Турция: о характере борьбы между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Кемалем Кылычдароглу

От нашего внимания не ускользает тема шансов победы на выборах той или иной политической силы. Мы отмечали наличие изменений в настроении электората, которые могут повлиять на ход кампании. Неофициально мы говорим о начале предвыборной гонки. Поэтому возможное определение начала тенденций в зародыше мы считаем высшей задачей для проведения точного анализа и прогноза.

В этом смысле интерес вызывает авторская колонка близкого к Р.Т.Эрдогану журналиста газеты «Свобода» (Hürriyet) Абдулкадира Сельви. Он в своей заметке с говорящим названием «В Национальной коалиции звонят тревожные звоночки» дает очень показательные политические симптомы. Несмотря на ангажированность этого автора, им фиксируются важные идеи.

Он замечает: «Я увидел, что Национальная коалиция начинает терять свою особенность быть надеждой для оппозиционного избирателя».[i] Дальше Сельви раскрывает свою мысль: «Не только в исследованиях компании Areda Survey, но и в опросах многих независимых социологических фирм получается один и тот же итог. Народ в качестве злободневных тем видит экономику, удорожание жизни и инфляцию. Но он не говорит, что оппозиция может решить эти проблемы. Потому что оппозиция не вызывает доверия».[ii] Также журналист выражает свое мнение по факторам роста рейтинга Эрдогана: «Впервые жилищная кампания стала причиной для такого большого всплеска. Сегодня народ проявляет интерес к проекту социального жилья, основу которого заложил президент Эрдоган».

В этом контексте для наблюдателя интересны результаты исследования компании Metropoll Araştırma. В нем была поставлена цель определения электорального потенциала лидера Народно-республиканской партии (CHP) Кемаля Кылычдароглу. Согласно ему, только 37,4% опрошенных считают его победу реальной.  Напротив, 57,5% не верят в такой исход. Эти данные показывают, что у этой кандидатуры есть свой потолок. Сложности вызваны тем, что тезисы Абдулкадира Сельви накладываются на подобный сценарий. Если действительно общество потеряло доверие к оппозиции и теперь не так тепло относится к идее смены правительства, то оппонентам Эрдогана будет сложно протолкнуть кандидата из разряда «абы кто». Поэтому внимание к фигуре кандидата будет только расти. Как неоднократно отмечала лидер Хорошей партии Мераль Акшенер, он должен иметь способность одержать победу.[iii]

Эту проблему еще ярче фиксирует анализ поддержки Кылычдароглу среди разного сегмента электората. MetroPoll Araştırma дает цифры, основываясь на партийных предпочтениях избирателя. Низкий уровень веры в победу лидера кемалистов среди сторонников Партии справедливости и развития (AKP) и Партии националистического движения (MHP) не удивляет. Но остальные данные демонстрируют, что насильно мил не будешь. Это видно даже на примере СНР. Проблема наблюдается в том, что уровень уверенности в победе среди электората проэрдогановских партий ниже (6,8% и 2,9% соответственно), чем процент неверующих в победу Кылычдароглу среди сторонников кемалистов (14,9%). Это указывает на сложности с консолидацией оппозиционного избирателя вокруг него. Иными словами, этот кандидат не может вывести к урнам гражданина, который не поддерживает Эрдогана и точно за него не проголосует. И его доля довольно большая. Так почти каждый 3-ий респондент, отдающий предпочтение Хорошей партии, не ожидает победы Кылычдароглу. Как мы подчеркивали, выбор лидера кемалистов обосновывался его способностью получить поддержку избирателей Демократической партии народов (HDP). Но как показывает этот опрос, 36,8% респондентов, которые собираются проголосовать за HDP, не ждут успеха Кылычдароглу. Результат среди электората двух других участников «стола шести», Партии счастья (SAADET) и Партии демократии и прорыва (DEVA), еще более удручающий. Больше половины респондентов, которые предпочитают союзные для CHP партии, не верят в перспективы Кылычдароглу на выборах.

 

Таблица № 1. Результаты опроса по вопросу «Если в это воскресенье прошли бы президентские выборы и кандидатом на них был бы Кемаль Кылычдароглу, по вашему мнению, он бы победил на выборах? (Итоги распределены по партийным предпочтениям респондентов). Источник: Metropoll Araştırma.[iv]

Электорат партии (в зависимости от ответа на вопрос, если в это воскресенье состоялись бы парламентские выборы, за какую партию вы бы проголосовали?» Процент избирателей, считающих, что Кылычдароглу победит на выборах Процент избирателей, считающих, что Кылычдароглу проиграет на выборах
Партия справедливости и развития (AKP) 6,8% 90,2%
Народно-республиканская партия (CHP) 81,9% 14,9%
Хорошая партия (İYİ) 65% 29,9%
Демократическая партия народов (HDP) 56,4% 36,8%
Партия националистического движения (MHP) 2,9% 95,4%
Партия счастья (SAADET) 26,7% 60%
Партия демократии и прорыва (DEVA) 26,9% 69,2%
Другие партии 22,2% 71,6%
Не определился 18,6% 69,5%
Протестное голосование 20% 71,4%
Нет ответа 28,8% 54,2%
Средний результат 37,4% 57,5%

 

Таким образом, на основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы.

  • Такой известный проэрдогановский журналист, как Абдулкадир Сельви, отмечает разочарованность избирателей действиями оппозиции.
  • Опросы демонстрируют, что существует значительная прослойка избирателей CHP, которые не поддерживают кандидатуру Кылычдароглу. Эта доля превышает количество сторонников AKP и MHP, которые не верят в победу лидера кемалистов на президентских выборах.
  • Кылычдароглу пока не может консолидировать электорат оппозиционных партий вокруг себя. При этом он же не является фигурой, которая способна перетягивать голоса у Эрдогана.

[i] https://www.hurriyet.com.tr/amp/yazarlar/abdulkadir-selvi/millet-ittifaki-icin-tehlike-canlari-caliyor-42158859

[ii] https://www.hurriyet.com.tr/amp/yazarlar/abdulkadir-selvi/millet-ittifaki-icin-tehlike-canlari-caliyor-42158859

[iii] https://www.haberler.com/politika/aksener-in-benim-kriterim-kazanacak-aday-dedigi-15383589-haberi/

[iv] https://twitter.com/metropoll/status/1584801788641046528?s=61&t=kcL82Dp4qo8_TelclMTOXA

 

54.05MB | MySQL:107 | 0,608sec