11 января министр внутренних дел ПНС Фатхи Башага в присутствии помощника заместителя министра по вопросам безопасности и нескольких руководителей агентств и директоров департаментов министерства встретился с рядом должностных лиц британской консалтинговой компании в области безопасности Rose Partners Company Limited. Во время встречи британцы представили руководству МВД презентацию, показывающую цель создания Высшей палаты безопасности, приоритеты которой включают выполнение задач Министерства внутренних дел и определение его приоритетов в области охраны правопорядка и безопасности.
Представители компании, согласно пресс-релизу канцелярии МВД ПНС через визуальную презентацию «ясно дали понять, что создание Высшей палаты безопасности позволило бы министру внутренних дел более эффективным образом выполнять обязанности по управлению ведомством от имени правительства национального согласия и привлекать к ответственности все компоненты министерства».
Британские эксперты указали на важность создание т.н. «комнат безопасности» в структуре МВД, что облегчило бы связь между всеми подразделениями министерства и работу в области борьбы с терроризмом и борьбы с преступностью.
Со своей стороны Ф.Башага подчеркнул необходимость создания Высшей палаты безопасности, которая будет официально открыта 17 января в качестве органа национального руководства в области безопасности, региональной координации и реализации взаимодействия в сфере охраны правопорядка на местном уровне.
Высшая палата безопасности станет таким образом развивать работу полиции и служб безопасности, что при любых сбоях в работе информационной платформы, специалисты Rose Partners будут немедленно привлекаться к решению проблем и, по сути, станут курировать и координировать деятельность МВД, и, как мы увидим, в дальнейшем, не только ее. Среди основных задач компании, озвученных в ходе презентации, было упомянуто то, что Rose Partners будет помогать Палате в «оценке и контроле стратегических рисков, реализации, мониторинге, оценке и представлении информации».
Ранее, мы уже сообщали, что сотрудничество западных стран и Турции с ПНС носит целенаправленный, системный и четко структурированный характер, определяемый интересами этих стран в Ливии и, соответственно, реализуется так, чтобы должным образом эти интересы представлять, защищать и развивать. Например, британский бизнес в Ливии не занимается строительными проектами, это компетенция турецких, итальянских, мальтийских компаний, к которым в ближайшее время могут присоединиться южнокорейские и китайские. Итальянцы не занимаются энергетикой, а турки, предпочитая проекты в гражданском строительстве, гостиничном бизнесе, взаимодействуя с немцами в энергетических проектах, не берутся за нефтехимическое производство, переработку газа и не проявляют особого интереса к вопросам рыбного промысла в ливийских водах. Великобритания, никогда особо не афишировавшая активность на ливийском направлении, тем не менее, намерена сохранить все те концессионные соглашения, которые были у British Petroleum при Джамахирии, и, как следует из достигнутого с МВД ПНС соглашения, будет не просто контролировать, а, фактически, организовывать его работу, заодно со службами авиационной безопасности, таможни, решением вопросов кибербезопасности, борьбы с терроризмом. При этом, все озвученное уже упоминалось Ф.Башагой в качестве приоритетов его ведомства, а сомневаться в том, что его британские консультанты обладают достаточными компетенциями и техническими возможностями для воплощения амбиций главы МВД в жизнь, не приходится, если посмотреть на то, чем занимается компания Rose Partners.
Осенью прошлого года ее сотрудники участвовали в операции по задержанию грузового судна на котором находились нелегальные мигранты, достаточно широко освещавшейся в СМИ. Вот, что, в частности, сообщала по этому поводу The Times.
«Ничто так не заслуживает заголовков, как спасательная операция с участием вертолетов в британских водах. Хотя операция была явно хорошо проведена и выполнила свою задачу, что, несомненно, является результатом отличного планирования и сотрудничества между спецслужбами, этот инцидент должен пролить свет на растущую безопасность и гуманитарную проблему, создаваемую международной торговлей людьми и, что более важно, необходимость гораздо более широкого международного сотрудничества для решения проблемы у ее истоков».
В статье в The Times говорилось, что «и Испания, и Франция, союзники Великобритании, отклонили неоднократные просьбы экипажа о помощи в обеспечении безопасности, когда корабль проходил через навигационные воды этих стран, направляясь в Саутгемптон, тем самым оставляя проблему для решения британцами на более позднем этапе. Множественные факторы, включая сложность морского права и общественное мнение об иммиграции, несомненно, повлияли на принятие решений Испанией и Францией по этому поводу, и они показывают, сколько работы предстоит проделать в этой сфере. Эффективное международное сотрудничество в области безопасности при рассмотрении инцидентов такого рода — это только часть дела, а не решение. Вместе с нашими союзниками нам нужно работать усерднее, чтобы решить проблему в корне. Это включает предоставление реальной поддержки многим странам (особенно в регионе Ближнего Востока и Северной Африки), где преступные сети осуществляют свои операции по торговле людьми. Эта поддержка должна охватывать множество сложных задач, связанных с реформированием сектора безопасности и судебной системы, обучением полиции и служб безопасности (особенно в области прав человека), международным сотрудничеством и обменом разведданными и все это должно быть в центре внимания международного сообщества».
