О позициях Алжира, Франции и России по Ливии

Алжир выразил сожаление по поводу «противоречивой международной и региональной повестки дня в Ливии», считая, что она поддерживает Ливию в состоянии анархии и делает ее «ареной посредников и для их расчетов между собой, за счет ливийцев».

Об этом говорится в сообщении, направленным главой Министерства иностранных дел Алжира Сабри Бугадумом, по случаю Дня Африки, который отмечается в 57-ю годовщину создания Организации африканских наций и Африканского союза, руководству этих организаций, сообщает официальное агентство новостей Алжира.

В своем послании С.Бугадум выразил «глубокую озабоченность» Алжира опасными событиями, свидетелем которых Ливия стала в последние недели, и вновь заявил о своей готовности стать местом, где мог бы начаться мирный ливийский диалог и продолжать свои усилия по объединению сторон и сближению их взглядов.

«События, свидетелями которых стала Ливия в последние недели, к сожалению, подтверждают противоречивые региональные и международные повестки и акценты дня, которые, похоже, направлены лишь на то, чтобы держать Ливию в состоянии анархии, как сцену для прокси-войн и арену для сведения счетов за счет крови братского ливийского народа», — говорится в послании Бугадума.

Министр иностранных дел Алжира предупредил, что продолжающийся большой поток оружия в Ливию, который представляет собой «вопиющее нарушение» международных резолюций, «не только помог введению цен на гражданскую войну, но и способствовал вооружению террористических групп, которые угрожают безопасности региона, и препятствуют поискам пути политического урегулирования этого кризиса».

В своем письме руководству Африканского союза С.Бугадум также подчеркнул, что Алжир «будет продолжать действовать в духе солидарности с ливийским народом и в рамках координации и консультаций со всеми ливийскими сторонами, соседними странами, Африканским союзом и Организацией Объединенных Наций, которые прилагают все усилия для сближения сторон и сближения их взглядов».

Бугадум подтвердил готовность Алжира «принять ливийский диалог и сделал акцент на ключевой роли, которую соседние страны и Африканский союз должны играть в международном процессе урегулирования ливийского кризиса».

На фоне обострения ситуации в Ливии и все большей роли, которую играют в конфликте Турция и РФ, а за последней совершенно отчетливо видны ОАЭ, алжирская позиция неожиданно стала созвучной той, что прозвучала в их бывшей метрополии, которую, часто ассоциируют в качестве союзника условного блока ОАЭ – КСА – Египет и РФ, однако Франция ведет в Ливии свою игру, гораздо более многоплановую, чем линейная поддержка этого альянса или парламента в Тобруке. Париж гораздо более связан союзническими отношениями с Катаром, членом противостоящей группировки, а в Ливии состязается с той же Италией за главенство в Средиземноморском бассейне и исходит из проекции своих интересов в центральном поясе Сахеля, зоне своего традиционного влияния, где все более активизируются различные силы, от исламистов и сепаратистов-туарегов, до внешних игроков, наподобие Китая и РФ.

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан подтвердил, что ситуация в Ливии «очень тревожная», предупредив, что в этой стране повторяется сирийский сценарий, сообщает Reuters.

26 мая выступая перед сессией французского Сената Ле Дриан заявил, что ливийский кризис «становится все сложнее. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда Ливия превращается в еще одну Сирию».

Вечером 26 мая Ле Дриан провел телефонные переговоры с министром иностранных дел Египта Самехом Шукри, в ходе которых обе стороны подтвердили «важность работы по восстановлению безопасности и стабильности, ликвидации терроризма в Ливии и достижению чаяний ее народа», предупреждая все вовлеченные стороны о «последствиях внешнего вмешательства в кризис», говорится в заявлении МИД АРЕ.

Этот разговор примечателен двумя моментами: налицо проецирование ситуации в Сирии, бывшей французской колонии, на Ливию, в которой Франция также присутствовала, хоть и не в таком доминирующем качестве, как в Леванте. С точки зрения государственных интересов Парижа сигнал вполне недвусмысленный, и, к слову, хоть и формально, но вполне поддержанный Каиром, который является крупным клиентом французского ВПК вообще, а по части, особо заботящей высшее военно-политическое руководство АРЕ, военно-морской, почти целиком, зависящий от сотрудничества с Францией.

Заявление Ле Дриана прозвучало после того, как американское военное командование в Африке (AFRICOM) объявило  о прибытии 14 российских боевых самолетов на авиабазу Аль-Джофра для поддержки сил ЛНА. Соединенные Штаты сочли это свидетельством прямого участия России в ливийском кризисе.

Не особо скрываемая российская поддержка сил Х.Хафтара вызывает серьезную тревогу не только во Франции, она, по сути, возвращает Вашингтон на передний план событий в Ливии из-за его озабоченности по поводу намерений России превратить Ливию в «новую Сирию» посредством долгосрочного военного развертывания, в дополнение к признакам, указывающим на растущую вероятность прямого военного столкновения между Россией и Турцией на ливийской земле.

