С 27 апреля по 9 мая в Германии проходит голосование турецких избирателей, которых в федеральной республике было зарегистрировано порядка 1,5 млн человек. Несмотря на то, что этот показатель является наиболее значительным среди зарубежных турецких общин, он составляет лишь около половины от общего числа лиц с т. н. турецким миграционным прошлым, проживающих сегодня в ФРГ, что может свидетельствовать о высоких темпах натурализации турок. Вместе с тем, весьма существенный интерес к голосованию, проявляющийся в политических дебатах внутри общин, а также в том, что на избирательные участки с родственниками нередко приходят даже те, кто уже имеет немецкое гражданство, порождает в экспертном сообществе ФРГ другие споры. Суть их сводится к тому, что повышенное внимание к этим выборам можно истолковать как низкий уровень интеграции или т. н. двойную лояльность турок, проживающих в ФРГ.
Для всех желающих принять участие в турецких президентских и парламентских выборах начали работу избирательные участки в 16 городах, где у Анкары имеются дипломатические представительства или почетные консульства. В данный перечень вошли Берлин, Гамбург, Ганновер, Дюссельдорф, Карлсруэ, Кёльн, Майнц, Мюнстер, Мюнхен, Нюрнберг, Франкфурт, Штутгарт, Эссен, Аахен, Бремен, Регенсбург. Первоначально предполагалось, что их будет больше, но ЦИК Турции отменил выборы в 9 населенных пунктах, вместо этого увеличив количество урн в оставшихся.
Немецкие источники сообщают, что за первые пять дней выборов явка составила до 300 тыс. человек, что почти на 24 % превышает аналогичные показатели для предыдущего голосования. Общий предварительный прогноз явки в Германии пока оценивается наблюдателями в 48 %, что на 2 % выше статистики 2018 г. При этом в ряде городов фиксируется время ожидания на избирательных участках до 45 минут – часа. Так происходит, к примеру, примеру во Франкфурте, в который устремились избиратели из Лимбурга и Фульды, где собственные участки как раз не открылись. При этом журналисты, опросившие голосующих в очереди, пришли к выводу, что обстановка там довольно непринужденная, а потому нет оснований полагать, что явка сократиться из-за неудобств, связанных с необходимостью поездок в соседние населенные пункты. В Берлине также фиксируются очереди к урнам, вызванные большим количеством местных избирателей. Так, по текущим оценкам, к 9 мая в столице могут проголосовать не менее 95 тыс. человек.
Единственной загадкой для политологов в Германии, следящих за ходом в федеральной республике турецких президентских и парламентских выборов, остаются предпочтения электората, относительно которых к настоящему моменту они не рискуют делать прогнозы. Обусловлена такая ситуация тем, что отдельных опросов общественного мнения на этапе предвыборной кампании или т. н. экзит-поллов в ФРГ не проводилось и не проводится. Эпизодические беседы журналистов с представителями общины создать достоверную картину происходящего не позволяют, так как зачастую непонятно, гражданином какой страны является респондент. Помимо этого, люди очень часто отвечают уклончиво.
Наконец, еще одним аспектом, о котором нельзя не упомянуть, является продолжающаяся агитация. Так, на некоторых участках были замечены случаи массового прибытия голосующих на автобусах с портретами К.Кылычдароглу, свидетельства чего потом попали в социальные сети. При этом представители турецких оппозиционных кругов Германии обвиняют штаб Р.Т.Эрдогана в раздаче подарков на тех же участках, но вот с доказательством этих подозрений, как выяснилось, дела обстоят существенно хуже. Против плакатов ПСР с изображением действующего президента в на территории своей федеральной земли и соседней Баварии выступила фракция ХДС в парламенте Баден-Вюртемберга.
В целом, как было сказано ранее, 9 мая процедура турецких парламентских и президентских выборов на территории Германии завершиться, а бюллетени отправятся в Турцию для участия в общем подсчете голосов. Если ни один из кандидатов на пост главы государства не одержит убедительной победы, второй тур голосования в ФРГ пройдет ориентировочно с 20 по 24 мая. При этом, несмотря на неготовность политологов дать прогноз исхода этой борьбы, они в большинстве своем сходятся во мнении, что свою кампанию в Германии действующий президент Р.Т.Эрдоган провел относительно успешно, сумев обратиться к специфическим запросам местной турецкой общины, прежде всего ее консервативного сегмента, в то время как критика агитации ПСР в большей степени имела отношение к внутренней ситуации в Германии и исходила преимущественно от представителей ее политических кругов на федеральном и земельном уровне.