О подходах ФРГ к продолжению участия в миссиях в Средиземноморье и в районе Африканского рога

Федеральное правительство Германии во главе с О.Шольцем с момента вступления в должность уделяло большое внимание зарубежному развертыванию сил Бундесвера. Впрочем, несмотря на общий интерес к теме на первый план вышли такие направления, как Мали или оценка эвакуационной операции в Афганистане. Однако на днях власти оказались перед лицом необходимости рассмотреть судьбу вовлеченности ФРГ в две региональные миссии Евросоюза: IRINI, мандат которой сосредоточен на соблюдении эмбарго на поставки вооружений в Ливию, и «Аталанта», ориентированная на защиту грузов и борьбу с пиратством у берегов Сомали.

В минувшую пятницу федеральное министерство обороны сообщило, что не будет подавать в парламент заявку на продление мандата на участие в «Аталанте», который истекает 30 апреля. Связано такое решение, согласно официальным данным ведомства, с тем, что цель операции была в целом достигнута. В частности, это подтверждается статистикой Международного морского бюро, в соответствии с которой в 2021 г. было получено 132 сообщения о пиратстве, в то время как в 2020 г. их было зафиксировано 195. Данный показатель, с точки зрения организации, соответствует уровню середины 1990-х гг., а его достижение объясняется в том числе активностью ЕС в Средиземноморье, способствующей общей стабилизации ситуации. В предыдущий раз Бундестаг продлевал мандат для «Аталанты» два года назад. На его основе правительство могло отправить в район операции до 300 военнослужащих, однако в последнее время Берлин ограничивался лишь офицерами связи. Таким образом, для федеральных властей, судя по их риторике, речь идет об официальном оформлении завершения присутствия.

А вот в случае с IRINI коалиция «светофор» запросила продление развертывания сроком на один год. Как было отмечено на пресс-конференции представителей федерального правительства, Германия планирует до апреля 2023 г. направить для участия в миссии до 300 своих военнослужащих. При этом важно, что такое направление деятельности, как обучение ливийской береговой, из обновленного перечня задач оказалось исключено. Как сообщил пресс-секретарь Министерства обороны ФРГ Д.Хельмбольд, такой шаг был сделан «ввиду неоднократного неприемлемого поведения отдельных подразделений ливийской береговой охраны по отношению к беженцам и мигрантам, а также по отношению к неправительственным организациям». Отвечая на уточняющие вопросы журналистов, представитель внешнеполитического ведомства А.Зассе отметила, что «береговая охрана вела себя совершенно неприемлемо и незаконно как минимум в двух случаях. Это инциденты в июле 2021 г.». От вопроса о том, кому теперь будет поручено заниматься спасением на море, если учесть, что IRINI сконцентрирована на соблюдение эмбарго, официальный представитель МИД уклонилась, добавив, что на текущем этапе обсуждается именно мандат миссии, а не ситуация в целом.

Представители правительства привели статистику по миссии IRINI на конец марта текущего года, призванную подчеркнуть целесообразность дальнейшего участия в ней. Согласно этим данным, ключевое значение, удя по всему, имеет патрульный самолет P-3C Orion, занимающийся мониторингом ситуации на море. К концу месяца он совершил 56 боевых вылетов и 22 посадки на борт. В качестве примера нарушения запрета на поставки в Ливию по-прежнему приводится инцидент с судном Royal Diamond, произошедший еще в сентябре 2020 г. При этом на уточняющие вопросы журналистов о фактах нарушения эмбарго, в том числе со стороны Турции, пресс-секретарь министерства обороны вновь обратился к Royal Diamond, который шел под флагом Маршалловых островов из ОАЭ.

В целом отказ от продления «Аталанты», хотя и представлен как свидетельство завершения миссии, в значительной степени продиктован тем, что операция утратила правовую основу. Произошло это потому, что со стороны Сомали последовал отказ на продление резолюции Совета Безопасности ООН № 2608, на основании которой международные военно-морские силы могли вести борьбу с пиратством у берегов страны. Соответственно, присутствие Бундесвера в районе Африканского рога становится, в том числе небезопасным для военнослужащих. Вместе с тем, Берлину в ближайшее время, судя по всему, будет необходимо уделить большее внимание Сомали вследствие того, что порядка 90 % страны пострадало от климатического кризиса, грозящего ей голодом и, как следствие волной миграции, которая уже началась, а в перспективе – новым всплеском пиратства.

В том, что касается Средиземноморья, IRINI фактически остается единственной возможностью для продолжения т.н. Берлинского процесса, который с точки зрения даже обозревателей из Германии считается замороженным или зашедшим в тупик. Через поддержание эмбарго ФРГ, судя по всему, рассчитывает исключить открытые вспышки насилия, поскольку реализация других принципов, положенных в основу урегулирования, находится под вопросом, в том числе из-за продолжающейся конфронтации между Россией и Западном. Однако необходимо все же отметить, что, основываясь на комментариях представителя МИД, Германия все же старается избегать прямого увязывания региональных конфликтов на Большом Ближнем Востоке с украинским треком.

54.18MB | MySQL:107 | 0,453sec