Сухопутные войска Вооруженных сил (СВ ВС) любого государства не могут выполнять поставленные задачи без бронетанковых подразделений. Именно основные боевые танки (ОБТ) обеспечивают мотострелкам подвижную огневую поддержку, сопровождают пехоту на открытой местности, в горах и даже в населенных пунктах. При ведении боя в условиях плотной железобетонной застройки именно тяжелые бронемашины служат эффективным средством защиты живой силы, которая в свою очередь оберегает танк от действий противника, который вооружен разнообразными противотанковыми средствами.
Практика современных вооруженных конфликтов показывает, что ОБТ также используют в качестве высокоманевренной артиллерии, которая способна самостоятельно занимать господствующие высоты и оказывать поддержку наступательным действиям на тех направлениях где применение самоходных артиллерийских установок со слабой бронезащитой неоправданно.
Тренды военной промышленности Турции
Согласно докладу Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), опубликованному в декабре 2022 года, турецкие производители оружия продемонстрировали самый высокий рост продаж вооружения и военной техники в мире в 2021 году. Из 100 крупнейших компаний, производящих оружие и оказывающих военные услуги, пять были ближневосточными. Две из них были из Турции, что укрепило репутацию страны как производителя и экспортера ВВТ.
Что касается турецких компаний, впереди Aselsan с доходом в 2,16 млрд долл. и 56-м местом в списке. За ней следует Turkish Aerospace, которая за год поднялась на 23 места и вошла в топ-100 на 86-м месте с доходом в 1,2 млрд долл. За последние два десятилетия ее продажи в оборонной и аэрокосмической отраслях выросли в десять раз. Объем продаж в 2002 году составил около 1 млрд долл., а годовой экспорт – около 248 млн долл. К 2021 году продажи ВВТ достигли более 10,1 млрд долл., а экспорт – 3,2 млрд долл. Компания Turkish Aerospace выиграла от таких сделок, как поставка ВВС Филиппин 77 вертолетов T129 Atak стоимостью более 50 млн долл. за единицу. В последние годы Турция также осуществила рекордное количество продаж ВВТ нескольким африканским странам, включая сухопутную технику, ударные беспилотники, ударные вертолеты и турбовинтовые самолеты.
В современных условиях особое внимание турецкие оборонщики уделяют разработке турецких БМП, таких как KAPLAN-20 и БМП Tuplar с двухместной башней MIZRAK-30. У Турции сильные позиции по разработке бронекорпусов и электроники для БМП, однако остальные детали импортируются. Вместе с тем, наиболее чувствительным вопросом для турецкой военной промышленности стала разработка ОБТ полностью национального производства, которая затянулась на долгие десятилетия.
Турецкий танковый парк
В отношении бронетанковых подразделений Сухопутных войск Вооруженных сил Турецкой Республики известно, что на их вооружении находится около 4200 основных боевых танков трех поколений, а именно: «Леопард2А4» в количестве 354 ед. (данное число не учитывает количество танков подбитых или уничтоженных в Сирии), «Леопард 1», М60(М60Т) и М48.
Как известно, турецкие военные планировали модернизировать ОБТ типа «Леопард 2А4» по программе Next Generation, однако разногласия в политических и экономических вопросах в отношениях с Германией на высшем уровне «поставили крест» на этом процессе. Большинство указанных танков были выпущены более 30 лет назад и для поддержания боеготовности нуждаются в капитальном ремонте и радикальной модернизации.
ОБТ М-60Т и М-48 частично были модернизированы усилиями турецких специалистов, но при этом значительный вклад в поддержании боеспособности данных танков внесли израильские разработчики, которые поставили комплекты динамической защиты и другие комплектующие для танков второго и первого поколения. В условиях активного применения противоборствующими сторонами неуправляемых и управляемых противотанковых средств уровень бронезащиты М-60Т и М-48 не обеспечивает экипажу возможность безопасных действий на поле боя, что негативно сказывается на психологическом состоянии личного состава, который не «горит желанием» отдавать свои жизни при выполнении воинского долга и поставленной задачи.
