Военно-политические аспекты новой военной операции Турции на севере Сирии и Ирака

Воздушная операция ВС Турции на севере Сирии и Ирака была перенесена на день раньше из-за расшифровки информации американской стороной, пишет газета Yeni Şafak. Согласно информации, полученной Yeni Safak, операция ранее была назначена на вечер воскресенья. Однако была перенесена на один день раньше, когда американские чиновники, которые были проинформированы об операции, заранее расшифровали ее. Поскольку турецкие ВС в течение нескольких месяцев были сосредоточены на операции на севере Ирака, такой крупномасштабной операции в Сирии не ожидалось. Однако с помощью плана, который «испортил всем игру», было показано, что «цели можно поражать одновременно в двух точках (на севере Сирии и севере Ирака)», – пишет издание.

Турецкая операция на севере Сирии была начата в плотной координации с режимом Б.Асада, утверждают источники турецкого издания «Йени Акыт»[i]. Свою роль, по сведениям издания, сыграла последняя  по времени встреча главы Национальной разведывательной организации  (MIT) Турции Х.Фидана с главой Бюро национальной безопасности Сирии А.Мамлюком. Подобное обстоятельство, как утверждается, объясняет данные о том, что турецкая авиация работала по курдским позициям, находясь в сирийском воздушном пространстве. Такого рода договоренности между соседями снимают интригу вокруг того, что турецкое вмешательство означает для процесса расширения каналов связи между официальным Дамаском и Анкарой. Другой вопрос, что в зоне турецких ударов, как утверждают курдские телеканалы, оказались военные сирийской правительственной армии. Тем не менее, «Йени Акыт» утверждает, что Дамаск начал прорабатывать политические аспекты сближения с Анкарой.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган также дал сигнал о необходимости наземной операции. «Невозможно, чтобы это ограничивалось только воздушной операцией. Сколько сил сухопутных войск должно быть задействовано в этой операции, наши соответствующие подразделения, Министерство обороны и Генеральный штаб решат вместе. Мы проведем консультации, а затем предпримем соответствующие шаги», – заявил он. Заявление было сделано после того, как губернатор турецкой провинции Газиантеп Давут Гюль сообщил, что по меньшей мере 2 человека были убиты (3 человека по данным Министерства внутренних дел) и 6 ранены пятью ракетами, упавшими в центре Каркамыша. Курдские боевики из Сирии нанесли ракетный удар по приграничному турецкому городу[ii]. Атака последовала за аналогичным шквалом ракетных обстрелов в воскресенье после того, как турецкая авиация нанесла удары по курдским боевикам в Ираке и на севере Сирии в отместку за смертоносный взрыв, нацеленный на мирных жителей в Стамбуле неделю назад.

Начатая Турцией операция против курдских формирований стала спусковым крючком и для Ирана, который за эти месяцы многократно пытался смещать информационные акценты в ситуации вокруг протестов внутри страны, обвиняя во вмешательстве политические силы соседнего Иракского Курдистана[iii]. Корпус стражей исламской революции (КСИР) нанес удары по партиям автономного региона якобы в связи с тем, что те разжигают антиправительственные выступления[iv].  Появление КСИР может быть связно с информацией о новой курдской партизанской организации «Иштар», которая взяла ответственность за нападение на полицию в Мехабаде[v]. Анкара и Тегеран сейчас работают против разных курдских фракций, с которыми у двух стран исторически выстраивались конфронтационные отношения, но это не значит, что усилившаяся военная активность не создает повод для противоречий между Турцией и Ираном, чьи зоны влияния сталкиваются в Сирии и Ираке. Есть риск, что попытки решать свои внутриполитические проблемы за счет курдского ареала просто в очередной раз расшатают хрупкую систему региональных связей.

Есть все основания полагать, что Иран инициирует именно крупную специальную военную операцию в Иракском Курдистане. Соответствующее предупреждение Тегеран, как сообщается, уже передал через военные каналы. В граничащих с Курдистаном районах Исламской Республики локальные источники фиксируют повышенную концентрацию иранских войск. После того, как страну накрыла волна антиправительственных выступлений против правил ношения хиджаба, власти Ирана смещают центр общественного внимания на вопросы в сфере безопасности, обвиняя базирующиеся на севере Ирака сепаратистские движения курдов в попытках эксплуатировать манифестации, которые особенно ярко дали о себе знать в районах Исламской Республики с преимущественно курдским населением.

В заключение отметим, что арабские издания цитируют аналитиков, прогнозирующих, что у Тегерана хватит решимости двинуть силы вглубь территории автономного региона, чтобы полностью заглушить эффект, который произвели акции неповиновения у него дома[vi]. Однако вызывающие доверия исследователи курдского региона в своих комментариях все-таки говорят, что у полномасштабной операции нет потенциала и все ограничится кампанией по устрашению с комбинированным применением БПЛА и ракет.

 

 

[i] https://www.yeniakit.com.tr/haber/harekatta-hakan-fidan-detayi-suriye-ve-rus-hava-araclari-1709447.html

[ii] https://twitter.com/gul_davut/status/1594619263083495426

[iii] https://twitter.com/amberinzaman/status/1594096893495152640

[iv] Видео в социальных сетях и сообщения местных источников свидетельствуют о том, что на подавление беспорядков были направлены регулярные части КСИР. Похоже, что это первый случай с начала протестов, когда в ход были брошены регулярные части.

[v] https://twitter.com/jake_hanrahan/status/1593676798595923969?s=46&t=eeCmmNTnO7tngz1YQHhgCQ

[vi] https://www.newarab.com/analysis/why-iran-threatening-invade-iraqi-kurdistan

54.29MB | MySQL:107 | 0,507sec