Политический баланс в Турции после всеобщих выборов 2023 г. Часть 3

Будущее Народно-республиканской партии

После выборов все внимание наблюдателей было приковано к оппозиции. Общество, которое оказалось под влиянием воодушевленных обещаний и заявлений лидеров Национальной коалиции, после 28 мая оказалось разочарованным. Почти сразу начались призывы подать в отставку к лидеру Народно-республиканской партии (CHP) Кемалю Кылычдароглу. В этой статье мы рассмотрим, что может ждать главную оппозиционную партию Турции в краткосрочной перспективе.

В своей речи, которую Кылычдароглу произнес после обработки 99% бюллетеней, он сделал акцент на том, что намерен продолжить борьбу за изменения. По сути, он сказал, что уходить с поста председателя СНР не собирается. Это вызвало негативные реакции среди электората. С 29 мая он начал подтверждать свои слова. 1 июня все члены центрального руководящего совета кемалистов подали в отставку. 5 июня был обнародован новый состав руководства. Главной его особенностью стала попытка по усилению влияния Кылычдароглу внутри партии. 6 июня состоялось первое собрание руководства в новом составе. Примечательно, что лидер кемалистов решил поменять политиков, которым прочили назначение в правительство в случае его победы. То есть потенциальные соперники оказались за бортом.

Для понимания стратегии Кылычдароглу важны два факта.

Во-первых, в обществе критиковали назначение Эрена Эрдема на пост руководителя отдела социальных сетей. Отмечали, что это повышение связано исключительно с его лояльностью по отношению к Кылычдароглу.

Во-вторых, резонансными стали слова лидера парламентской фракции CHP Озгюра Озеля о том, что «если подробнее посмотреть, кто в соцсетях призывает к отставке Кылычдароглу, то вы увидите, что это либо тролли Партии справедливости и развития (AKP), либо тролли Народной коалиции».[i] Кылычдароглу продолжает гнуть свою линию и пытается сохранить свое доминантное положение, невзирая на критику оппозиционного избирателя.

Интересно и то, что летом 2023 г. должен пройти курултай Народно-республиканской партии, на котором традиционно проходят выборы председателя. Изначально его планировалось провести летом 2022 г., но из-за риска назначения досрочных выборов его не стали проводить. Кылычдароглу предполагал, что в такой момент важнее обеспечить консолидацию всей партийной структуры. После выборов использовался тот же самый тезис, но уже по отношению к муниципальным выборам 2024 г. Но, в итоге, от переноса отказались, и курултай состоится после 15 октября. В этом контексте красноречивым будет то, как пройдет это мероприятие.

Но атмосферу вокруг партии нельзя назвать благоприятной. Кылычдароглу, несмотря на хорошо проведенную кампанию, в глазах избирателей рассматривается как токсичная фигура, которая не позволяет расширить целевую аудиторию оппозиционных партий. Поэтому активно защищается тезис о необходимости изменений внутри Народно-республиканской партии. Пока что нет публичных признаков недовольства со стороны других членов CHP, но существует вероятность активизации действий со стороны мэра Стамбула Экрема Имамоглу. Предугадать его решения очень сложно. Несмотря на то, что в кулуарах он часто заявлял о желании стать официальным кандидатом на президентских выборах, официально он этого не заявлял. Он предпочитал выбрать выжидательную позицию. Даже с учетом негативного тренда для кемалистов возможность начала борьбы за лидерство с его стороны не является очевидной. Сейчас кажется, что Кылычдароглу полностью контролирует ситуацию, и Имамоглу просто не на кого опереться внутри партии. Но наличие такого политика потенциально является раздражителем, особенно если отношения между ним и Кылычдароглу испортятся.

В этом смысле важной станет динамика рейтингов партии. Учитывая весь негатив вокруг нее, есть соблазн предположить, что влияние кемалистов будет падать. Это вероятный вариант, так как недовольство Кылычдароглу существует и среди электората партии. В отличие от Эрдогана, у Кылычдароглу нет символического капитала, который создает эффект сохранения поддержки даже в негативной ситуации. Против CHP играет и то, что в лице Рабочей партии Турции появилась свежая альтернатива для левых избирателей. Однако высокая доля электората, которая голосует за одну и ту же партию, может стать фактором снижения интенсивности падения рейтинга и сделать его некритичным.

Подытоживая статью, мы отмечаем, что в главной оппозиционной партии Турции существует неблагоприятная атмосфера. Желание Кылычдароглу сохранить свой пост не встречает понимания среди избирателей. Существует фактор Имамоглу, однако пока неочевидна вероятность того, что он готов начать борьбу за власть в CHP. В этом смысле важно следить за динамикой рейтинга кемалистов. Многое говорит о возможности его падения. Однако существование привязанного к партии электората и предстоящие в марте 2024 г. муниципальные выборы могут отложить трансформацию, как минимум, на 9 месяцев.

[i] https://www.sabah.com.tr/galeri/gundem/secim-sonrasi-ozgur-ozelden-pes-dedirten-cikis-kilicdaroglunun-istifasini-isteyenlere-trol-dedi-akillara-o-isimler-geldi/3

54.15MB | MySQL:107 | 2,039sec