Израиль четко сформулировал свою позицию относительно конфликта между Турцией и Грецией

На фоне наблюдающегося в последнее время серьезного усиления напряженности в двусторонннх отношениях между Грецией и Турцией в связи с попытками последней «явочным порядком» сузить границы территориальных вод Греции и зоны ее экономических интересов в Эгейском море Министерство иностранных дел Израиля обнародовало в среду утром официальное коммюнике с выражением полной поддержки Греции в ее нынешнем противостоянии с Турцией. В коммюнике было в частности сказано, что «Израиль внимательно следит за возникшей в Восточном Средиземноморье напряженностью. Израиль выражает свою полную поддержку Греции и солидарность с ней относительно принадлежащих ей районов моря и ее права на свою зону экономических интересов в море».

Согласно комментариям, незамедлительно появившимся по данному поводу в израильских СМИ, процитированное выше заявление внешнеполитического ведомства еврейского государства последовало в связи с многочисленными провокациями, совершаемыми в последнее время Турцией против Республики Греция, которая на протяжении многих лет является союзником Государства Израиль. Собственно, речь идет о тройственном союзе, в который, помимо Израиля и Греции, входит также населенная этническими греками Республика Кипр, противостоящая непризнанной Турецкой Республике Северного Кипра, за которой стоит та же Турция, вторгшаяся в 1974 году на Кипр под предлогом защиты местных этнических турок и оккупировавшая примерно треть территории этого островного государства.

Следует отметить, что до сих пор израильское правительство, стремясь избежать прямого конфликта с Турцией, воздерживалось от того, чтобы открыто занять прогреческую позицию в имеющем долгую историю в конфликте между Турцией и Грецией. Прямое военное столкновение между Турцией и Израилем – это столкновение двух региональных сверхдержав со всеми вытекающими из этого последствиями. Данное обстоятельство прекрасно понимают обе стороны. Именно поэтому, несмотря на то, что после прихода к власти в Турции возглавляемой нынешним президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом исламистской Партии справедливости и развития (в 2002 году) прежние тесные союзнические и даже дружеские отношения между Турецкой Республикой и Государством Израиль стали открыто враждебными, обе стороны всякий раз, когда напряженность в отношениях между ними, казалось бы, достигала «точки кипения» (например, после инцидента с пытавшимся прорвать в 2010 году израильскую блокаду контролируемого ХАМАСом сектора Газа турецким судом «Мави Мармара», в результате которого 10 турецких исламистов была убиты, а 30 ранены, а также получили ранения разной степени тяжести 10 военнослужащих израильского спецназа), воздерживались от окончательного разрыва отношений и от шагов, которые могли бы привести к открытому вооруженному противостоянию между ними.

Однако было бы наивно полагать, что возможность широкомасштабного вооруженного конфликта между Израилем и Турцией исключалась полностью руководством двух стран. Следует напомнить, что союз Государства Израиль с Греческой Республикой и Республикой Кипр имеет не только экономический, но и военный характер. На протяжении последних лет на территории Республики Кипр, а отчасти и на территории Греции проводились совместные учения армий трех государств. Не вызывает ни малейшего сомнения, что в качестве потенциального противника в ходе этих учений союзниками рассматривалась армия Турции и военные формирования марионеточной Турецкой Республики Северного Кипра.

Можно предположить, что нынешнее обострение отношений между Турцией с одной стороны и Грецией с другой непосредственно связано с существенным продвижением в реализации проекта EastMed, совместно осуществляемого в течение последних лет Израилем, Грецией и Республикой Кипр с целью организации поставок в Западную Европу природного газа, месторождения которого были в течение последних лет обнаружены на морском шельфе в зонах экономических интересов Израиля и Кипра. Обнаружение этих шельфовых месторождений и начало их эксплуатации израильтянами подтолкнуло Турцию к тому, чтобы устами представителей Турецкой Республики Северного Кипра заявить претензии на некоторые месторождения, которые намерены совместно разрабатывать Израиль и Республика Кипр. Сходные претензии высказывал и контролируемый проиранским движением «Хизбалла» Ливан. В этих условиях Израиль начал осуществлять программу усиления своих Военно-морских сил и одновременно, учитывая относительную слабость Вооруженных сил Республики Кипр, сделал более заметным присутствие сухопутных подразделений ЦАХАЛа на Кипре.

Можно с определенной осторожность высказать предположение, что изменение тона официальных представителей Израиля в том, что касается застарелого конфликта между Грецией и Турцией, вызвано в немалой степени экономическими интересами. Без участия Республики Кипр и Греции и содействия с их стороны Израиль не может проложить газопровод, который позволит ему экспортировать добываемый им природный газ в Западную Европу. Видимо, ситуация складывается таким образом, что от еврейского государства требуется продемонстрировать, что его военный союз с Грецией является реальным геополитическим фактором, с которым Турции придется считаться, планируя свои действия..

Непосредственным поводом к нынешнему витку обострения напряженности в двусторонних отношениях между Турцией и Грецией стало то обстоятельство, что Турция направило исследовательское судно «Оруч Райс» в район своей морской границы с Грецией в Эгейском море. Согласно первоначальным официальным заявлениям турецкой стороны, в задачи этого судна входит проведение сейсмографических исследований с целью прогнозирования подводных землетрясений и распространение эластичных волн в районе Эгейского побережья полуострова Малая Азия. Поскольку многие принадлежащие Греции острова находятся в непосредственной близости от побережья Турции, такое объяснение звучало достаточно правдоподобно. Однако в понедельник поступило сообщение о том, что на самом деле судно «Оруч Райс» было направлено турецкими властями в район принадлежащего Греции, но расположенного всего в 2 км от побережья Турции маленького (9 кв. км) острова Кастелоризон (Мейисти) для поиска шельфовых месторождений нефти и газа. После этого премьер-министр Греческой Республики Кириякос Мицутакис незамедлительно созвал совещание с участием высшего командования Вооруженных сил Греции.

Если Турции удастся заставить Грецию пойти на уступки в вопросе о государственных морских границах и границах зон экономических интересах, это может непосредственным образом задеть интересы Израиля. Добившись успеха в Эгейском море, турки могут попытаться повторить его и на средиземноморском шельфе между побережьем Израиля и островом Кипр. Тогда еврейскому государству придется отстаиваться свои экономические интересы уже непосредственно в районе принадлежащих ему месторождений природного газа.

54.21MB | MySQL:107 | 0,471sec