стороны Ирана и палестинцев. В обоих случаях военная сила не только не решит проблему, но усложнит ситуацию. Точно так же в обоих случаях отсутствие взаимодействия с Соединенными Штатами может привести к ужасным последствиям, как с точки зрения военных достижений, так и продолжительности результата после окончания кампании»[iii].
[i] Eight members of Congress boycott talk by Israel’s president // JNS. 19.07.2023. https://www.jns.org/jns/isaac-herzog/23/7/19/304143/
[ii] Despite ‘Squad’ boycotts, bipartisan support for Herzog’s US visit // Ynet. 20.07.2023. https://www.ynetnews.com/article/r1mp72g93
[iii] Policy brief in light of the deepening crisis in relations between the United States and Israel / INSS. 19.07.2023. https://www.inss.org.il/israel-usa/