Rose Partners гордится тем, что играет свою роль в разработке таких решений, работая над рядом значительных проектов реформирования сектора безопасности в регионе БВСА, обеспечивая экспертную поддержку на передовой в борьбе с торговлей людьми. Это включает обучение полиции, управление изменениями, оперативную поддержку специалистов в области разведки, борьбы с терроризмом и организованной преступности. Хотя еще многое предстоит сделать, видно, насколько эти страны хотят добиться успеха в ликвидации бедствия торговли людьми. Как можно убедиться, заслужить такой статьи в самой официальной и, пожалуй, респектабельной газете Соединенного Королевства, может отнюдь не каждая компания.
Основателем и старшим партнером в Rose Partners является Ник Китсон. Он прослужил 20 лет в британской армии, выйдя в отставку в звании полковника и был награжден DSO (Distinguished Service Order) за руководство боевой группой в операциях в Афганистане, работал в Уайтхолле, тесно сотрудничая с правительственными ведомствами Великобритании и международными агентствами — прежде всего с Министерством иностранных дел, Министерством внутренних дел, Кабинетом министров и специальными службами. Покинув армию, Н.Китсон проработал несколько лет в секторе разведки и добычи нефти и газа в сервисной британской компании по разведке и добыче углеводородов. Его последняя должность была вице-президентом по связям с правительством и международным бизнесом. Он отвечает за все отношения Rose Partners с правительством и заинтересованными сторонами.
Ключевые услуги, предоставляемые Rose Partners, включают в себя:
Инфраструктура и наращивание потенциала
Независимая экспертиза для ведения крупномасштабных инфраструктурных проектов от их начала до реализации.
Управление и реализация проектов управления воздушным движением и организации воздушного движения
Развитие потенциала и возможностей в правительстве и бизнесе
Управление рисками безопасности
Управление рисками безопасности на основе разведки
Экспертизы в предметной области по требованию клиентов
Обзор политики, ее создание и генеральное планирование
Управление в кризисах и операционная устойчивость
Операционная безопасность
Непрерывная безопасность крупномасштабных мероприятий
Защита от корпоративного шпионажа
Системное проектирование, интеграция и тестирование
Расследования, цепочек поставок и фактов мошенничества
Решения для частных и семейных клиентов
Управление стилем жизни; наблюдение, охрана жилых помещений, личная охрана
Безопасность путешествий; разработка маршрутов и управление путешествиями
Cyber Solutions; цифровая криминалистика, цифровая защита, управление репутацией
Тренинги по ситуационной осведомленности
Привлечение подобных структур в качестве операционных кураторов и инструкторов по обучению местных кадров, а также технических экспертов позволяет сделать предположение о существенном качественном повышении роли и места, а также возможностей МВД ПНС. Не случайно, накануне приезда британцев Ф.Башага анонсировал начало проведения в столице и ее окрестностях широкомасштабной операции по борьбе с криминалом и контрабандистами под наименование «Сейд аль-Афайя» («Охота на змей»), по некоторым данным в ходе зачисток и оперативно-розыскных мероприятий сотрудники МВД применили ряд рекомендаций британских экспертов, а часть из них принимала участие в управлении операцией и обеспечивала информационное сопровождение.
Таким образом, речь идет о формировании исполнительных структур аппарата силовых ведомств ПНС при активном участии представителей иностранных держав, где, на сегодня, турки и итальянцы преобладают в областях военно-технического сотрудничества, подготовки кадров для Министерства обороны, Службы береговой охраны, а британцы, судя по всему, будут отвечать за МВД, вопросы антитеррора, борьбы с нелегальной миграцией и обеспечение транспортной безопасности, а также, не исключено, возьмут шефство над киберсетями, интернетом и всем, что с этим связано. Все эти процессы управляемы и активно оформляются в правовом поле в виде межправительственных соглашений и межведомственных договоров, сочетаясь с международными тенденциями и в соответствии с нормами и требованиями, действующими в таких случаях. Тем самым, поле сотрудничества Триполи с западными партнерами постоянно расширяется и совершенствуется во всех смыслах.
Естественно, что вопросы кадровой политики и технического обеспечения этих ведомств закономерно станут прерогативой тех стран и тех компаний, которые стоят у истока процесса и оказывают на его формирование самое непосредственное влияние. В подобных условиях, и принимая во внимание нынешнюю политику РФ на ливийском направлении, а также полное отсутствие у нее структур подобных Rose Partners, можно в очередной раз, с сожалением констатировать, что и на этом направлении, в ближайшей и среднесрочной перспективе, речь может идти о создании предпосылок, полностью исключающих какое-либо реальное сотрудничество с Ливией с российскими государственными и частными компаниями со всеми вытекающими из этого для них последствиями. Разумеется, пропагандистская составляющая при этом, будет и впредь утверждать обратное, оперируя туманными категориями геополитики и сложных схем противостояния в глобальных раскладах, где мы неизменно одерживаем победы и добиваемся успехов. Сугубо виртуальных, увы.