Соглашение Германии и Катара по поставкам СПГ и его оценки внутри ФРГ

В начале текущей недели катарская государственная энергетическая компания Qatar Energy объявила о финализации соглашения по поставкам сжиженного природного газа в Германию. Согласно распространенной катарским энергетическим гигантом информации, по условиям сделки ФРГ в течение 15 лет будет получать СПГ при посредничестве американской группы ConocoPhillips, которая уже довольно широко представлена в нефтяном секторе федеральной республики. Поставляться «голубое топливо» будет на один из двух строящихся в настоящий момент СПГ терминалов в городе Брунсбюттель (Шлезвиг-Гольштейн). Его ввод в эксплуатацию намечен на 2023 г.

Германо-катарские договоренности предполагают, что с 2026 г. ФРГ будет получать по 2 млн тонн в год. Примечательно, как обращают внимание экономические обозреватели, что после регазификации объем «голубого топлива» будет равен примерно 2,7 млрд куб. м, однако годовое потребление федеральной республики 2021 г. превысило 90 млрд куб. м. Соответственно, речь идет о попытке замещения лишь незначительной доли выпадающего импорта из РФ.

Соглашение характеризуется весьма значительным учетом именно катарских интересов при явном отходе от германских как в области сроков поставок, так и продолжительности контракта, что, по сути, не позволяет быстро диверсифицировать источники энергоресурсов, к чему стремился Берлин, а также нарушает его стратегию стать климатически нейтральной к 2045 г. Как известно, изначально Доха настаивала на долгосрочных договоренностях, поскольку таким образом хотела гарантировать себе продолжительный приток инвестиций, который позволил бы стране иметь гарантии сбыта и финансовое подспорье для разработки месторождений и реализации инфраструктурных проектов. Как следствие, можно говорить о фактическом принятии Германией катарского условия.

Важно также отметить, что для выполнения обязательств по соглашению Катар рассчитывает на два месторождения – North Field East и North Field South. Их разработка представляет собой две фазы проекта расширения т.н. Северного газового месторождения North Field, которое было открыто еще в начале 1970-х гг. Успешная реализация данной инициативы позволит увеличить потенциал Катара по производству СПГ к 2025 г. до 110 млн тонн, а к 2027 г. – до 126 млн тонн. Привлечение ConocoPhillips, в свою очередь, обусловлено ее участием в добыче газа в указанном районе. В результате, фактически Qatar Energy будет продавать «голубое топливо» ConocoPhillips, а уже американская компания – Германии.

Министр экономики и климатической политики Р.Хабек («Зеленые») выразил поддержку сделке, которую сам активно продвигал, в том числе лично посещая Доху. Отказываясь от комментариев о деталях, он сообщил, что «15 лет – это здорово», однако с 2040 г. Берлин все же планирует сделать существенный энергетический сдвиг в пользу возобновляемых источников. Другими словами, политик и федеральное правительство, которое он представляет, судя по всему, хотят  сказать, что сумеют добиться целей своей экологической стратегии за 4-5 лет, а 15 будут получать СПГ, в том числе активно инвестируя в данную отрасль.

Против контракта с Катаром ожидаемо выступила парламентская оппозиции. Заместитель председателя «Левой» партии Л.Г.Бойтин назвал договоренности «еще одним гвоздем в гроб климатических целей Германии», отметив, что «поставки газа с 2026 г. и далее неэффективны для текущего энергетического кризиса, но создают долгосрочную энергетическую зависимость до 2041 г. от страны, которая попирает права человека и ведет кровавую войну», под которой подразумевается Йемен. Необходимо обратить внимание, что в своем заявлении «левый» политик упомянул рекомендации федеральному правительству, поступившие от совета экспертов по климату. Согласно их взглядам, властям требуется «удвоить свои усилия» для достижения целей экологической политики. Исходя из этого, можно предполагать, что расхождение двух этих направлений будет использовать «Левая» фракция в Бундестаге, в том числе направляя свои парламентские запросы.

Лидер ХДС Ф.Мерц, в свою очередь, обратил внимание на незначительные объемы поставок, отметив, что «количество настолько мало, что в принципе даже незаметно». В том же ключе высказалась и союзная политическая сила ХСС, указавшая, что, импорт газа из Катара не окупит себя даже поездку туда самого Р.Хабека, который вместо себя вполне мог отправить начальника профильного отдела во вверенном ему ведомстве.

Нет согласованности в отношении соглашения с Катаром и внутри коалиции. Председатель парламентской группы старшей партии СДПГ Р.Мютцених поддержал контракт, одновременно раскритиковав партнерскую «Зеленую» партию за ее нерешительность. В частности, по его замечанию, СДПГ всегда рассчитывала на СПГ как переходный элемент энергетической стратегии, а теперь «другие, видимо, учатся у нее». Кроме того, с его точки зрения, ситуация с правами человека в Катаре также не является новостью.

Таким образом, федеральное правительство продемонстрировало очередную попытку ситуационного реагирования на энергетический кризис, пойдя при этом на существенные политические уступки Катару и учет его пожеланий по продолжительности контракта. Данные обстоятельства способны спровоцировать внутреннюю нестабильность, поскольку оппозиционные силы явно будут использовать данный фактор в борьбе за власть. При этом есть основания полагать, что старшая коалиционная сила СДПГ в случае обострения политических дебатов может постараться переложить основное бремя ответственности на «Зеленых», которые с одной стороны, занимаются реализацией целей климатической стратегии, а с другой – курируют энергетическую и внешнюю политику.

54.17MB | MySQL:107 | 0,617sec