Российская интервенция, этот термин вполне применим к происходящему, очень быстро переформатировала международную ливийскую площадку, в результате чего и Вашингтон, и генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг выступили с последовательными заявлениями, подтверждающими поддержку правительства национального согласия (ПНС), после того, как у ЛНА появились российские самолеты. Напомним, что первым об их появлении заявил министр внутренних дел правительства ПНС Фатхи Башага, затем эта новость появилась в блогосфере и была поддержана в западных СМИ.  На прошлой неделе официальные инстанции Организации Объединенных Наций заявили о начале расследования точности этой информации.

И, наконец, 26 мая командование ВС США в Африке официально объявило о мониторинге отправки российских военных самолетов в Ливию для поддержки ЛНА, отметив, что американское руководство «оценивает это как шаг, предпринятый Москвой для поддержки наемников частной компании, финансируемой российским правительством и находящейся там, в Ливии».

Командующий ВВС США в Африке и Европе генерал Джефф Харриган предупредил, что успешное военное присутствие России на ливийском побережье станет началом развертывания в регионе «военной техники с большим потенциалом», особенно систем ПВО, на длительное время, что представляет собой «серьезную угрозу для национальной безопасности на юге Европы».

Разумеется, на сегодня, нет никаких оснований говорить о направлении в Ливию систем ПВО семейства С-300. Но озабоченность военных США, разделяемую и в Париже вызывает тот факт, что завтра такой факт вполне может появится. На наш взгляд, та непредсказуемость, которую демонстрирует российское руководство в Ливии, и есть основной фактор для беспокойства в США и в НАТО. Самый опасный противник это тот, чьи действия невозможно предугадать, нет, не с точки зрения заблаговременного выявления средствами разведки таких шагов, с этим у наших «партнеров» все обстоит благополучно и все недавние события это подтверждают. Кстати, шум из–за переброшенных в Ливию эмиратских ЗРПК «Панцирь» не поднимался только потому, что сработал тот самый принцип, «про какого-то, чьего-то сына», которому можно. Однако, в определённый момент, когда баланс был нарушен, на них быстро «нашлась управа» и прикрытие сил ЛНА и наемников, отступающих на юг, пришлось обеспечивать договорным способом.

Казуистика российских официальных представителей, будь она озвучена из МИДа или из Совета Федерации, все более приобретает издевательские нотки, с оттенком бравады: мол, МиГ-29 это «советские, а не российские самолеты. Они были выпущены в СССР, а остальное вас не касается». Эта риторика, вчистую скопированная с классических американских методик Госдепа времен «холодной войны» и противостояния Советского Союза и Запада, про принципу, «а что, им можно, а нам нельзя?» хороша тогда, когда она подкреплена мощной экономической и промышленной базой, а также зиждется на обоснованных и отвечающих государственным интересам, претензиях на присутствие в той, или иной стране. Вмешательство же в чужую гражданскую войну, в которую вовлечены гораздо более мотивированные и обладающие гораздо большим потенциалом, игроки, больше похоже на смесь авантюры, порожденной геополитическими амбициями смешанными с частными интересами отдельных бизнес-сообществ, решивших, что они способны застолбить лакомые участки нефтяного или иного бизнеса в Ливии. На наш взгляд, такая политика чревата неприятными разочарованиями и большими имиджевыми потерями.

Возвращаясь к положению дел в Ливии, представляющей интерес как раз для Франции, особенно к Феццану, следует отметить, что на сегодня, несмотря на неоднократные обещания Национальной нефтяной корпорации и сбытовой компании «Брега» (Brega Oil Marketing Company) по доставке топлива в южный регион, на автозаправочных станциях по-прежнему не хватает топлива, что привело к росту цен на черном рынке на топливо, цена которого за литр достигла трех динаров.

Несколько дней назад глава Национальной нефтяной корпорации Мустафа Саналла заявил, что в южном регионе не было организованных поставок топлива в течение 14 месяцев, что было вызвано кризисом в стране.

В свою очередь, компания «Брега» после объединения ее Совета директоров, в конце апреля прошлого года, провела серию совещаний, на которых обсуждалась проблема хронического топливного кризиса в южном регионе.

Около двух недель назад, член парламента Абдул Салам Кайман провел расширенную встречу с главой и членами руководящего совета муниципалитета Себхи, в присутствии генерального директора западных и южных регионов компании по сбыту нефти «Брега», Халеда Охайба и ряда должностных лиц, по вопросам которые были связаны с координацией между сторонами для отправки топлива и ее безопасностью. Частые контрабандные операции с топливом, повсеместно практикующиеся в южных районах, по-прежнему вызывают озабоченность всех местных органов власти.

53.82MB | MySQL:106 | 0,682sec