Позиция Украины по резолюции о ядерном потенциале Израиля и ее возможное воздействие на отношения между государствами

Первый комитет Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в конце минувшей недели одобрил резолюцию о нераспространении ядерного оружия на Ближнем Востоке. В ее тексте содержится призыв к Израилю отказаться от своего ядерного потенциала и передать все связанные с ним объекты под контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Свою поддержку документу выразили 152 государства, среди которых преимущественно представители самого Ближневосточного региона, Африки и Латинской Америки. Против резолюции выступили лишь пять членов ГА – сам Израиль, США, Канада, Микронезия и Палау. А среди 24 воздержавшихся оказались участники Евросоюза, в том числе Латвия, Литва, Эстония, Франция, Германия, Дания, Нидерланды, Польша, Румыния, а также Великобритания, продолжившая консолидировать с ними свою произраильскую позицию несмотря на Brexit. А вот делегация Киева, призывающего Иерусалим оказывать ему больше содействия и отойти от сбалансированности и равноудаленности на российско-украинском треке к своим европейским партнерам не присоединилась, что создало основания для нарастания напряженности в диалоге между государствами.

Если верить сайту израильского внешнеполитического ведомства, последний до указанного голосования в ГА ООН раунд общения с представителями Украины состоялся 20 октября между Я.Лапидом, продолжающим совмещать посты премьер-министра и министра иностранных дел, и главой МИД Украины Д.Кулебой. В ходе беседы Я.Лапид выразил «поддержку народу Украины», а также заявил о «глубокой обеспокоенности военными связями между Ираном и Россией». Ключевые акценты, прозвучавшие из уст Д.Кулебы, в пресс-релизе израильского внешнеполитического ведомства не обозначены. Впрочем, как сам украинский министр написал в социальных сетях по итогам переговоров, стороны «подробно обсудили обращение Украины в Израиль о предоставлении систем и технологий противовоздушной и противоракетной обороны». В результате, уже после принятия соответствующей резолюции о безъядерном статусе Ближнего Востока, Иерусалим оказался вдвойне удивлен, так как, повторимся, последние контакты были именно на уровне МИД, который, в свою очередь, отвечает за курс своей страны в ООН.

Действия делегации Украины в Генеральной Ассамблее одобрили далеко не все, в том числе в самой Украине. Так, главный раввин страны М.Р. Асман направил Д.Кулебе письмо, в котором утверждалось, что позиция на голосовании – «это ужасная ошибка, вследствие которой месяцы совместной работы, поддержки и разговоров были потрачены впустую»[i]. Кроме того, данный шаг «саботировал усилия всех, кто работал над расширением израильской помощи Украине». С точки зрения раввина, гораздо более приемлемым как в контексте отношений между Киевом и Иерусалимом, так и украинских внешнеполитических приоритетов, было бы воздержаться. Это, как указал М.Р. Асман в своем письме, «было бы истолковано как жест доброй воли», в то время как поддержку резолюции в Израиле, на его взгляд, восприняли как «враждебный акт и даже нож в спину».

В защиту дипломатии своей страны выступил посол Украины в Израиле Е.Корнийчук. По его словам, решение Киева было продиктовано несколькими обстоятельствами.

Во-первых, цитируя его заявление в беседе с израильскими журналистами, государство «последовательно выступает против ядерного оружия», в том числе вследствие своего добровольного отказа от него[ii].

Во-вторых, раз Израиль официально не признает и не подтверждает обладание ядерным потенциалом, то и принятый в ГА ООН документ не оказывает на него никакого опасного влияния.

В-третьих, ряд дружественных Израилю государств, включая Кипр, Азербайджан или ОАЭ также были «за» приятие документа, но не получили столь же заметной критики в своей адрес.

Наконец, в-четвертых, как подчеркнул украинский посол, представители Израиля, если хотели иной исход на голосовании, должны были сами вступить в переговоры с Киевом на этот счет. При этом, на его взгляд, Иерусалим отказался вести предварительные консультации для координации позиций в ООН, полагая, что в ответ им придется более четко высказать свое отношение к России на площадке той же организации.

Подводя итог, можно сказать, что, действия украинской делегации на голосовании в ООН с высокой долей вероятности серьезно не изменят характера контактов между Иерусалимом и Киевом, поскольку связаны они не только и не столько с особенностями двустороннего взаимодействия, а в большей степени являются производной от геополитической ситуации и отношений Израиля с Западом. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что Украина, прежде всего через своих дипломатических представителей подрывает контакты с ближневосточной страной. Помимо поддержки антиизраильского документа в ООН, уже упоминавшийся выше Е.Корнийчук на днях в интервью американским журналистам открыто дал понять, что пытается осуществлять давление на Израиль через США, добиваясь прежде всего поставок ПРО и средств борьбы с БПЛА[iii]. Несмотря на то, что в Иерусалиме разделяют озабоченность российско-иранским сотрудничеством, что было подтверждено Я.Лапидом, там явно не хотят продемонстрировать, критическую степень зависимости от Вашингтона в осуществлении внешнеполитического курса, поскольку в дальнейшем это способно негативно отразиться и на других треках, включая, к примеру, китайский.

Несмотря на многочисленные аргументы Украины относительно того, что другие в целом дружественные Израилю игроки проголосовали в поддержку резолюции, именно в данном случае такой довод не работает, причем в Киеве об этом должны знать. Так, еще в 2000-е гг., когда страна искала поддержки ближневосточных партнеров в ООН для продвижения резолюции о признании голода 1932-1933 гг., на тот момент депутат Ликуда, выходец из Харькова З.Элькин призвал республику скорректировать свою линию на голосованиях в ГА, прежде всего по палестинской проблеме, заявляя, что для получения поддержки необходим «симметричный ответ»[iv]. В текущих условиях показать это, как кажется, было даже легче, если принять во внимание позицию США и ведущих государств ЕС, таких как Франция или Германия. Более того, в том числе по израильской проблематике кандидаты на присоединение к Евросоюзу, как правило, в ООН следуют линии, согласованной с такими крупными игроками.

Наконец, в перспективе не исключено нарастание напряженности между Киевом и Иерусалимом именно в силу шагов Украины по продвижению признания голода 1932-1933 гг. парламентами иностранных государств и международными организациями. Киев уже обратился с таким призывом к Берлину в конце октября, а в дальнейшем может активизировать такого рода риторику при приближении к 26 ноября, когда Украиной установлена соответствующая памятная дата. При этом в запросе к израильской стороне весьма вероятны аналогии с Катастрофой европейского еврейства, которые

[i] Uproar after Ukraine’s support for non-proliferation in the Middle East, Ambassador to Israel: “Nobody contacted us about this issue” (in Heb.) // Israel Hayom. URL: www.israelhayom.co.il/news/world-news/article/13242187

[ii] Ibid.

[iii] Kelly L. Ukraine says Iran’s help for Russia should push Israel out of neutral stance // The Hill. URL: thehill.com/policy/international/3709553-ukraine-says-irans-help-for-russia-should-push-israel-out-of-neutral-stance/

[iv] Якимова Е.А. Государство Израиль и европейские республики бывшего СССР: ускользающее партнерство. М.: ИБВ, 2018.

54.18MB | MySQL:107 | 0,617sec