В таких обстоятельствах военно-политическое руководство Турецкой Республики санкционировало программу разработки национального танка поколения 3+, который по своим характеристикам превосходил бы наличные образцы ОБТ. Расчет турецких военных и политиков был сделан не только на то, что специалисты национального ОПК закроют потребность СВ ВС, но и создадут такой танк, который будет востребован в других странах Ближнего Востока и будет составлять конкуренцию американским, французским, немецким и российским ОБТ на мировом рынке вооружений.
Следует отметить, что первоначально турецкие специалисты возлагали серьезные надежды на сотрудничество с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Германии, а именно надеялись, что немецкие специалисты разработают необходимый двигатель мощностью 1500 л. с. и адаптируют под него автоматическую коробку переключения передач, которая обеспечит скоростные (максимальная скорость 70 км/ч) и маневренные характеристики для ОБТ снаряженной массой от 55 до 57 тонн.
Известно, что ОБТ Altay имеет длину 7 м, ширину 3,6м, а высоту (по верхнему срезу башни) 2,5 м. С учетом длины орудия суммарная длина танка составляет 10 м. Турецкие конструкторы и военные рассчитывали на то, что немецкие партнеры поставят для ОБТ Altay турбированные дизельные двигатели MT893 (пр-во компании MTU, Германия) и АКПП HSWL серии 354 от компании Renk. Однако политические разногласия между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и бывшим канцлером ФРГ Ангелой Меркель стали камнем преткновения для дальнейшей реализации турецко-немецкого проекта.
Сотрудничество с южнокорейской компанией Hyundai Rotem
В условиях невозможности продолжения сотрудничества с ОПК Германии руководство ТР санкционировало переговоры с производителями бронетехники из Республики Корея – компанией Hyundai Rotem, которая имеет определенный опыт в создании ОБТ. В качестве первого образца ОБТ южнокорейского производства следует привести танк под обозначением К1, который фактически является адаптированной копией американского М1.
Южнокорейские специалисты оснастили К1 гидравлической подвеской с возможностью изменения дорожного просвета, которая облегчала работу механика-водителя и позволяла уменьшать силуэт танка при необходимости его маскировки в горной и горно-лесистой местности.
После нескольких лет эксплуатации специалисты ВС РК пришли к выводу, что для эффективного выполнения задач им необходим танк поколения 3+, разработку которого начали в 1993 г., однако при создании нового танка К2 Black Panther[i] конструкторы и инженеры Hyundai Rotem столкнулись с множеством проблем – разработка танка затянулась на 23 года.
Специалисты ОПК РК были вынуждены собирать танк из большого количества импортных компонентов, а именно двигатель и АКПП из Германии, система управления огнем из США, автомат заряжания из Франции и т.д. Единственное, что вполне успешно освоили южнокорейские металлурги – технологию производства танковой пушки RH120 с длиной ствола 55 калибров.
В подтверждение высокой квалификации южнокорейских специалистов отметим, что именно благодаря им ОПК Турции получил технологию производства танковых орудий, которые позволяют вести огонь оперенными бронебойными подкалибреными снарядами с обедненным ураном K276 и многофункциональными осколочно-фугасными К277. Кроме того, орудие танка Altay позволяет применять противотанковые управляемые ракеты израильского производства «Лахат», которые обладают скоростью полета 255-300 м/сек, максимальной дальностью 8000 м и оснащены полуактивной лазерной головной частью наведения.
Турецкие конструкторы не смогли освоить технологию производства автомата заряжания и именно по этой причине в башне ОБТ Altay предусмотрено три места для членов экипажа – командира танка, стрелок и заряжающий. Необходимо уточнить, что размещение стрелка и заряжающего в танке организовано последовательно, а посадка/высадка из танка возможна только через один люк. Командир танка осуществляет посадку и высадку из танка через отдельный люк.
Место механика-водителя размещается в передней части корпуса танка по центру. Наблюдение за обстановкой и управление танком обеспечивают три перископных устройства, смонтированных в крышке люка, при этом центральный перископ оснащен прибором ночного видения и позволяет управлять танком в ночное время. Для удобства механика установлен монитор типа CCD, который может отображать как параметры основных узлов и агрегатов танка, так и передавать видеоизображение с камеры заднего вида.
