Израильские эксперты о напряженности между Россией и Украиной

Израиль тщательно взвешивает и анализирует свою позицию в связи с ростом напряженности на российско-украинской границе.

Иерусалим в целом придерживался позиции нейтралитета между странами после событий 2014 года. Поддержание хороших отношений с Москвой является стратегическим интересом Израиля в свете значительного военного присутствия России в Сирии. Израиль также имеет прочные связи с Украиной в различных областях, а Киев пользуется поддержкой самого важного союзника Израиля, США, в нынешнем кризисе— пишет обозреватель Jerusalem Post Лахав Харьков.

Еще одна серьезная проблема для Израиля, по словам автора, заключается в том, как украинско-российский кризис повлияет на переговоры по иранской ядерной программе. «США и Россия сидят за одним столом, и их делегации встретились в Вене в минувшие выходные. Михаил Ульянов, глава российской делегации на переговорах по Ирану, в минувшую субботу написал в твиттере: “Российско-американские отношения находятся в крайне плохом состоянии. Однако по Ирану нам пока удавалось продуктивно работать»»,- пишет она.

Кроме того, Харьков отмечает тот факт, что в обеих странах есть крупные еврейские общины, которые могут пострадать в результате конфликта и это также необходимо принимать в учёт.

Далее автор цитирует слова директора программы израильско-ближневосточных отношений Института региональной внешней политики «Митвим2 Ксении Светловой о том, что до сих пор неясно, в каком направлении повернется кризис, который может принять любые формы: от российской кибератаки, ограниченного военного вмешательства до полномасштабного вторжения на Украину. Пока ситуация неясна, мир примет нейтралитет Израиля, считает Светлова. Однако, предупреждает она, «момент истины наступает, и Израиль должен подумать о том, что он будет делать».

В случае вторжения России тысячи украинских евреев или потомков евреев могут решить иммигрировать в Израиль, сказала Светлова, призвав Министерство репатриации и интеграции подготовиться к их приезду. Тем не менее сказала Светлова, «важно подчеркнуть, что еще ничего не закончено… еще не принято Путиным решение о том, как действовать или какова конечная цель». На самом деле, утверждает она, Россия выигрывает от сохраняющейся неопределенности и напряженности, в условиях которой США и Европа обращают внимание на Россию и прислушиваются к ее требованиям, и, возможно, больше потеряет от начала настоящей войны.

Обозреватель издания «Гаарец» Аншель Пфеффер, считает, что Израиль может многое потерять от войны между Россией и Украиной.

«Хотя главным стратегическим союзником Израиля на протяжении последних 50 лет были Соединенные Штаты – и останутся таковым в обозримом будущем – после прихода к власти Путина и начала агрессивной постсоветской внешней политики России Израиль оказался вынужден все более внимательно относиться к интересам Кремля. Особенно в последние годы, при президентах Бараке Обаме, Дональде Трампе и теперь Джо Байдене, когда США сокращают свое присутствие на Ближнем Востоке, создавая вакуум, который заполняет Россия»,- пишет эксперт.

Автор отмечает, что в том, что касается его военных союзов, Израиль находится в уникальном положении. Он не является членом НАТО, и его членство в Североатлантическом блоке никогда не было реальной перспективой. Но в последние годы он поддерживает все более тесные военные связи с большинством членов западного альянса, включая частые совместные учения Израиля и этих стран. Хотя «красная» сторона в этих учениях никогда не является конкретно Россией или какой-либо другой страной, объединенные армии используют доктрины и протоколы НАТО, в то время как вымышленный противник имеет системы вооружения российского производства.

С другой стороны, в течение последних шести с половиной лет – с момента ввода российских войск в Сирию – Израиль тесно координирует с Россией свои воздушные операции против иранских целей в этой стране. Хотя Израиль напрямую не информирует русских о своих предполагаемых целях, механизм исключения конфликтных ситуаций между вооруженными силами двух стран и негласные договоренности между Кремлем и Иерусалимом позволяют Израилю продолжать операции над Сирией без столкновений с российскими силами.

Пфеффер напоминает, что во время встречи с Владимиром Путиным в Сочи в октябре прошлого года Нафтали Беннет предложил провести саммит между российским президентом и его украинским коллегой Владимиром Зеленским. Автор отмечает, что премьер-министр Израиля сделал это предложение с ведома Зеленского, но Путин отклонил его. Несколькими месяцами ранее предшественник Беннета, Биньямин Нетаньяху, сделал Путину аналогичное предложение, которое также было отклонено.

«Есть несколько причин, по которым имеет смысл провести саммит Россия – Украина именно в Иерусалиме»,- пишет эксперт. «Израиль – одна из немногих стран, имеющих тесные дипломатические связи как с Киевом, так и с Москвой. Он находится в нескольких часах полета от обеих столиц, о чем убедительно свидетельствует приток десятков российских и украинских бизнес-самолетов в аэропорт «Бен-Гурион» каждые выходные и во время религиозных праздников».

Также эксперт считает, что Израиль одновременно удобная игровая площадка для олигархов обеих стран, а в периоды напряженности – убежище и место встречи. В 2014 году, во время предыдущей вспышки напряженности между сторонами, вестибюли элитных отелей Тель-Авива были заполнены представителями российской и украинской бизнес-элиты, которые укрывались здесь, пока буря не утихла.

Также, по его мнению,  Путин и Зеленский чувствовали бы себя в Израиле «как дома» благодаря сотням тысяч их соотечественников из России и Украины, которые эмигрировали в Израиль за последние три десятилетия. Россия и Украина по-прежнему возглавляют список стран, из которых евреи совершают алию.

54.21MB | MySQL:107 | 0,548sec