В отношении вторичного вооружения ОБТ Altay известно, что калибр спаренного пулемета составляет 7,62 мм, а зенитный пулемет калибра 12,7 мм размещен в телеуправляемом модуле, который позволяет командиру танка дистанционно вести огонь по живой силе и легкой технике вероятного противника. Система управления огнем Volkan III (обеспечивает действия экипажа в режиме «стрелок-охотник»), навигационная система, а также система тактического управления и передачи данных созданы при совместных усилиях конструкторов и программистов турецкой компании Aselsan и итальянской STM. В дополнение отметим неоднозначные показатели системы динамической защиты ОБТ, которую разрабатывали специалисты турецкой Roketsan при содействии южнокорейских партнеров.
Нельзя обойти и неожиданные политические решения руководства Министерства национальной обороны Турции, согласно которых права на разработку силовой установкой для ОБТ Altay были переданы от известной компании Otokar к малоизвестной компании ВМС, которая ранее имела опыт производства только колесной техники. Китайские обозреватели отмечают неоправданность такого решения МНО ТР, поскольку специалисты Otokar накопили достаточный опыт в проектировании тяжелой бронетехники. В свою очередь недостаточная квалификация сотрудников компании ВМС оказала серьезное отрицательное влияние на весь процесс разработки рассматриваемого ОБТ.
Использование британских разработок
В целях решения вопроса с силовой установкой руководство компании ВМС достигло понимания с британской компанией Perkins по вопросу передачи образцов и технологической документации на турбированные дизельные двигатели CV-12ТСА (серия 3012) мощностью 1323 кВт, которые изначально были спроектированы для ОБТ ВС Великобритании Challenger-2.
Известно, что первый образец данного двигателя с V-образным расположением 12 цилиндров (угол развала цилиндров 60 градусов) был разработан на базе силовой установки, предназначенной для гражданского назначения еще в 70-е гг. прошлого столетия. Длина двигателя составляет 1380 мм, ширина 1275 мм, высота 1183 мм. Известно, что ход поршня составляет 152 мм. Рабочий объем двигателя 26,11 литров. Максимальная скорость вращения коленчатого вала 2300 об/мин.
Следует отметить, что британские специалисты установили высокопроизводительные турбины поскольку без этих устройств данные двигатели не обеспечивают необходимой мощности для тяжелой бронемашины. По данным китайских источников, высокое избыточное давление, нагнетаемое турбинами, неблагоприятно влияло на состояние цилиндров и вызывало перегрев и разрушение блока.
Сотрудничество с южнокорейскими конструкторами
Южнокорейские моторостроители начали работу по созданию дизельного двигателя для ОБТ Altay не с «чистого листа», а использовали немецкие двигатели MB883ka-500 (пр-во компании MTU), которые изначально были предназначены для К2 Black Panther. Кроме того, южнокорейские специалисты предприняли попытку разработки собственной трансмиссии на основе импортной АКПП HSWL серии 295.
В результате проведенных НИОКР специалисты Doosan Infracore Corporation разработали 12-ти цилиндровый турбированный (установлено два нагнетателя) дизельный двигатель с DV27K с системой впрыска common rail. По заявлениям представителей компании разработчика, максимальная мощность двигателя составляет 1500 л. с., однако в реальности данный показатель находится на уровне 1103 л. с., что очевидно недостаточно для обеспечения требуемых скоростных и маневренных характеристик ОБТ Altay.
В отношении DV27K известно, что угол развала цилиндров составляет 90 градусов, диаметр поршня 138 мм., а длина хода поршня 150 мм. Рабочий объем – 27 литров. Максимальная скорость вращения коленчатого вала 2700 об/мин.
Анализ публикаций в открытых источниках, а также фотоматериалов с выставок вооружений и военной техники позволяют указать линейные размеры DV27K, а именно: длина 1828 мм, ширина 1060 мм высота 1126 мм. Масса двигателя составляет 2500 кг.
В ходе опытной эксплуатации двигателей DV27K на прототипах ОБТ К2 Black Panther в бронетанковых подразделениях СВ ВС Республики Корея было установлено, что в условиях высоких температур окружающего воздуха и под постоянной высокой нагрузкой блок цилиндров данного силового агрегата склонен к перегреву и деформации. Кроме того, южнокорейские военные высказали нарекания в отношении надежности шатунно-поршневой группы, эффективности работы промежуточных охладителей надувного воздуха и т.д.
В ответ юристы компании Doosan Infracore Corporation подали иск против соответствующего управления МО РК за необоснованное изменение тактико-технических требований к силовой установке. Подобные действия компании Doosan Infracore Corporation создали прецедент в международной юридической практике, поскольку традиционно органы военного управления выдвигают исковые заявления в отношении предприятий национального ОПК. Большинство военных юристов мира с юмором отреагировали на данное судебное разбирательство.
Следует отметить, что на определенном этапе работ южнокорейские специалисты столкнулись с трудностями адаптации силовой установки к ходовой части ОБТ Altay, поскольку шасси турецкого танка состоит из 14 опорных катков, т.е по семь с каждой стороны (очевидно, что турецкие конструкторы хотели уменьшить давление на грунт и повысить подвижность). Для сравнения у ОБТ К2 количество опорных катков меньше, а значит натяжение цельнометаллических обрезиненных (с двух сторон) гусениц и демпфирование вибраций отличается от «Алтая».
Участие других стран в создании двигателя для ОБТ Altay
С учетом неудач, постигших турецких и южнокорейских конструкторов в вопросе создания мощного турбированного дизельного двигателя представители ОПК Турции были вынуждены прорабатывать другие источники силовых установок. В качестве одного из вариантов рассматривали украинский двухтактный двигатель 6ТД-3, однако его конструкция не предусматривала стыковку с гидравлической автоматической трансмиссией западного производства, а осуществление таких работ по адаптации двигателя к АКПП было признано бесперспективным, поскольку максимальная мощность рассматриваемого мотора составляет всего 1029 кВт.
В качестве четвертого источника двигателей необходимой мощности турецкие специалисты рассматривали Австрию, однако европейские производители сразу выставили такие условия, которые привели к отказу от сотрудничества. Пятым источником двигателей для ОБТ Altay могла стать Япония – оборонно-промышленный комплекс этого государства обладает возможностями для самостоятельной разработки и производства большинства узлов и агрегатов для ОБТ.
Однако, средства массовой информации островного государства «подняли шум» вокруг военно-технического сотрудничества с Турцией. В результате японские двигателестроители (компания Mitsubishi Heavy Industries) не получили выгодный контракт на поставку нескольких сотен моторов.
Новый этап развития турецкого танкостроения
На бронетанковом заводе в провинции Сакарья 23 апреля 2023 года в присутствии президента Турции Р.Т.Эрдогана состоялась церемония передачи ВС страны для испытаний первых двух ОБТ Altay. Планируется, что переданные танки пройдут испытания в составе ВС Турции, после чего начнется их серийное производство и поставки. Ожидается, что испытания будут завершены в 2024 году, а производство начнется в 2025 году. На церемонии было заявлено, что оба образца в течении полутора-двух лет будут проходить испытания, после чего должно быть, наконец, начато серийное производство Altay для турецкой армии компанией ВМС на предприятии в Сакарья-Арифие. Сообщается, что танк в данной конфигурации в исполнении Т1, помимо южнокорейских двигателя и трансмиссии, оснащен также улучшенной комбинированной броней, комплексом активной защиты Aselsan AKKOR, системой управления огнем Aselsan VOLCAN-II, дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметным боевым модулем Aselsan SARP. Полная боевая масса танка в данном исполнении составляет 65 тонн.
Выводы
Фактически, турецкий ОБТ Altay представляет собой сборную солянку из компонентов южнокорейского, немецкого, итальянского, израильского и национального производства, что указывает на основной недостаток – низкий уровень локализации производства компонентов, а зависимость от поставок извне, как уже было установлено турецкими военными, отрицательно влияет на боеготовность любого из видов и родов войск национальных ВС.
В этой ситуации турецкому ОПК необходимо действовать по двум направлениям: во-первых, расширять производство собственных компонентов для ОБТ, а, во-вторых, искать альтернативных поставщиков других странах, обладающих полным циклом разработки и выпуска современных танков. Инвестиции в оба направления вполне оправдают себя поскольку число стран, которым необходимы недорогие и современные ОБТ постоянно растет и в данном аспекте ОПК Турции могут занять определенную долю международного рынка вооружений Сухопутных войск.
[i] K2 «Чёрная пантера» (кор. K2 ‘흑표’) — современный южнокорейский основной боевой танк. Принят на вооружение в 2014 году.